Наведет порядок или загубит: как закон о такси приживается в Псковской области

Месяц назад в жизни россиян произошло значительное изменение (правда, многие его не заметили). 1 сентября новый закон о такси вступил в силу и сразу завоевал славу весьма неоднозначного. Призванный обезопасить водителей и пешеходов друг от друга и от враждебной улицы, оказался той еще помехой в работе.

Скажется ли нововведение на стоимости перевозок в такси? Готовы ли соблюдать новый закон сами таксисты? К чему готовиться региональному рынку такси? Ответы на все вопросы искал корреспондент «МК в Пскове».

Наведет порядок или загубит: как закон о такси приживается в Псковской области
Фото: pxhere.com

Убийц за руль не пустят

И сразу - новость, которая удивляет. На обсуждение нового законопроекта о работе такси ушло почти 10 лет. За это время новый ФЗ-580, казалось бы, должен быть доведен до совершенства. Судя по изначальной задумке авторов, новый закон позволит заботиться о безопасности не только пассажиров, но и самих водителей.

Например, теперь таксисты смогут работать максимум по 12 часов в сутки и не больше 40 часов в неделю. Кроме того, к работе не будут допускать водителей с непогашенной или неснятой судимостью за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, разбой и прочий криминал.

Не светит спокойная работа и злостным нарушителям ПДД. Если водителя в этом году уже лишали прав или арестовывали за нарушение правил, или у него три и более неоплаченных штрафа, путь в таксисты будет закрыт.

Рынок такси востребован у псковичей / Фото: архив "МК в Пскове"

Также по закону у водителя должен быть специальный документ - разрешение на работу в такси, получить который будет можно на портале госуслуг или в МФЦ. Выдавать их будут при наличии справки об отсутствии судимости, медицинской справки, подтверждающей, что у водителя нет противопоказаний к работе, прав категории B и договора со службой заказа такси.

Отдельным камнем преткновения стала необходимость проходить аттестацию на знание города и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях. И, конечно, оформление ОСАГО, согласно новым требованиям.

В ряде регионов изменились требования к автомобилям - теперь на них обязательно должны быть наклейки (цветографические «шашечки») и оранжевый сигнальный фонарь на крыше.

Федеральный закон велит перекрашивать автомобили и снабжать их определенными наклейками / Фото: архив ПЛН

И в завершение - всех игроков рынка перевозок объединят в три региональных реестра (перевозчики, службы заказа и автомобили). Электронные базы будут обновлять еженедельно.

Многие из правил уже не новы для столичных автомобилистов, а вот у водителей в псковской провинции привыкание к изменениям идет вовсе не так гладко…

«Губят таксистов-частников»

Таксист Юрий честно признается: он работает без лицензии и уверен, что не во всех регионах страны водители сразу ринулись ее получать.

«Многие ездят без лицензии, и на работе это никак не сказалось. Нет разницы ни в количестве, ни в стоимости заказов. И так было и 31 августа, и 1 сентября, и 1 октября. Но, как я понимаю, со временем требования ужесточат», - рассказал о своем опыте Юрий.

Также, по его словам, некоторые службы заказа пытаются мотивировать водителей получить лицензию дополнительными плюсами. У одних это повышение приоритета при распределении заказов, у других - снижение комиссии, которую с каждого заказа должен выплачивать водитель.

Другой водитель - Сергей - намерен и вовсе оставить бизнес в случае введения жестких ограничений. Официальной лицензии, как того требует закон, у водителя сейчас нет, но работе это не мешает.

Поскольку Сергей работает на личном автомобиле, он категорически против требования клеить наклейки на корпус автомобиля и намерен игнорировать его до последнего.

Отдельное беспокойство псковича вызывает необходимость получать страховку в соответствии с новыми требованиями. «Страховка для моей машины стоит 40 тысяч рублей! Может быть, в крупных городах это и нормально, а в провинции такие цены и меры губительны для таксистов-частников!» - поделился он своим мнением и предсказал, что обязательные лицензия и ОСАГО для водителей отразятся и на ценах для пассажиров.

Проезд на автобусе для большой компании обойдется дороже, чем на такси, заметили псковичи / Фото: архив "МК в Пскове"

Здесь бы впору насторожиться пассажирам такси - казалось, еще недавно поездка на такси для четверых обходилась дешевле, чем в городском транспорте… И что же? Неужели снова цены в своем росте на голову опередят наши зарплаты?

Самовольного роста цен не будет!

Паниковать не стоит, уверен генеральный директор компании «Манхэттен Про» (выступает официальным сертифицированным партнером «Яндекс.Такси» в Псковской области) Игорь Смирнов.

По его словам, в ФЗ-580 почти ничего не изменилось в сравнении с предыдущим законом. Новшествами стала необходимость страхования, оформление водителем статуса ИП или самозанятого, а также оформление региональных реестров.

Допустим, за последний пункт отвечает региональный комитет по транспорту и дорожному хозяйству (и, как заверил Игорь Смирнов, реестры регулярно формируются и пополняются данными, которые составят единую государственную систему).

А вот приобретать статус самозанятого, а после - нести расходы на страховку водителям придется самостоятельно. И таксист Сергей недаром переживал за свой кошелек в этом случае. Сумма страхового взноса может варьироваться от 15-20 до 120 тысяч рублей (такие крупные суммы бывают, например, в Санкт-Петербурге), подчеркнул Игорь Смирнов.

Страховка может "встать в копеечку автовладельцу" / Фото: архив "МК в Пскове"

Он пояснил, что при расчете суммы страховая компания опирается на КБМ (коэффициент бонус-малус) - это показатель безаварийного вождения. Коэффициент будет индивидуален для каждого водителя, ведь он зависит от суммы, которую страховой компании пришлось выплатить после аварии по вине автовладельца.

«Но мы понимаем, что если водитель ездил аккуратно и не попадал в ДТП, не имел проблем с законом, то для него страховка не будет дорогой», - добавил эксперт.

Такой порядок вещей нравится далеко не всем водителям, и люди говорят об этом открыто, некоторые выражают недовольство и озвучивают возникающие проблемы, рассказал Игорь Смирнов о взаимодействии с коллективом водителей.

Многие таксисты работают на своих машинах / Фото: архив "МК в Пскове"

При этом переживать о резком росте цен на перевозки из-за того, что водителю пришлось потратиться на ОСАГО, пассажирам не стоит. Работать водители будут продолжать по тем тарифам, что устанавливает их служба заказа, а значит брать сумму сверх заказа и самовольно повышать цены они не смогут.

Таксисты работают по таксе.

Перекрашивать не надо

Кстати, есть и хорошая новость для водителей, работающих в Псковской области. Генеральный директор компании «Манхэттен Про» Игорь Смирнов рассказал, что в ходе заседания рабочих групп по внедрению закона на территории Псковской области в правительстве региона был принят ряд важных решений.

В том числе, таксистам Псковской области разрешат не перекрашивать автомобили в желтый цвет и не снабжать их специальными наклейками. В региональном комитете по транспорту и дорожному хозяйству понимают: многие таксисты лишь подрабатывают на развозе пассажиров, и к таким радикальным изменениям в отношении своей машины они не готовы.

Ну а если уж слишком жестко продвигать эту политику и давить на водителей, в городе почти не останется таксистов. А если народ решит после этого плотно пересесть на личные авто, то это и вовсе приведет к транспортному коллапсу в дальнейшей перспективе.

В общем, хотя бы здесь власти решили устроить послабление, и на том большое спасибо!

Закон отложили

И в завершение - к федеральным новостям. Несмотря на то, что закон вступил в силу еще 1 сентября, претворять его в жизнь планируется частями. Например, на оформление справки об отсутствии судимости у водителей будет время до 1 сентября 2024 года, а решать вопросы с ОСАГО можно аж до 2025 года.

Такую отсрочку, как сообщает «Российская газета», депутаты Госдумы решили предоставить таксистам в связи с неоднозначной реакцией россиян.

Многие водители недовольны нововведением / Фото: архив "МК в Пскове"

«Новый закон о такси содержит много избыточных для текущего состояния рынка требований, которым водители и перевозчики должны соответствовать, чтобы получить разрешение на деятельность в такси. Без разрешений рынок не сможет легализоваться, а действующие легальные перевозчики уйдут в серую зону. Рынок перестанет быть экономически эффективным, случится критический отток водителей и партнеров из отрасли, который и без того заметен в последнее время на фоне постоянно растущих издержек», - цитирует издание своих экспертов.

И под занавес заметим: если вы предпочитаете общественный транспорт и искренне считаете, что вас проблемы таксистов касаться вовсе не должны, это не так. В жизни всё, как в учебнике обществознания: перемены в одной профессии неизбежно потянут за собой рост безработицы, изменения на дорогах, да и в повседневной жизни каждого пассажира.

Радует одно: законодатели хотя бы отчасти пытаются учитывать, что мегаполисы - это еще не вся Россия, и отдают часть вопросов на решение региональным властям. Им виднее и понятнее картина на месте. Их, кстати, мы с вами выбирали чуть меньше месяца назад.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру