Мама

Мама
фото здесь и далее: из архива героини публикации. Елена Заверняева

Есть очень необычные судьбы, необычные люди. Герои, гении, невероятные везунчики. Жизнь дает им уникальные возможности или обстоятельства. А есть люди, которые вроде бы тихо, спокойно себе живут, вне каких-то грандиозных условий или событий. Но они - герои, а их дети – невероятные везунчики. Это приемные родители.

В продолжение проекта "Как живешь, "Деревня SOS" рассказываем об опыте приемных семей.

Куньинский район называют феноменальным в региональной службе опеки. Там, в этом районе – около ста приемных детей в семьях! «МК в Пскове» познакомился с семьей, которая стала родной для пятерых девочек и одного мальчика, и узнал, в чем этот фирменный куньинский секрет и что однажды услышала приемная мама из-за печки.

Елена Заверняева из деревни под названием Жижица - всю жизнь в культуре. Сейчас она – экскурсовод музея-усадьбы Мусоргского. У нее модная стрижка, добрые глаза и спокойный голос.

12 лет назад у нее была обычная дружная семья – муж, две дочери.

Как пришли в эту жизнь приемные дети?

- Все просто – подросли и одна за другой уехали учиться в город Псков мои любимые дочки, - рассказывает она. - Помню, отвезла старшую, Настю, на учебу перед 1 сентября, возвращаюсь домой – слезы душат, душа надрывается. Тут-то я и подумала, что сойду с ума, если не будет слышен в доме детский смех. Года два, до отъезда младшей из дома, мысль о приемных детках, с которыми я могла поделиться своим теплом, крутилась в голове. Поначалу и дочки, и муж были настроены отрицательно. Я не настаивала, но  идею пополнить семью не отпускала,  потихоньку обрабатывала близких... Я тогда заочно училась в Пскове в университете – приезжала на сессии и даже однажды пошла с дочкой-студенткой в детский дом, посмотреть ,как там ребята живут.

Дочери Катя и Настя

Потихоньку семья к ее мысли привыкла. И на очередной, 2009-й Новый год Елена загадала желание – чтобы в доме появились приемные девочки. Обязательно девочки, ведь мальчишек  никогда не растила, не представляла, как с ними управляться.

Вскоре позвонили из органов опеки, где лежало заявление потенциальных родителей. В Куньинском приюте - брат и сестра, их маму лишают родительских прав. Диме 12, а Женечке 6…

Мальчик – как его воспитывать, тем более подростка? Но специалист опеки убедила Елену и ее мужа Сергея, нашла правильные слова. «Вы подумайте, это детки как из вашей семьи. Мама их была отличницей в школе, выступала на сцене, но  потом как-то не сложилось, сколько ей ни помогали... А детки – хорошие, как ваши. Попробуйте, возьмите на выходные».

Сказать, что было очень непросто, ничего не сказать, вспоминает Елена. В школе растерялись и учителя, и дети - как называть новых учеников, кто они: свои или чужие? Соседи боялись, что мальчишка будет хулиганить, а девочка научит плохому домашних малышей.

- А почему вы сразу не отказались от брата с сестрой? Вы же о девочках мечтали.

- Мы приехали в приют с опаской, не скрою. Но я увидела, как девочка крепко обнимает своего брата, единственную свою защиту. И мне вдруг стало понятно, что мы не имеем права от них отказаться. Пригласили в гости на выходные. А Женя тогда была коротко подстрижена и очень похожа на мальчишку. Дома она увидела в шкатулке блестящие украшения, надела все разом на  себя, закрутилась перед зеркалом - красавица! Дима ходил след в след за моим мужем, мужики объединились, их стало в семье двое. В конце августа 2009 года брат с сестрой стали нашими. Отметили 7 лет Жене, и она стала ученицей  1 класса Жижицкой школы. Дима пошел в 7 класс.

Прошло совсем немного времени – или это дни летели стремительно – и Елена стала все чаще задумываться – Дима уедет учиться, и что? Женя будет расти одна?

- Отправились с мужем в детский дом в Великие Луки, искать Жене сестренку. Вернулись с восьмилетней Яной, которую взяли на выходные. Директор детского дома очень переживала, понравится ли нам девочка. Но ни о чем особенном не предупреждала. А мы были воодушевлены настолько, что ничего и не заметили. Так, немножко глазик косит, спотыкается на ровном месте – от волнения, думали. Читала она очень бегло. Но, как потом выяснилось, ничего из прочитанного она не понимала! Оказалось, требовалась особое обучение.

Силы Елены, кажется, только удвоились.

