Последний месяц лета запомнился жителям Псковской области согревающим сердце ярким выступлением земляка на музыкальном шоу «Перепой звезду» на «Первом канале». 33-летний педагог-организатор из Идрицы, единственный мужчина-ткач Себежского района Николай Зайцев покорил звёздное жюри своим уникальным голосом и стал финалистом конкурса, в котором обычные люди бросают вызов профессионалам большой сцены.
О том, как музыка вошла в жизнь педагога, почему он не хотел соревноваться на шоу, какие таланты Николаю Зайцеву удаётся раскрывать в собственном театре и не только, – в интервью «МК в Пскове».
Путь самородка к призванию
— Николай, как начинался Ваш музыкальный путь? Что Вас вдохновило или, может быть, кто?
— До девятого класса я вообще никак с музыкой не соприкасался, но потом в школе попросили спеть на вечере романсов. Я подготовил и исполнил от класса романс «Очи чёрные». Всем очень понравилось. После этого стал заниматься в кружке, общаться с людьми культуры, которые как раз и подвели меня к тому, что нужно идти в колледж искусств.
— И Вы пошли учиться?
— Да, я поступил в Псковский колледж искусств и окончил его по отделению «Народный хор», за что спасибо моим педагогам Елене Эдуардовне Самедовой и Вере Васильевне Кагазежевой. Они направляли и помогали подбирать репертуар. Благодаря учёбе в колледже мне полюбились народные песни. До сих пор они со мной. Поэтому всё, чему учили, каждый день пригождается.
— Николай, получается, что музыка вошла в Вашу жизнь по воле случая – это своего рода судьба. И насколько я знаю, Вы самородок и даже не росли в музыкальной семье?
— Наверное, просто оказались рядом нужные люди в нужный момент. Моя семья по материнской линии не очень поющая, а вот отец хорошо поет, может играть на гитаре, но музыкальную школу так и не окончил. И я в ней не учился. У меня, наверное, талант только к пению. А к игре на музыкальных инструментах нет даже тяги.
— И Вы не пробовали играть?
— У нас в колледже были основы баяна, фортепиано и общий курс. Мне преподаватель по баяну сразу сказал: «Играть – это не твоё».
— А кем Вы мечтали стать в детстве, в школьные годы?
— Так как в моей семье практически все – работники сельского хозяйства, я и думал, что свяжу свою жизнь либо с ветеринарией, либо с уходом за животными. Но я нисколько не жалею, что получилось иначе. Всё сложилось очень удачно!
Есть ли жизнь вне сцены?
— Вы работаете педагогом-организатором в Идрице. Расскажите о своей жизни сейчас – до шоу.
— Да, всё верно. Я организую досуг ребят и провожу мероприятия в агротехническом колледже. Это моё основное место работы, а неосновное – Дом культуры. В колледже со студентами у меня есть любительский театр «Зеркала», с которым даже участвуем в театральных фестивалях. Попадаются очень талантливые ребята и, конечно, жаль с ними расставаться: только появятся какие-то планы, победы – уже выпускной.
— Студенты уже знают о Вашем участии в шоу «Перепой звезду»? Что говорят?
— Ребята даже смеялись. Одна группа выпускалась у меня в июне. Программу как раз показали 22 июня, а 30 у моих студентов был выпускной. И они смеялись: «Наш выпускной ведёт звезда "Первого канала"». Ребята у меня очень хорошие, каждый год приходят новые, интересные студенты.
— Уверена, Вы вдохновляете кого-то своим примером. Вам уже говорили об этом, признавались?
— Да, некоторые ребята приходят и хотят петь. А мы, конечно, работаем с ними. Здесь надо сказать спасибо руководству колледжа – Сергею Алексеевичу Янкину. Он всегда на стороне прогресса, новую аппаратуру нам приобрел: пульт, проектор, экран. Помогает! И наш местный руководитель Екатерина Васильевна Заика всегда идёт на встречу: разрешает кого-то отпустить с занятий, кого-то отправить на конкурс. Так что за это руководству спасибо!
— Здорово, когда есть такая поддержка. Николай, расскажите о Доме культуры. Чем Вы там занимаетесь?
— А там практически живём! Я руководитель любительских объединений: Центра ткачества, кружка «Мелодия», где несвязанные с музыкой люди учатся петь. Я не профессиональный педагог, но что-то могу подсказать из личного опыта, подобрать репертуар. То есть это такая самодеятельность. А на самодеятельности всё и держится! Радует, что всё это становится только популярнее, желающих много.
