На колесах по памятникам: Есть ли будущее у псковского велотуризма

Псковская область всегда была лакомым куском для туристов: памятники, история и мягкий климат привлекают сюда тысячи гостей ежегодно. В последние годы в нашем регионе наметилась интересная тенденция: все чаще туристы стали предпочитать душным автобусам прогулки на велосипедах. Псков, разумеется, тоже не отстает: тротуары ремонтируются, велодорожки рисуются, точки проката множатся.

Но так ли безоблачно небо над псковскими велотуристами? Какие подводные камни и запретные зоны подстерегают засмотревшихся на крепость экскурсантов на «железных конях? В ситуации разбирался корреспондент «МК в Пскове».

На колесах по памятникам: Есть ли будущее у псковского велотуризма
Фото здесь и далее: Александр Елисеев

Инициатива, которая не наказуема

Начнем с интересного факта, который (скорее всего) неизвестен не только гостям города, но и коренным псковичам. Оказывается, в Пскове есть специальные, разработанные для велосипедистов, маршруты. И записаться на велоэкскурсию можно у частного гида.

Такие широкие возможности для осмотра города с высоты велосипеда появились в прошлом году, когда экскурсовод Виктор Веревкин совместно с комитетом по туризму разработал тематический маршрут «Петр I и псковичи-флотоводцы», а Ирина Яковлева в рамках акции «Экскурсионный флешмоб» организовала велоэкскурсию вокруг стен Окольного города.

Кстати, последний маршрут планировалось разработать как регулярный еще в 2020 году. Тогда председатель комитета по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму администрации города Пскова Кристина Кобызь анонсировала его появление в ходе пресс-конференции. Начинаться маршрут должен был от будущей усадьбы Беклешова (которую тогда заканчивали приводить в порядок в рамках программы приграничного сотрудничества с Латвией).

Псков привлекает тысячи туристов ежегодно

Велотурист, следуя по такому маршруту, сможет увидеть основные красоты древнего города. Так, маршрут должен пролегать по набережной реки Великой от Покровской башни до кремля, вокруг Крома, далее — вдоль реки Псковы до Гельдтовой бани, к Михайловской башне и по Летнему саду вновь к Покровской башне.

Но вот уже почти 2 года минуло с тех пор, в усадьбе Беклешова на набережной вовсю работает Туристский информационный центр, а веломаршрут, казалось бы, канул в Великую Лету. Но не тут-то было!

А знаешь, все еще будет...

«МК в Пскове» направил запрос в администрацию областного центра о судьбе этого объекта инфраструктуры и получил ответ: все будет, но не сразу. И маршрут по Окольному городу, и единая сеть велодорожек появятся здесь к 2030 году. Концепцию сети уже разработала компания из Санкт-Петербурга, а необходимую документацию готовит управление городского хозяйства администрации Пскова.

Велосипедистам стоит быть особо аккуратными

Всего же по областному центру протянется паутина более чем 100 километров велодорожек с соответствующей инфраструктурой. По словам специалистов из администрации Пскова, организация альтернативной формы движения по городу его жителей и гостей стало приоритетной задачей для развития туризма в Пскове.

Запретная зона

Что же тематический маршрут, связанный с Петром I и псковичами-флотоводцами? Рассмотрев его подробнее, увидим интересный момент: трек предполагает движение туристов по мосту 50-летия Октября. Все бы ничего, да только передвигаться на велосипеде по этому мосту запрещают соответствующие дорожные знаки.

Нет, вариант «спешиться и вести велосипед рядом с собой» рассматриваться не должен априори, потому что в таком случае велосипедная экскурсия превращается в пешую прогулку с аксессуаром в виде велосипеда. Просто проигнорировать мост, выбрав другие пути объезда тоже вряд ли получится – по нему проходит кратчайший и наиболее удобный путь к дендропарку, Утиному пруду и ставшему музыкальным фонтану.

Участок пути, где пешеходам приходится вести велосипед пешком, не должен входить в велоэкскурсию

Вот и велосипедист-механик со стажем Алексей Захаренков разделяет эту точку зрения. Оставить мост без внимания нельзя, но и двигаться по нему невозможно. И, между прочим, этот «закрытый» мост оказался достаточно ощутимой болевой точкой для велосипедистов города.

Кто не ошибается, тот не строит мосты

«Это глубочайшая ошибка со стороны людей, ответственных за такое решение. Она возникла еще на стадии проекта, когда пешеходную часть урезали и сделали меньше, чем того позволял ГОСТ. Затем такой проект претворили в жизнь. Сейчас же, чтобы как-то сгладить ситуацию, по мосту запретили ездить велосипедистам», – оценил Алексей Захаренков.

Такое решение родилось оно из-за страха пешеходов за свою жизнь и неумения некоторых велосипедистов медленно ездить по узким пешеходным дорожкам. Это понятно, однако простая математика и несложные расчеты показывают: велосипедистам действительно лучше не слезать со своего «железного коня» при движении по этому мосту.