Жизнь шла своим чередом. Дима уехал учиться в Псков, на автомеханика. Колледж для сына подбирала мама Лена, чтобы получше. Старшие, родные дочки – тоже в Пскове.

А тут снова – звонок из опеки, от того самого специалиста: «Димина кроватка же свободная? Елена Петровна, у меня тут на примете есть ребенок, правда, девочке уже 14 лет».

Муж был категоричен – нет! В поселке и так все говорят, что семья из-за денег детей взяла, а тут вновь повод для сплетен появляется.

- А я распереживалась, спать не могла. У этой девочки день рождения 3 марта, как и у меня. Как я могу отказать, это же знак! В общем, накрутила себя по полной программе, - вспоминает мама.

И может, не было бы у 14-летней Леры новой, верной и любящей семьи, если однажды муж Лены не поехал в Кунью отмечаться на бирже труда.

Там по соседству – кабинет опеки. Сотрудница, благодаря которой у Заверняевых-Смирновых было уже трое детей, увидела Сергея, подошла, разговорились. Он поделился с ней своими опасениями. «Суд людской - это не Божий суд, - просто ответила она. - Вы делаете такое важное дело, подумайте еще раз!»

Так Лера обрела дом.

Это было 8 лет назад. Сейчас Валерии 22 года. Закончила колледж в Пскове, получила диплом парикмахера, вышла замуж за военного. У пары растет дочка с красивым именем Мирослава. «Моя пока единственная внучечка, - улыбается бабушка Лена. – Живут в Пскове, но каждое лето гостят у нас»..

Лера и ее семья

Недавно, говорит Елена Заверняева, сделали большое дело - через суд выбили Лере в Пскове квартиру как сироте (Диме так же, через суд, жилье получают, квартиру должны дать в Пскове в следующем году). А не было бы Лены и Сергея? Не было бы этой замечательной сотрудницы опеки?

Список Никифоровой

Пора сказать несколько слов об этой женщине, ангеле-хранителе не одной сотни сирот. Вера Алексеевна Никифорова, в прошлом – специалист службы опеки в Кунье, сейчас, с тех пор, как ей исполнилось 65 лет, – сотрудник Центра социального обслуживания. Есть «список Шиндлера», а есть «список Никифоровой» - мальчики и девочки, которые благодаря ее чуткой, бережной, тактичной работе, огромной мудрости обрели семьи.

- Это такой человек! – качает головой Елена. - Мы тут задумали, что как только выпадет свободное время – книгу напишем о наших детях, о родителях, о достижениях и проблемах приемных семей. А пока снимем несколько сюжетов о нас, может даже потом и полноценный фильм получится. Ведь еще недавно общество совершенно равнодушно воспринимало тот факт, что дети без родителей живут в социальных учреждениях. А сейчас очень многое изменилось. И в том числе благодаря таким удивительным людям, как Вера Алексеевна. Я без нее дышать не могу. Иногда так закрутит, а она скажет несколько слов – и на проблемы смотришь как-то проще. Я всегда к ней обращаюсь за помощью и мудрым советом, очень доверяю ей и дорожу знакомством с этой удивительной женщиной.

- Это редкий случай, когда человек – исключительно на своем месте, - вторит начальник территориального отдела Куньинского района комитета по социальной защите Псковской области​ Марина Морозова. – Она может работать день и ночь, не считаясь с личным временем, чтобы устроить еще одного ребенка в семью. Именно поэтому, из-за Веры Алексеевны, к нам и из других районов кандидаты в приемные родители приезжают.

Так, благодаря Вере Никифоровой и такому ее редкому дару, как сопереживание, семьи в Жижице, Наумово, Груздово, Кунье одна за другой стали приемными. Харченко, Панковы, Ефремовы, Петровы, Казанцевы, Козловы... Даже профсоюзную ячейку создали, рассказывает Марина Морозова. Устраивают собрания, путешествуют, организуют «релакс-туры» для родителей.

Родительский профсоюз. В центре стоит Вера Алексеевна Никифорова (всем бы так выглядеть в 60+!), за ней - наша героиня

И даже Юнармия

Возвращаемся к Заверняевым-Смирновым.

Годы проходят, приемные дочки Яна и Женя в этом году закончили школы. И тоже разъехались. Женя с ее почти отличным аттестатом собиралась в вуз в Москву или Питер, но пандемия напугала. Решили пока остановиться на самом ближнем учебном заведении, Опочецком педагогическом колледже. А дальше видно будет. Яна стала студенткой Западнодвинского колледжа, будет поваром. В этом не было бы ничего удивительного, если бы в детском доме ее не оставляли на второй год в первом классе и не пожимали плечами, говоря о перспективе обучения в принципе.

