- Как вы получили заказ на оформление люков, заказчиком была администрация города?
- Наше взаимодействие очень тесное. Я у них нахожусь, можно сказать, на расстоянии вытянутой руки, потому что участвую в комиссии по вывескам, помогал делать выставку «Арт-наследие», у нас там был свой стенд. Комитет по охране памятников участвовал в этой выставке, презентовали там свои проекты, весь Псков представляли как туристический кластер. Соответственно, я участвовал в оформлении, два года подряд помогал в оформлении выставки. Сотрудничал с псковской филармонией— разрабатывал для них дизайн афиш и логотип. В администрации знакомы с разными моими проектами, и я неоднократно пытался с разных сторон участвовать в каких-то городских идеях, предлагал свои идеи. В первый раз мой проект действительно сработал, эскизы понравились, и люди стали их использовать.
- Люки - это часть дизайн-кода Пскова или дизайн-код — это больше про предпринимателей?
- Нет, особой связи между дизайн-кодом и люками нет. Просто в администрации пришли к пониманию, что надо обновлять все сети, а люки — это один из дополнительных способов сделать туристическую симпатичную вещь, которая будет привлекать людей и украшать город. Сейчас в целом стараются обновить город, активно все ремонтируется.
- На голосование вынесли шесть макетов, у вас их столько и было? Или было больше, потом что-то убрали?
-Я предлагал шесть, может быть, там была ещё парочка, которые исключили в процессе, предлагалось несколько концепций. Я, честно говоря, и не думал, что практически все концепции будут одобрены и что все пойдут в работу. Мы отправляли их музейщикам на согласование, чтобы они вынесли свой вердикт — приемлемо или нет. В принципе, они всё одобрили с незначительными замечаниями.
- В нескольких словах расскажите, пожалуйста, какие концепции вы предложили?
-Там всё просто. Одна концепция — это условная орнаментальная, где используется паттерн [выбран дизайн люка «Снеток». Это повторяющийся узор в виде царской рыбки, которой торговали на Рыбных рядах - символ развитой некогда отрасли в Пскове - прим.ред.]. Была идея как-то отразить псковские мотивы, такие как снеток или архитектурные элементы. Я решил не делать их буквально, а вплести в паттерн, чтобы он был как часть туристического стиля Пскова.
Вторая концепция была по мотивам творчества Юрия Спегальского [знаменитый архитектор, выдающийся реставратор Пскова, художник и знаток псковского зодчества - прим.ред. ]. На самом деле это вообще огромный источник вдохновения. Спегальский успел придумать очень много интересных вещей. Из его эскизов, его идей можно забацать Псковской области целый фирменный стиль.
Мне кажется, его наследие недооценено. Спегальскому-то даже памятника нет в Пскове, а стоило бы поставить, уделить ему больше внимания. Я думаю, все еще впереди.
Но вернемся к нашим люкам. Третья концепция — самая очевидная, она была фактически на поверхности. Это псковская монета [псковская деньга — монета независимой Псковской республики, чеканившаяся с 1425 до 1510 года. В качестве дизайна люка выбрана надпись "псковская деньга" - прим.ред.]. Позже мне написали в комментариях, что в эскизе были ошибки в написании фразы "псковская деньга". Сейчас надо это всё дорабатывать. На псковских старых монетах иногда очень грубо выбивали изображение, очень условно, где-то даже не влезала буква и было написано «псковская деньг...». Мне пришлось изучить материалы и повнимательнее просмотреть виды монет. Сейчас нужно сесть и всё отрисовать окончательно, чтобы было идеально.
- Теперь, когда голосование закончилось, макеты выбраны, какая работа вам предстоит?
- Самая муторная: сидеть и всё отрисовывать, перепроверять, чтобы все буквы были правильные. Шрифт на псковской деньге был очень специфичен, поэтому нужно делать все, в соответствии с прообразом, но так, чтобы не было потом замечаний к внешнему виду. Эти люки функциональные, будут использоваться по своему прямому назначению. Кстати, в администрации были сторонники разных тем, каждый болел за какую-то свою идею. Мне кажется, у них внутри тоже было какое-то своё голосование за внешний вид люков.
- Как вы работаете: один или у вас есть какая-то команда?
- У меня есть дизайнеры, к которым я обращаюсь, есть люди по 3D-моделированию, есть те, кто занимается сайтами. По большому счёту, мы просто некое условное сообщество свободных людей, которые работают сами по себе. Иногда я собираю людей для работы над определенным проектом. Люки делал сам, мне не пришлось никого привлекать. По большому счёту сейчас студии как офиса нет, хотя я думаю об этом. Но творческих людей сложно собрать под одной крышей и сказать, мол, давайте будем работать с 9.00 до 18.00 Это практически нереально, и не имеет особенного смысла.
- Насколько я знаю, вы не коренной пскович. Откуда вы приехали?
- В Пскове я живу последние лет шесть, переехал из Питера, и за эти годы успел достаточно много сделать, со многими поработать. Делал дизайн вывески для одного известного псковского кафе, расположенного в центре города. Это было еще до введения в городе дизайн-кода. Ребята сами были заинтересованы в том, чтобы их вывеска в будущем попала в новый стандарт. В итоге им единственным с этого дома не пришлось ничего потом переделывать.
- К вам обращаются предприниматели, которых обязали снять вывески, не попадающие под стандарт?
- Они обращаются к тем, с кем они работали, и кто непосредственно занимается производством рекламной продукции. Чаще всего я разрабатываю не отдельные элементы, а весь фирменный стиль. Мне кажется, что центр, благодаря дизайн-коду, стал как-то симпатичнее. Надеюсь, эта тенденция продолжится и дальше.