Сергей Кудь-Сверчков о полете в космос Юлии Пересильд, межпланетном туризме и важности одной секунды

Космонавт-испытатель Сергей Кудь-Сверчков 25-26 мая посетил Псков, где встретился с местными любителями астрономии, школьниками и студентами. Он рассказал, как провел в полете 183 дня 23 часа и 10 минут и совершил выход в открытый космос. Псковский регион стал очередной точкой на пути следования космонавта, рассказывающего о красотах бескрайней Вселенной и важности развития науки.

Что думает космонавт о съемках в невесомости Юлии Пересильд, когда туристы смогут отправиться на Луну и почему в космосе важна каждая секунда – читайте в эксклюзивном материале «МК в Пскове».

Сергей Кудь-Сверчков. Фото здесь и далее Вадима Боченков

— Как вы оцениваете полет Юлии Пересильд в космос? Было ли это необходимо или сцены в космосе можно было снять на Земле?

— Я знаю, что отношение к полету киноэкипажа на Международную космическую станцию неоднозначное. Это решение руководства, и я не буду его обсуждать. Но нельзя отрицать того, что этот отдельный полет вызвал огромное общественное внимание к космонавтике и к космическим полетам в целом. И это хорошо. За полетами в космос и космонавтикой в общем стали интересоваться даже те люди, которые раньше этим не интересовались. Некоторые собеседники из разных городов России признавались, что до полета в космос Юлии Пересильд, они даже не знали, кто у нас летает, куда и зачем. Что касается непосредственно съемок фильма, то часть фильма была снята на борту МКС, часть – сейчас снимается на земле.

Скриншот видео. В октябре 2021 Юлия Пересильд вместе с режиссером Климом Шипенко провели несколько дней на космической станции, чтобы снять фильм «Вызов».

— У нас в Псковской области, в городе Пыталово, есть народный музей космонавтики. Может быть, вы планируете что-то передать для экспозиции?

— Я слышал про этот музей, но еще там не был. Откровенно говоря, о нем я узнал только во время этого своего визита. Возможно, удастся в следующий раз доехать до него и посетить, повзаимодействовать.

— Как вы оцените идею создания таких народных музеев космонавтики, в которых люди сами собирают экспонаты? Лучше, если их будет больше или стоит развивать, допустим, сеть музеев от МКС?

— Все космические музеи разные. Есть крупные, с длинной историей, с большой экспозицией, с уникальными фондами – Московский музей космонавтики, Калужский музей космонавтики. Есть поменьше – Самарский музей, музей в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Они привлекают большое количество посетителей.

Есть музеи поменьше – на родине космонавтов или, например, конструкторов космической техники. Они могут быть муниципальными или частными. И это нормально. И то, и другое должно быть. Известно практика, когда частные фонды разрастаются настолько, что могут конкурировать с государственными.

Самое главное в музеях – их способность охватывать аудиторию, хранить и распространять знания . Если будет единственный большой музей только в Москве, то большая часть России окажется неохваченной. Вот у вас есть музей космонавтики в Пыталово – это прекрасно. Это своеобразная связь Псковской земли с космонавтикой и повод для гордости для жителей за свой регион.

— Понятно, что взлет интереса к космонавтике был в 1960-е, 1970-1980-е годы, еще при Советском союзе. Возможно ли сегодня достичь такого же уровня заинтересованности, или другие области науки перехватят его?

— Сложно сказать. Сейчас, на мой взгляд, есть определенный подъем интереса к космосу. По сравнению с тем, что, скажем, было 10 лет назад. И это благодаря тому, что индустрия развивается очень активно.

В последние два года – сверхбыстрая стыковка «Союза», новые модули для МКС, полеты туристических кораблей, суборбитальные полеты американские. И это уже не говоря о полете киноэкипажа … Сейчас космическая тематика везде проявляется – даже в трендах одежды. Видно, что люди начинают интересоваться.

Космические туры на Луну для всех желающих не будут доступны в ближайшем будущем, считает Сергей

— Что для привлечения интереса у людей к космонавтике будет более ценно – туристические рейсы или распространение результатов научных открытий, сделанных в космосе?

— Но ведь одно другому не противоречит.

