"МК в Пскове" вместе с начальником управления цифрового развития и связи правительства Псковской области Виталием Рахмановым поговорил про востребованность портала госуслуг.
- Сколько онлайн-сервисов доступны псковичам?
Жителям Псковской области сегодня доступно более 100 электронных услуг и сервисов. Большинство из них представлены на портале государственных слуг, часть реализована на региональных ресурсах.
- Какие сервисы наиболее востребованы?
Наибольшей популярностью пользуются сервисы, как федеральных, так и региональных ведомств.
Среди федеральных лидируют услуги налоговой службы, федеральной службы судебных приставов, Социального фонда России, МВД и других ведомств.
Если мы говорим про сервисы региональных ведомств наиболее востребованы записи в школу и детский сад, услуги в сфере земельных отношений, назначение различных социальных выплат.
ТОП 10 региональных услуг в 2025 году по количеству заявлений в электронном виде:
|
Услуга |
Количество заявлений в электронном виде, шт. |
|
Запись в школу |
1707 |
|
Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
933 |
|
Установление статуса многодетной семьи (выдача, продление действия и замена удостоверения многодетной семьи в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации) |
863 |
|
Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации |
813 |
|
Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу |
610 |
|
Постановка на учет и направление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования |
588 |
|
Государственная регистрация самоходных машин и прицепов к ним (кроме самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований |
439 |
|
Предоставление регионального материнского (семейного) капитала |
314 |
|
Внесение сведений в реестр такси |
296 |
|
Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
219 |
|
|
- Какие новые сервисы запустили в этом году или планируется запустить?
В ближайшее время планируется расширить перечень региональных услуг, доступных в электронном виде на портале госуслуг в социальной сфере. Например, выплаты и льготы многодетным семьям, региональные льготы для участников СВО. Также в связи с внедрением цифровых платформ в различных областях планируется оптимизация уже доступных электронных услуг, в части сокращения срока предоставления или перевода в формат онлайн/проактивный формат.
Отдельно стоит отметить запуск и активное развитие регионального электронного сервиса для жителей Псковской области «Интерактивная карта распространения борщевика».
На карте представлена информация о земельных участках, заросших борщевиком, и о территориях, где уже проведена обработка. Жители могут самостоятельно добавлять информацию о новых очагах произрастания борщевика. (https://hogweed-map.pskov.ru/).
Также развивается региональный портал «Псковский гектар», на котором жители области могут узнать о доступных земельных участках, для безвозмездного пользования и подать электронное заявление (https://gektar.pskov.ru/).
В этом году внедрена онлайн-платформа «Школа будущих родителей». Здесь представлены материалы по репродуктивному здоровью, планированию беременности, мерам поддержки семей с детьми, а также доступны консультации с профильными специалистами (https://school-family.pskov.ru/supports).
- Не можем не спросить про перебои с мобильным интернетом, как теперь псковичам пользоваться онлайн-сервисами? Есть ли какие-то варианты для улучшения ситуации?
Учитывая перебои с мобильным интернетом, которые возникают во многих регионах, включая Псковскую область, мы планируем в ближайшие дни запустить портал с интерактивной картой доступных точек Wi-Fi. Это позволит отображать все функционирующие точки доступа Wi-Fi на карте, и к тому же дать возможность пользователям самостоятельно добавлять информацию об общедоступных точках. На данной карте также будут отмечены банкоматы для возможности снятия наличных средств.
- Псковичам было бы удобно находить всю информацию, например, про онлайн-сервисы соцподдержки, в одном месте. Есть ли планы по систематизации ресурсов для удобства жителей региона?
В перспективе планируется запустить «Навигатор мер социальной поддержки Псковской области». Этот информационный ресурс предоставит жителям Псковской области полную информацию обо всех доступных мерах социальной поддержки от исполнительных органов Псковской области и социальных организаций. Портал будет полезен, как для тех, кто нуждается в помощи, так и для специалистов, оказывающих такую помощь.
- Как псковичи пользуются госуслугами активно или в свете мошенников, взламывающих аккаунты, стали воздерживаться от их использования?
Нельзя однозначно сказать, что активность мошенников привела к массовому отказу от использования «Госуслуг».
На сегодня на портале Госуслуг зарегистрировано более 470 тысяч жителей Псковской области, ежегодно поступает более 30 тысяч заявлений на получение государственных и муниципальных услуг.
Платформа Госуслуги и иные государственные цифровые сервисы абсолютно безопасны, их защищенность соответствует самым строгим требованиям информационной безопасности.
Однако есть категория граждан, которые сознательно избегают регистрации на портале. Причины могут быть разные: недоверие к цифровизации, опасения утечек данных и так далее. Риски конечно имеются, на первый план здесь выходит «человеческий фактор» - когда мошенники получают доступ к учетной записи Госуслуг обманным путем или воспользовавшись несоблюдением пользователями правил безопасности в сети Интернет. При этом, мы всегда призываем граждан быть бдительными: не переходить по подозрительным ссылкам, не сообщать коды из смс-сообщений, использовать надежные пароли.
- Упростилась ли работа госслужб при запуске онлайн-сервисов?
Однозначно да. Это связано, в том числе и с тем, что начали внедряться типовые инструменты и электронные конструкторы, которые позволяют переводить услуги в электронный вид единообразно, по общим для всех регионов правилам и без сложных, долгих процедур согласования с курирующими федеральными ведомствами.
Кроме того организована работа по внедрению клиентоцентричных подходов в государственное управление. В рамках данной работы государственные услуги и сервисы объединяются в так называемые «жизненные ситуации», то есть это перечень услуг, относящиеся вроде бы к разным сферах деятельности, но объединенные общей потребностью и предоставляемые в рамках одного электронного сервиса (например, поступление в ВУЗ, поиск работы, предоставление мер поддержки и т.д.).
Это делает взаимодействие граждан с государством проще и понятнее.
- Какие сервисы вы считаете наиболее полезными для псковичей?
Нельзя выделить один полезный сервис – выбор зависит от потребностей жителей Псковской области.
Есть сервисы, которые оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь Псковичей, обеспечивая базовые потребности и улучшая качество жизни. Такие сервисы помогают решать задачи в разных сферах:
- в сфере образования, например запись в детский сад и в школу;
- в здравоохранении: запись к врачу, электронные рецепты;
- в социальной сфере: это пособия и льготы, статус «многодетной семьи», звание «ветеран труда»;
- в строительстве: это градостроительные планы, разрешение на строительство, «техприсоединение» и другие.
В целом, государственные электронные сервисы играют все более важную роль в поддержке общества, упрощая решение повседневных задач и улучшая качество жизни граждан.
- Благодарим вас за интервью, ответы на наши вопросы и полезные советы!
С появлением портала госуслуг жизнь псковичей с подтвержденными учетными записями стала заметно комфортнее и проще. Портал помогает не только физическим, но и юридическим лицам существенно упростить взаимодействие с государственными органами, сэкономить время и деньги, а также получить доступ к широкому спектру государственных услуг в удобном формате.