В Пскове прошла пресс-конференция, посвящённая итогам проекта «Экомышление – экоуроки в школах Псковской области». Проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов, охватил более 30 школ и стал одним из крупнейших образовательных экологических проектов в регионе, передает корреспондент "МК в Пскове".
По словам автора и руководителя проекта, руководителя регионального отделения движения «Экосистема» Сергея Елизарова, изначально проект начался с нескольких пилотных уроков в Тямшанской гимназии.

«Мы тогда просто попробовали — провели два-три занятия, посмотрели на реакцию детей и педагогов. Оказалось, что запрос на экологическое просвещение огромный, и стало понятно: нужно идти дальше», — рассказал он.
Теперь в проекте участвуют все районы Псковской области. За одну неделю в школах региона удалось провести рекордные 95 экоуроков: «Такого количества уроков в неделю не проводит, кажется, ни одна экологическая организация в стране», — отметил Сергей Елизаров.
Основу программы составляют четыре тематических урока, которые помогают детям выработать экологические привычки: ходить за покупками с многоразовой сумкой, использовать термостакан вместо одноразового и, в целом, более осознанно относиться к природе и потреблению.
Куратор направления «экоклассы» Алексей Жуковский добавил, что ребята изучают не только бытовую экологию, но и углублённые темы: переработку отходов, опасные виды мусора, Красную книгу региона и особенности экосистем Псковской области.

«Проект стал хорошим примером взаимодействия между школами, муниципалитетами и библиотеками. Мы делимся материалами, создаём единое экопросветительское пространство», — подчеркнул он.
Важную роль в «Экомышлении» играют волонтёры-старшеклассники. Как рассказала координатор волонтёрского направления Елизавета Дуркина, старшеклассники проходят обучение, получают видеоинструкции и уже самостоятельно ведут уроки в начальных классах.
«Это очень увлечённые ребята. Они сами выходят с инициативами, просят дать им классы и придумывают собственные активности — например, “эко-квесты” и игры», — поделилась она.
Проект охватывает и детские сады — с самыми маленькими участниками педагоги работают через сказки, стихи и игровые занятия. По словам Сергея Елизарова, особенно трогательными стали случаи, когда дети приходят домой и учат родителей выключать свет или экономить воду.
«Чтобы не было конфликта между “домом” и “школой”, мы начали выходить на родительские собрания — рассказываем родителям, зачем мы всё это делаем, просим поддержать детей в новых привычках», — отметил он.
Большое внимание уделяется мотивации школьников. Самые активные волонтёры получают возможность ездить на всероссийские экологические форумы — в прошлом году девять человек побывали в Москве, четверо — на Камчатке. А старшие школьники могут официально участвовать в проекте как младшие наставники и даже зарабатывать, проводя занятия в своих школах.
Сейчас в волонтёрском крыле проекта — 70 подростков. По словам Сергея Елизарова, в следующем году команда планирует сделать акцент на наставничестве: чтобы в каждой школе появился связующий педагог, помогающий организовать уроки и координировать старших и младших волонтёров.
Проект «Экомышление» продолжается уже четвёртый год и, по словам его авторов, будет развиваться и дальше.
«Дети не просто запоминают материал — они начинают менять своё поведение. А это главное. Значит, мы на верном пути», — резюмировал Сергей Елизаров.