— Но ведь у нас ограничено количество рейсов, которые мы можем запустить в космос.

— А почему мы не можем расширять свою деятельность? Почему обязательно нужно выбирать? Туристическая деятельность – это, в том числе, привлечение капитала. Мы же туристов не бесплатно поднимаем в космос. Турист летит за деньги, которые он заплатил. Это не подарок.

— Получается, в будущем мы реально сможем «слетать на выходные на Луну»?

— Конечно, космические туры на Луну для всех желающих не будут доступны в ближайшем будущем. Думаю, если это случится, то совсем нескоро. Но человек всегда стремится заглянуть дальше. Человек хочет пробыть в космосе дольше, научиться жить там. Потому что нам всем интересно, как это – прогуляться по Луне или Марсу? Увидеть все своими глазами. Поэтому мы будем искать способы и создавать технологии, чтобы достичь и Луну, и, возможно, других планет.

Прогресс будет идти быстрее или медленнее… Но если мы уже об этом фантазируем, значит, мы будем к этому стремиться. Все, конечно, будет упираться в технологии и в приоритеты. Если пилотируемая космонавтика однажды станет главным приоритетом, будет и финансирование и развитие технологий.

Фото: pixabay.com

Чем хорошо стремление запустить в космос туристов? Стремление запустить непрофессиональных космонавтов приведут к тому, что мы делаем технику более надежной, более безопасной и более простой в эксплуатации. Это даст возможность даже человеку, который не готовился 10 лет к тому, чтобы стать космонавтом, полететь в космос.

И ведь можно же будет запустить в космос профессиональных ученых. И им для этого не нужно будет учиться на космонавта 10 лет.

— Космос звенит?

— Нет, космос не звенит. И в космосе тишины нет. Когда работают системы станции, то уровень шума вокруг держится на уровне 60 децибел. В скафандре шума даже больше. От шума спасают наушники.

— Как, в таком случае, люди разговаривают между собой?

— Чуть громче обычного. На самом деле, наушники имеют активное шумоподавление – ты слышишь человеческий голос, а шум не слышишь – такие фильтрующие наушники. Они пропускают только частоты человеческого голоса. Но если шум будет на частотах человеческого голоса, то, естественно, будет слышно и шум. Это современные технологии защиты слуха. А беруши вообще тотально защищают – в них не слышно ничего, спать даже комфортнее.

— Время полета космонавтов всегда указывается в секундах. Почему?

— Это точность. Ракета всегда стартует с точностью до секунды. Задержка старта на одну секунду – это большой промах.

— Что за это время произойдет?

— Наша планета вращается вокруг оси. Плоскость орбиты по которой летает станция тоже поворачивается, но медленнее. Чтобы корабль достиг станции, надо чтобы в момент старта плоскость стрельбы ракеты и плоскость орбиты МКС совпали. Иначе корабль не состыкуется.  Представьте, например, что вы вращаетесь вокруг собственной оси с баскетбольным мячом в руках, и вам надо попасть им в кольцо. Бросить мяч нужно именно в тот момент, когда кольцо перед вами. Если это произойдет чуть раньше или чуть позже, то вы промахнетесь.

Из-за задержки на секунду ракета будет запущена с отклонением, и для того, чтобы скорректировать плоскость полета, потребуется много топлива.

Или другая ситуация. Корабль летит по орбите со скоростью 8 километров в секунду. Представьте, вы на секунду ошиблись и включили двигатель для спуска с орбиты на секунду позже. И это значит, вы промахнетесь мимо расчетной точки входа в атмосферу на 8 километров. И следовательно, приземлитесь не там, где было запланировано и где вас ждали люди. Секунда – это много!

А вот подсчет продолжительности полета с точностью до секунды – это для космонавтов, скорее, формальность. Существует Международная федерация авиации, которая регистрирует все достижения и рекорды в авиации и космонавтике. Для них эти секунды важны.

— Должна ли быть приоритетной сферой для государства, в том числе – в финансовом плане?

— Конечно. Потому что наука – это то, что показывает уровень развития общества. Наука открывает нам новые возможности, благодаря появлению новых знаний и технологий. От ее уровня зависит уровень жизни.

Что еще почитать