После реконструкции пешеходная часть моста стала совсем узкой

«Мы проводили эксперимент. Человек, идущий рядом с велосипедом, в ширину занимает в среднем на 60 сантиметров больше, чем человек на велосипеде. Разойтись двум велосипедистам, которые идут по мосту, физически невозможно. Это можно сделать только в том случае, если один сядет на велосипед, а другой как-то боком пролезет. То же самое с коляской», – рассказал Алексей Захаренков.

Более того, с юридической точки зрения дорожный знак, который установлен в начале моста, имеет силу ровно до лестницы, ведущей на переправу. «Знак есть, но он очень глупый. Если возникнет ситуация, когда ДПС попытается выписать штраф за нарушение требований знака – он там [на мосту] не действует», – подчеркнул эксперт.

Что делать?

В этой ситуации разумнее всего было бы просто ограничить скорость движения велосипедов. Да, физически контролировать это практически невозможно. Однако раздраженность и пешеходов, и велосипедистов это, вероятно, сняло бы.

Дорожный знак установлен с юридической ошибкой

Однако же, несмотря на различные заявления велосипедистов, воз и ныне там. И, судя по всему, в ближайшее время движение по злосчастному мосту не откроют.

Как же быть в этом случае туристам? Неужели прорываться на проезжую часть?

С одной стороны – почему бы нет? Автоэксперты отмечают, что проезжая часть на мосту имеет достаточную ширину, чтобы вместить велодорожку. Но, с другой стороны, оформляющий дорогу бордюрный камень не даст велосипедисту безопасно съехать на проезжую часть.

Просто хочется, чтобы он жил...

Еще один опасный фактор – автобусы и грузовой транспорт. Они занимают много места в ширину дороги, а значит будут вселять неуверенность в велотуристов. Езда на прокатных велосипедах не особо высокого качества при такой нервозной обстановке может спровоцировать не только недовольство людей, но и травмы, уверен Алексей Захаренков.

Выпускать велосипедистов на проезжую часть - неверное решение

«А ведь если мы говорим о туристических группах и туристах, то в 90% случаев это прокатные велосипеды. Это будут не спортсмены. Спортсмены могут без проблем двигаться и по дороге. Но, например, с ребенком я не поеду по проезжей части даже не потому что это запрещено правилами. А просто потому, что хочется, чтобы он жил», – пояснил профессиональный велосипедист.

Выносить велодорожки на проезжую часть в Пскове рано хотя бы потому, что к этому не готовы сами водители: культуры и понимания того, что велосипедист – тоже полноправный участник движения. Специальных светофоров для велосипедистов у нас нет, а сотрудники ГИБДД не штрафуют тех, кто паркуется на велодорожках. Для больших городов это все уже пройденный этап, а у нас – только брезжит на горизонте.

Хорошее начинание

При этом в целом псковские велодорожке, пусть пока и не везде с обновленной разметкой, вызывают уважение у профессионального велосипедиста. «Это хорошая вещь. Я сам ими пользовался. Они позволяют разделить потоки пешеходов и велосипедистов-самокатчиков», – добавил Алексей Захаренков.

Идея создания сети велодорожек нашла поддержку и в региональном Туристском информационном центре. Здесь вниманию туристов предлагают карту, на которой четко обозначены и систематизированы все велодорожки (это идеальный вариант для тех, кто не хочет брать экскурсию, и планирует осмотреть город самостоятельно). Да, пока их нельзя назвать полноценным маршрутом, но, согласитесь, это уже шаг вперед.

Карту с нанесенными на нее велодорожками псковичам и гостям города предлагают в ТИЦ

«Я считаю, что мы должны двигаться к тому, чтобы организовывать велоэкскурсии. Моменты, которые еще не отработаны – это передвижение велосипедов и туристические маршруты. Насколько мне известно, администрация Пскова занимается их решением», – рассказала руководитель ТИЦ Лариса Семашко.

На узкой дорожке

А решать предстоит массу вопросов, в том числе – как примирить пешеходов и велосипедистов, чтобы они смогли ужиться на узкой дорожке тротуара.

«Да, иногда пешеходам мешают велосипедисты. А некоторые люди еще и агрессивно относятся к ним из-за того, что вокруг исторические памятники. Но разработкой веломаршрутов, все же, надо заниматься. Направление это очень интересное!» – оценила Лариса Семашко и добавила, что всем инициативным экскурсоводам, готовым организовать собственную велоэкскурсию, с радостью помогут в ТИЦ.

Велосипедисты и пешеходы иногда мешают друг другу, хотя не должны

Еще одной неплохой идеей было бы организовать прокат велосипедов для туристов на площадке около Туристского информационного центр – оазиса туристического знания о городе. В таком случае гости города могли бы, узнав о возможностях велотуризма, сразу заняться им (а не идти до набережной или, того лучше, Финского парка).

В общем, как говорил лидер группы «Дюна» на прошедшем ко дню внутреннего туризма концерте: «конечно, в Пскове есть, над чем подшаманить». Но давайте будем оптимистами и уверуем, что и сеть велодорожек в городе будет радовать глаз туристов и местных жителей (хотя бы в 2030 году). И нелогичные запреты движения по мосту 50-летия Октября однажды падут. Да и в целом Псков превратится во вполне себе европейский город с европейскими же туристическими возможностями, чтобы занять достойное место в топе самых популярных направлений для путешествия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру