Жесткий контроль
В псковских школах, как оказалось, к вопросам безопасности относятся более, чем серьезно. Пропускную систему во многих учебных учреждениях ужесточили еще во время эпидемии. Во многие псковские школы просто так не попасть. К примеру, в Гуманитарном лицее №15 стоят турникеты, работает вахтер, на территории оборудовано четыре камеры видеонаблюдения. Одна – на улице и три в школе. Планируется дополнительно установить еще две. Организовано три входа, которые контролируют учителя. Об этом в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» рассказала директор Псковского гуманитарного лицея №15 Ирина Аксёнова.
«По поручению губернатора мы провели среди учителей дополнительные инструктажи, проработали памятки и инструкции, как действовать во внештатных ситуациях, усилили контроль за запасными входами и выходами, въездом транспорта на территорию учреждения. Сейчас разрешено заезжать только тому транспорту, который привозит продукты для столовой и вывозит мусор», - рассказала корреспонденту «МК в Пскове» директор учебного учреждения.
После трагедии в Казани в лицее также провели учебную тренировку по эвакуации детей, а с педагогами обсудили, как действовать при чрезвычайных ситуациях.
«Родители знают, что никто посторонний по школе не ходит, у нас этот вопрос контролируется достаточно жестко», - пояснила Ирина Аксенова. Она уверена, что существующих мер достаточно для обеспечения детской безопасности, да и никаких замечаний от родителей школьников не поступало.
В общеобразовательной школе №17 хоть и нет турникетов, но к защите детей подходят не менее ответственно. Как рассказала директор учебного учреждения Светлана Алексеева, в школе существует план работы по антитеррористической безопасности, в который включены занятия с коллективом школы и проведение учебной эвакуации.
«Что касается этого события [трагедии в Казани], конечно, мы отреагировали, провели рабочее совещание и внеплановый инструктаж сотрудников. Мы просчитываем наперед такие ситуации, разрабатываем план, как мы можем защитить детей и куда их прятать во время чрезвычайной ситуации. Теоретически и практически регулярно отрабатывает эти вопросы», - пояснила директор.
В учреждении есть домофон, организовано видеонаблюдение, поэтому никто посторонний зайти не сможет.
«Считаю, что этих мер достаточно, но мы усилили пропускной режим. Посетители по согласованию с администрацией приходят к определенному времени. На территорию школы не допускается никто. По домофону разговаривает вахтер и уточняет, была ли договоренность. Далее человек сопровождается до кабинета и обратно», - рассказала Светлана Алексеева.
В Многопрофильном лицее №4 посторонних пропускают в школу только по паспортам, а на территории организовано наружное наблюдение, рассказала директор учреждения Валентина Платонова.
«Если кто-то приходит в лицей, учитель спускается и встречает его на вахте. Если родители приходят первый раз, проверяем документы, сотрудник школы встречает и провожает его до выхода. Турникетов в нашем лицее нет, мы когда-то их поставили, но по предписанию Госпожнадзора мы их убрали, так как у нас маленькая площадь фойе. Нам пришлось их демонтировать. В настоящее время по поручению губернатора мы усилили контроль за безопасностью, но мы его и не ослабляли», - подчеркнула директор лицея.
Психологическая безопасность
Немаловажно, чтобы школа обеспечивала не только физическую, но и психологическую безопасность детей, считает уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталия Соколова. Системы видеонаблюдения и высокие заборы не защитят школьника от насилия внутри коллектива. Она подчеркнула, что тема буллинга сейчас очень актуальна, дети стали агрессивнее себя вести, что может вызвать определенные неприятные последствия.
«Дело даже не в самих детях, скорее это отражение всего общества. Программы, новости, сами взрослые агрессивные. Мы не говорим о фатальной агрессии, она скорее периодическая, вызванная общим фоном и загруженностью ребенка. Конечно, не последнюю роль играет большой поток информации, и дети не всегда могут справиться с таким объемом. Это приводит к перевозбуждению и порой не всегда адекватной реакции», - считает детский омбудсмен.
Часто школьник не рассказывает родителям, что его унижают, плюют, вешают на спину оскорбительные записки либо выбрасывают вещи в унитаз. Боится пожаловаться родителем, не знает, как с справиться с проблемой, и в итоге уходит в себя, становится подавленным.
С системной травлей ребенок справиться сам не может, уверена Наталия Соколова, ему нужна помощь взрослого, в том числе психолога. «Между тем, как показывает практика, к школьному психологу дети обращаются неохотно, потому боятся, что внутренние переживания станут достоянием общественности, психолог расскажет все учителю. Боятся, что подорвется представление взрослых об их самостоятельности, их статусе», - рассказала детский омбудсмен.
В таких случаях важно найти грамотный подход к детям, но проблема в том, что, по мнению Наталии Соколовой, квалифицированных психологов в школе, к сожалению не хватает.
«Веяние времени такового, что необходимо регулярно повышать квалификацию, появляется много новых вызовов, на которые взрослые не знают, как реагировать. Даже высококлассный психолог, который не в тренде современных рисков, не всегда может оказать профессиональную помощь ребенку», - считает детский омбудсмен. В таком случае школьник может замкнуться еще больше.
По ее словам, самое лучшее, что можно сделать, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно, это построить с ним доверительные отношения.
«Это фундамент здорового климата в семье. Если ребенок доверяет взрослому, то расскажет обо всех бедах. Важно говорить детям о любви, выслушивать, даже если нет времени, - посоветовала Наталия Соколова. - Когда-то я услышала замечательную фразу, которая для каждого родителя должна быть якорем в голове: «Если ты не хочешь, чтобы интернет забрал твоего ребенка, ты должен проводить с ним времени не меньше, чем он проводит в интернете».
Каждый родитель переживает за своего ребенка и старается защитить. К сожалению, трагедия, которая произошла в Казани, могла произойти где угодно. Никто не может гарантировать 100-процентную безопасность ребенка, однако, по крайней мере, можно научить его уважать людей, привить ему доброту и любовь к ближнему. Только в этом случае можно искоренить насилие и издевательства в стенах учебных заведений.