«Это был шок… У нас получилось»
— Николай, Вы упомянули шоу «Перепой звезду». Я поздравляю Вас и с участием в этом проекте, и с выходом в финал – это уже победа. Как Вы попали на шоу, на «Первый канал»?
— Руководство «Первого канала» заметило меня на предыдущем проекте «Поём на кухне всей страной», где наш ансамбль «Сударушка» очень хвалил Валдис Пельш. Мне позвонил редактор этой музыкальной программы и сказал: «Есть возможность поучаствовать в другом проекте. Мы очень хотим, чтобы Вы приняли участие». Я позвонил своему начальнику, Марине Владимировне, она поддержала меня, сказала, что ехать надо. Если бы не начальник, то я бы, наверное, не решился… К тому же, она решала все бытовые вопросы, а сама сказала мне: «Твоя задача – хорошо спеть! Остальное беру на себя».
— Как прошло выступление? Было волнительно?
— Волнение, конечно, было. Я не знал, с кем буду петь, то есть это правда, что участникам заранее ничего не сообщают. Я понял, что пою с Александром Панайотовым, только когда открылась панель. Но это и интересно! Сначала я не распознал голос, позже мелькнула догадка, а когда увидел… Это был шок. Было спокойнее благодаря тому, что я изначально не настраивался на соревнования, а хотел просто хорошо и от души спеть. Поэтому и удивился, и удовольствие получил от того, что с таким профессионалом у нас получилось красиво спеть.
— Жюри также получило удовольствие и не осталось равнодушным, Позитивный отклик был и от них, и от зрителей: в сети встречала множество слов поддержки Вас.
— Да, комментарии сильно мотивируют на дальнейшее творчество!
— Николай, как Вы ощущаете пришедшую славу и ощущаете ли? Что она значит для Вас?
— Ну, разве что стали чаще узнавать. Особенно часто подходят и жмут руки приезжие дачники со словами: «Ой, это же Вы пели на "Первом канале". Поздравляем!» Я отношусь к этому спокойно, медные трубы уже давно прошёл.
О необычных увлечениях и мечтах
— Если ли у Вас музыкальные кумиры? Кто они и как влияют на Ваше творчество?
— Я люблю слушать Ободзинского, Мартынова, всех певцов советской эстрады до 80-х годов, среди них, конечно, Муслим Магомаев, потому что он эталон мужского пения. Тогда песни писались очень хорошие, со смыслом. Такая музыка – это цельное произведение: и музыка, и стихи.
— Николай, а Вы сами пишите песни, стихи?
— Нет-нет, в школе я пробовал писать стихи, но это не моё. Есть такое правильное изречение: «Если можешь – не пиши, а не можешь – тогда пиши стихи». Поэтому, пожалуй, оставлю это тем, у кого хорошо получается. А я занимаюсь тем, что получается у меня, к чему есть стремление.
— Это Вы говорите о музыке? Или есть что-то ещё?
— О музыке в том числе. Ещё я люблю мастерить что-то своими руками, занимаюсь лозоплетением и ткачеством. Опять же я пришёл к этому, когда встретил на пути очень хороших людей. Конкретно такими видами творчества меня заразила замечательная Татьяна Борисовна Голубева. Она работала в идрицком Доме культуры. Однажды я зашёл туда за компанию с подругой посмотреть, как она плетёт из лозы. На что Татьяна Борисовна сказала: «Что ты сидишь? У тебя руки есть, давай». Дала мне кучу прутьев, показала, как и что делать. У меня стало получаться, мне понравилось, и меня это затянуло. Раньше ездил и по пояс в снегу резал лозу, а сейчас уже есть подготовленные площадки. На произведения искусства не замахиваюсь, но корзинки плету, и они расходятся очень быстро.
— А ткачество?
— Я руковожу центром ткачества. У нас есть пять рабочих станков. Мы полностью отладили процесс их зарядки, то есть ведём полностью процесс до готового изделия. Кроме того, я остался единственный мужчина-ткач в Себежском районе.
— Если не секрет, о чём Вы мечтаете сейчас?
— Смотря в каком плане – в личном или в плане творческой работы. Если говорить о втором, то, конечно, хочется ещё каких-то новых интересных проектов. Хочется, чтобы больше приходило людей к нам, в Дом культуры, чтобы хорошие, талантливые студенты ко мне приходили, и чтобы работать было интересно.
— Этого мы Вам и желаем! Спасибо, Николай!