Яна

- Я и на собраниях сидела, и за уроками с ней по вечерам, и поделки какие только можно клеили. У нас и пение, и танцы, и Юнармия! Да-да, мне из-за детей пришлось в школе целый отряд Юнармии создать, я ими фактически и руководила. Очень ведь хотелось моим ребятам. И форму нам пошили, я обращалась за помощью к областному депутату.  В итоге Женя и Яна попали во всероссийский лагерь «Смена» в Анапе, представляете? Мои звезды! Привезли оттуда благодарности и грамоты. У нас такие портфолио за годы учебы собраны – закачаешься.

  • Совет приемной мамы: дорогие мамы, обязательно находите время для себя. По-моему, самый простой и эффективный способ перезагрузиться – это творчество. Хорошая песня, например. Найдите коллектив, чтобы выступать, быть звездой на сцене, ездить на концерты, бывать в театре…Сейчас, в пандемию, мы все чувствуем, как нам сцены не хватает… Еще мой личный отдых – любимые цветы, сад вокруг дома, лес – обожаю собирать грибы. Плаваю в Жижицком озере с мая по сентябрь – предпочитаю ночью и ранним утром. А если еду к старшим детям в Псков, то обязательно планирую визит в салон красоты.

Здравствуйте, новые дети

В прошлом году, в преддверии отъезда Яны и Жени, Лена собрала семейный совет. Она снова мечтала о двух девочках.

Мама Лена с Яной и Женей

И вскоре, так получилось, шестеро детишек в Порхове остались без родителей – тех лишали прав. И нет никого, кто мог бы взять сразу всех шестерых. Что делать? Только один вариант – разделять детей, но так, чтобы они жили рядом и могли общаться. И Заверняевы-Смирновы стали одной из трех таких куньинских семей (благодаря кому? Правильно, Вере Алексеевне Никифоровой). В семью пришли блондиночки Настюша и Анечка.

Девчушки веселые, стихи читают, танцуют, рисуют, платьица, бантики.

С младшими, Настей и Анютой
По соседству братик и сестрички. И вроде как хорошая модель, и дни рождения вместе отмечают, и путешествуют тремя семьями, и чат у них общий в мессенджере. Но, вздыхает Елена, все-таки очень сложная система. У детей каша в голове – если мы родные, то почему мамы-папы у нас разные? А можно сегодня идти ночевать к сестричке? Только боевой настрой взрослых поддерживает эту сложную систему.
Настя и Аня

Муж

- Все-таки, у женщин запас прочности в плане обихаживания семьи побольше, чем у мужчин. Да и потом, приемные дети – целиком ваша идея. Как муж выдерживает?

- Вы знаете, что спасает? То, что муж охотник, у него шесть собак, а у меня дети и цветы, так, мы шутим, распределяются обязанности. Он или на охоте или на работе. Домой приходит – кормим и пульт от телевизора в руки даем, - смеется Елена.

Разумеется, не все так шоколадно у Сергея. Он и воспитанием занимается исподволь, на своем примере, и… строительством. Семья все больше, вот уже и первая внучка, и на лето приезжают не поодиночке, а парами. В общем, Сергей построил добротный дом побольше, бревенчатый, двухэтажный. «Мне бы еще пристроить маленький домик для гостей. Но это все деньги, пока отложили мечту», - говорит Елена.

Дима, Елена и Сергей
  • Совет приемной мамы: оценивайте свои силы перед тем, как взять ребенка. Ведь если возьмешь – не имеешь права отказаться, как бы трудно ни приходилось! Еще раз предавать ребенка непозволительно, я так думаю. Хотя бы до 18 лет, но надо дотянуть, а там пусть сами решают, кто мы для них.

Самая большая проблема

Это не сложные характеры, не срывы и истерики подростков, не усталость. Нет. Самой большой проблемой Елена называет изменение в законе, которое ограничило опекунские контракты 18-летием подопечного. То есть до 18 лет ты ребенок и под опекой, а после 18 лет опекуны превращаются в посторонних людей. Раньше контракты продлевали до 22-23 лет, пока ребенок учится.

Дима (фотографирует), Лера, Яна, Женя, Настя и её молодой человек

Тут важно, что опекуны на несколько лет раньше теряют возможность защищать права детей.

- Но мы же семья! Я что, детям скажу: простите, у нас закончился контракт? Почему не предусмотреть вариант продления контракта на несколько лет для тех семей и детей, которые не хотят разрывать отношения? А мне теперь отвечают: «А вы кто такая? Забудьте. Пусть звонит ребенок, это его вопрос».

В сентябре этого года неугомонная мама стала депутатом районного Собрания. Больную тему обязательно будет пробивать, используя новые возможности.

Теперь про деньги – да, опекунам платят зарплату и пособие на детей. Но после 18 лет, когда дети разъезжаются, траты родителей на них не прекращаются. Все выходные, неучебные «карантинные» дни, больничные и каникулы студенты проводят дома, по крайней мере, у Заверняевых-Смирновых.

И, конечно, есть любители перебрать купюры в чужом кошельке. Реакция только одна – если думаете, что семьи таким образом обеспечивают себе путь к безбедной и беспроблемной жизни, возьмите себе сироту, воспитывайте, лелейте. И пособие у вас будет, и опекунские. Попробуйте – потом расскажете, как обогатились.

«Детдомовские»

Это обидное слово уходит в прошлое, хоть никто и не верил, что такое возможно. Изменения в законодательстве начали точить закостеневший детдомовский монолит, и вот уже из двух тысяч псковских сирот только около 150 нуждаются в родителях, остальные – по домам. Местные власти показывают пример – на Масленицу Михаил Ведерников устраивает для приемных семей губернаторский прием, на одном из которых побывали и герои этой публикации.

На приеме у губернатора в 2020 году. Слева направо: губернатор Михаил Ведерников, мама Елена Заверняева и ее шестеро приемных детей: Евгения, Настюша, Валерия, Дмитрий, Анечка и Яна

А под Новый год благотворители становятся дедами морозами на губернаторской же Елке желаний. Кстати, таким образом, через Елку желаний, исполнилась мечта Жени, у семьи теперь есть свой личный теннисный стол! Почему такая мечта была – потому что и Женя, и ее брат Дима занимаются настольным теннисом, они победители и призеры турниров районного и областного уровней.

Собирают рождественский подарок - теннисный стол

Не пряники

Если бы за преданность приемным детям давали медали, то у Елены, как и у многих приемных семей Псковской области, была бы самая большая. Она надоедает учителям, чтобы ее ребенка посадили поближе к доске, проверили тетради, записали в кружок. Ходит по судам, выбивая жилье. Возит детей по кружкам и на развивающие занятия в город. Вместе они много путешествуют, даже малыши уже были на море. Все ее дети - участники концертов в сельском клубе, победители творческих конкурсов и спортивных соревнований. А кто посчитал: сколько за это время завязано бантиков, наварено борщей, наглажено рубашек... И неугомонная мать настойчиво требует от общества равного отношения ко всем, родным и приемным.

И настоящих «непряников» много, на целый грузовик. С любым подростком масса сложностей. Но Елена так рассказывает про них, что понимаешь – что бы ни случилось, она абсолютно предана своим когда-то чужим детям. Это не значит, что она всех оправдывает, совсем нет. И ругает, и наказывает, и плачет от бессилия. Но то, что она всегда будет стоять за них стеной – это точно.

  • Совет приемной мамы: Не ждите, чтобы любовь к приемным детям пришла сразу. Она придет, если вы этого хотите. Дайте ей время. Через заботу, ссоры, слезы, смех, через дни, проведенные вместе.

И вроде уже четверо уехали из дома. Девочки в Пскове, Дима со своей девушкой – в Петербурге, работает, скоро свадьбу будут играть. Выросли детки. Но вот этот ее сердечный набат не утихает, она всегда на связи с Димой, Женей, Яной, Лерой. И, конечно, со старшими, родными дочками Настей и Катей. Парадокс – чем старше и самостоятельнее становятся дети, тем дороже для них этот уютный мамин контроль.

- Один раз я случайно, из-за печки услышала, как Дима (ему уже 23), который приехал на 18-летие сестры, наставлял ее: «Никого-никого не слушай, и меня не слушай, а слушай только маму. Я дурак был, что не слушал, выбрал самый трудный путь...» Я так и замерла. Ведь сколько раз было, что мы с Димой ругались и не понимали друг друга. Заплакала, да. От счастья? Наверное, и так можно сказать.

А однажды старшая дочка Настя, которая приехала погостить, как-то летом предложила маме позаниматься вместе с ней йогой. Каревский холм, с которого открывается потрясающий вид на Жижицкое озеро, нагретые солнцем мраморные плиты у памятника Мусоргскому – красота!

- И вот я пытаюсь за дочкой выполнять эти асаны… Такой покой неожиданно нахлынул и умиротворение. Я вдруг впервые задумалась – а что я такое, чего хочу? Не для кого-то, а лично для себя.

- А что вы лично для себя хотите?

- …Чтобы у моих любимых детей всегда все было хорошо. Тогда и я буду счастливой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру