Дураки, дороги и электросамокаты: всё об аренде новомодного транспорта в Пскове

Кикшеринг по-псковски и его опасности для горожан

В Псков пришёл кикшеринг [ред. система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов]. Новость, с одной стороны, отличная: самокаты это и скорость передвижения для тех, кто не хочет трястись в душном автобусе, и удобство для туристов, желающих быстро осмотреть город, и новое развлечение для псковичей. Но с другой стороны… Электросамокаты – вид транспорта довольно травматичный; переломы и сотрясения – не самое страшное, чем может грозить такая поездка. Но хуже всего то, что поведение «самокатчиков» на дороге не регламентировано никакими правилами. Владельцы новомодного транспорта, лихо рассекающие по тротуарам на скорости в несколько десятков километров в час, приравниваются к пешеходам.

В первых числах июня в Пскове появилось около сотни электросамокатов напрокат. Как взять новомодный транспорт? Где и как правильно кататься? Какие проблемы могут возникнуть? И что думают псковские активисты и общественники по поводу кикшеринга? «МК в Пскове» всесторонне изучил вопрос.

Кикшеринг по-псковски и его опасности для горожан
Электросамокат прост в управлении и экологичен. Однако от ошибок никто не застрахован - самокатчики нередко попадают в аварии. Фото автора Bagus Pangestu: Pexels

С самоката на больничную койку

Электросамокаты – довольно модное средство передвижения. Из преимуществ: компактность, легкость в управлении, отсутствие вредных выхлопов и при этом возможность развивать скорость в несколько десятков километров в час, не прилагая при этом никаких усилий. Есть, однако, и минусы. Причём, довольно существенные. Первая в их списке – травмоопасность.

Не удивляйтесь, в городах-миллионниках, например, Москве и Санкт-Петербурге, где аренда самокатов процветает уже несколько лет, аварии с участием «самокатчиков» случаются регулярно. Владельцы модного транспорта, теряя равновесие и «допуская ошибки», получают ушибы и ссадины, ломают руки и ноги, выбивают зубы, врезаются в прохожих, сбивают детей. В отдельных случаях «весёлые покатушки» оборачиваются даже комой. Именно таким окончание поездки на электросамокате во второй половине мая по питерским улицам стало для ведущего солиста Мариинского театра Давида Залеева.

Тогда танцор решил проскочить между прохожими на тротуаре, но не справился с управлением, задел одно из них, упал и ударился головой. Известно, что для того, чтобы спасти жизнь несчастного, врачам пришлось прибегнуть к процедуре трепанации черепа. И это лишь одна из жутковатых историй, связанных с самокатами!

Случаи, когда люди, катающиеся на самокатах, сбивают пешеходов, в больших городах - не редкость. Фото автора Inga Seliverstova: Pexels

Неприятная ситуация с электросамокатом успела произойти и в Пскове. Около 22 часов вечера 7 июня на пешеходной дорожке у многоэтажки по Рижскому проспекту, 16, женщина на арендованном электросамокате въехала в девушку.

«Эта женщина, не умеющая пользоваться тормозами (скорость электросамоката была более 30 километров в час), сбила девушку-инвалида, мою дочь. Дочь получила ушиб колена и ушиб головы. Она страдает эпилепсией, и этот удар ухудшил её состояние. Мы сейчас в Институте Мозга человека, на исследования приехали (запланировано это было давно). В полицию обращались, на судмедэкспертизу направили. К врачу завтра идём здесь, в Питере. Завтра вечером домой поедем и в Пскове тоже сходим к врачу», - рассказала корреспонденту «МК в Пскове» мама пострадавшей, Ольга Северина.

В Пскове электросамокаты можно найти на одной из 10 парковок. Эта располагается напротив Вечного огня

Впрочем, грешит любовью к новомодным средствам передвижения не только Россия. Для справки: во французской столице в прошлом году под колёсами электросредств погибли 5 человек. И пока в европейских государствах придумывают, как «усмирить самокатчиков», и решают, как регламентировать их движение, в России количество поклонников этого вида транспорта день ото дня растёт.

В июне 2021-го добрался кикшеринг и до Пскова.

Для того, чтобы арендовать самокат, достаточно скачать приложение Urent

Сто самокатов и тысячи желающих

В региональном центре краткосрочной арендой электросамокатов занялась компания Urent. Её специалисты выставили около сотни самокатов в прокат на 10 парковках в Пскове. Взять в аренду модное средство передвижения просто: никаких паспортных данных и залога не нужно. Всё, что требуется – установить приложение Urent в ‎App Store или Google Play, пройти авторизацию, привязать банковскую карту (да-да, без неё арендовать самокат не получится, расплатиться за кикшеринг можно только безналично), найти ближайшее средство передвижения на интерактивной карте, сканировать QR-код – и вуаля! Можно ехать!

Кататься на арендованном самокате можно лишь на строго отведённой территории. Бросить средство передвижения в любом удобном для вас месте также нельзя. Скриншот из приложения Urent

Псковичам доступны два тарифа: «Поминутный» - 30 рублей +5 рублей за каждую минуту; «Пока не сядет» - цена зависит от того, сколько заряда осталось в аккумуляторе.

Правила аренды довольно привлекательные. Но есть несколько «подводных камней» - о них нередко пишут в социальных сетях. Читаем, например, что, во-первых, если на полпути арендованный самокат по непонятным для вас причинам перестал ехать, обратиться в техподдержку по телефону не получится, такой опции у компании нет. Только БОТ-помощник, который может рассматривать обращения по нескольку дней. Во-вторых, бросать, где попало электросамокаты нельзя – чтобы завершить аренду, средство передвижения нужно донести до стоянки, пристегнуть к парковке и обнулить код. В-третьих, если верить отзывам тех, кто воспользовался услугами компании, после того, как самокат разряжается, его переднее колесо блокируется и до зоны парковки приходится нести его на руках. В-четвертых, выезжать за пределы обозначенной для катания зоны, а также заносить самокаты в помещения, запрещено.

В приложении можно найти самокат и сразу посмотреть уровень его заряда. Скриншот из приложения Urent

А где кататься-то?

Не спешат восторгаться кикшерингом и псковские общественники. Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» представитель региональной общественной организации «Убитые дороги» Николай Мельков, идея с арендой самокатов с одной стороны хорошая, с другой – встаёт вопрос о том, где на них кататься.

Управлять электросамокатом, на первый взгляд, просто: правый рычаг на руле - газ, левый - тормоз

«Мысль с одной стороны хорошая – удобно, что не надо в хорошую погоду мучиться с автобусами, ждать их, а можно быстро добраться. Но с другой стороны, где потом эти самокаты оставить? И наконец, готовы ли наши дороги? У нас пока решением Верховного суда самокаты относятся больше не к средствам передвижения, а к пешеходам. Есть, конечно, несколько инцидентов, когда за пьяную езду на самокате человека лишали прав, но сейчас эти дела находятся в стадии обжалования. И, скорее всего, человек будет оправдан, потому что самокат у нас в ПДД не существует! Самокатчики – это пешеходы, - поясняет собеседник. - И из-за этого человек на самокате не может передвигаться по проезжей части. Получается, что самокатчики должны кататься по тротуару».

Скоростное средство передвижения на тротуаре, там, где прогуливаются люди, бегают дети… Вот и корень проблемы. А ведь некоторые электросамокаты могут развивать скорость до 80 и даже до 100 километров в час!

Такие самокаты появились на парковке у ТРК «Акваполис». Фото: сообщество «Убитые дороги Пскова» в социальной сети «ВКонтакте»

«Правила поведения владельцев средств индивидуальной мобильности [ред. электросамокатов, сигвеев и гироскутеров] ничем и нигде не регламентированы. Пока самокаты для высшего законодательного уровня – что-то непонятное. Но это “нечто” может развивать скорость и 60, и 80 километров в час, и сбить человека достаточно серьёзно. Сотрудники госавтоинспекции работают в соответствии с законодательством. Но по закону самокат – это не транспорт. И, даже смешно звучит, но столкновение человека на самокате с пешеходом будет фиксироваться как происшествие с двумя пешеходами. И тут нет ответственности сотрудников госавтоинспекции, тут просто нужно законодательно принимать какие-то меры. Пока же на законодательном уровне ничего не решено», - рассказала «МК в Пскове» инспектор по пропаганде ОГИБДД УМВД России по городу Пскову Юлия Федорова.

Вне закона

Словом, самокатчикам закон не писан. Не значит ли это, что появление кикшеринга в Пскове приведёт к увеличению дорожного травматизма? Прогнозировать в городском ГИБДД этот аспект не берутся. А активисты «Убитых дорог» и вовсе успокаивают, мол, гонять и сбивать людей на арендованных самокатах в Пскове не получится.

Оплатить аренду новомодного транспортного средства можно исключительно безналично

«У кикшеринговых компаний, как правило, скорость самокатов ограничена 10-15 километрами в час, они не могут “летать как угорелые”. Но и на этой скорости можно создать такую ситуацию, что всё обернётся очень печально», - высказывает мнение Николай Мельков, а затем добавляет: это ещё не все проблемы, которые обнаружились с началом работы сервиса по аренде самокатов.

Активист движения «Убитые дороги» обратил внимание и на то, что в Москве и Московской области люди используют самокаты, как правило, для того, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б» (не кататься по городу, а просто доехать до метро). Это, по его мнению, актуально для больших городов, но не для Пскова. Однако какими бы ни были намерения у того, кто планирует арендовать самокат – добраться до работы или покататься по набережной – парковок, где можно было взять и оставить самокат, считают активисты, в городе недостаточно.

Популярность электросамокатов растёт, а правил, регламентирующих их движение пока нет. Фото автора Let's Kick: Pexels

«Необходимо, чтобы были точки, где самокаты можно взять и оставить. Чтобы человек знал, что на этой парковке они есть всегда. А не так что утром все уехали, самокаты разобрали, и в течение дня они не появились. Это плохо. Плюс они [ред. руководство проката в Пскове] не задействовали район Любятово и некоторые частные секторы по какой-то причине, к примеру, Паневик выпал. Но там тоже есть асфальт, тоже живут люди, которым такой способ передвижения может быть удобен. Наше общественное движение будет встречаться с руководством проката на днях. Уже наметили проблемные точки – будем обсуждать» - поделился планами Николай Мельков.

Для того, чтобы с вас прекратили списывать деньги за катание, самокат нужно вернуть на парковку

Интерес россиян ко всему новому и суперсовременному, в частности, к электросамокатам, опередил появление законов. По оценкам экспертов, по всей стране насчитывается уже около 15 тысяч таких самокатов. Получилось, что средства передвижения есть, а правил для них нет. Это противоречие с недавних пор стало беспокоить и жителей Пскова.

«Задушите эту гидру, пока ещё маленькая. Когда вас собьёт на пешеходной дорожке пьяный на 50 км в час на таком снаряде, барана будет не жалко. А вам лечиться», - прокомментировал в соцсети «ВКонтакте» новость о проявлении в Пскове кикшеринга один из горожан.

Мы же, со своей стороны, считаем, что «душить» никого не надо. А вот регламентировать на законодательном уровне поведение этой «гидры» уже пора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру