В последнее время в Пскове, как и во многих других регионах России, активно обсуждается вопрос использования мобильных телефонов в школах. Часто это обсуждение сводится к радикальным мерам: запретить, отобрать, наказать. Однако, за каждым таким решением стоят реальные дети, их родители, учителя и психологи, чьи мнения зачастую расходятся.
В век, когда учителя пишут домашние задания в электронных дневниках, а ученики изучают предметы по электронным учебникам, которые удобно смотреть с мобильного телефона, забирать средства связи у учащихся многим кажется довольно странным. Можно также вспомнить истории, которые нашли широкую общественную огласку благодаря записям, сделанным на мобильные телефоны, например, в псковской гимназии уволили пару лет назад педагога, которая оскорбляла детей. А доказать ее вину помог все тот же мобильный телефон, на который ребенок сделал запись.
«МК в Пскове» вместе с псковскими учителями, родителями и школьниками решил разобраться, почему полный запрет и конфискация телефонов у школьников – это не всегда лучший выход, и какие альтернативы существуют.
Аргумент «ЗА»: телефон - это связь и безопасность
Для многих родителей псковских школьников телефон ребенка – это не просто игрушка, а жизненно важный инструмент. Особенно для тех, у кого есть необходимость мониторить самочувствие ребенка.
«Я приносила в школу справку, чтобы телефон ребенку отдали, - рассказывает Алена, мама пятиклассника лицея. - У моего ребенка диабет, и я постоянно ему напоминаю о необходимости сделать укол, а мне он сбрасывает свои показатели. Ему нельзя без телефона, это его здоровье, а также мое спокойствие. Школа пошла навстречу».
Согласна с мнением Алены и псковичка Ирина, она многодетная мама, у нее трое школьников, и ей важно, чтобы они всегда были на связи. «Я всегда знаю, где мои детки, и они должны иметь возможность связаться со мной в любой момент. Это особенно важно, когда у меня один идет в школу, вторая - на секцию, а третий сын - в продленку. Или когда у него дополнительные занятия после уроков. Если у него отберут телефон, я буду просто в панике, не зная, все ли с ним в порядке», – делится мама своими опасениями и уточняет, что в псковской школе, где учатся ее дети, телефоны пока не забирают.
Пскович Александр тоже против конфискации у детей телефонов. «Мой сын пользуется телефоном для проверки расписания, напоминаний о домашних заданиях, поиска информации для проектов. Иногда он даже помогает мне с покупками, отправляя списки. Если телефон отобрать, это создаст массу неудобств и для него, и для меня», – говорит отец старшеклассника.
Бабушка пятиклассника и девятиклассницы Марина тоже против того, чтобы в школе детей лишали телефонов. «В современном мире телефон – это часть жизни подростка. Через него они общаются с друзьями, участвуют в школьных группах. Полный запрет может привести к тому, что ребенок почувствует себя изолированным от сверстников, что негативно скажется на его самооценке», – отмечает она.
Категорически против телефонов в школе. Мнения учителей
Учителя, как никто другой, видят, как телефоны могут мешать учебному процессу. Однако, как удалось выяснить нашему изданию, и среди педагогов есть разные точки зрения.
Педагог истории Наталья призналась, что самая большая беда, которая несет рассредоточенность внимания, - телефоны. «Постоянные уведомления, игры, переписки – это огромный отвлекающий фактор. Дети перестают слушать учителя, теряют нить урока. Иногда приходится буквально вырывать телефон из рук, чтобы вернуть внимание ученика», – жалуется учитель.
Частично, но не полностью согласна с коллегой учитель английского языка Анна. «Но нельзя отрицать и пользу. Мы используем телефоны для поиска информации в интернете, для работы с образовательными приложениями, для проведения опросов. Если бы телефоны были полностью запрещены, мы бы лишились многих современных педагогических инструментов», – отмечает педагог.
А вот учитель русского языка и литературы Татьяна говорит о том, что полностью контролировать, чем занимаются дети в телефонах на уроках, практически невозможно. «Поэтому, конечно, хочется минимизировать их использование. Но отбирать – это крайняя мера, которая часто вызывает конфликт», – признается педагог.
Запрет – это не решение проблемы, а ее усугубление
Психологи сходятся во мнении, что полный запрет и конфискация телефонов – это неэффективный и даже вредный подход. Псковский психолог Ирина Николаева в беседе с «МК в Пскове» отметила, что часто чрезмерное увлечение телефоном – это не причина, а следствие. «Ребенок может использовать его, чтобы уйти от проблем в школе, от скуки, от недостатка внимания. Отобрав телефон, мы не решаем эти проблему, а усугубляем и загоняем их вглубь», – объясняет эксперт.
Солидарна с коллегой и педагог русского языка и литературы Анна Павлова. Учитель подчеркивает, что мера изъятия телефонов и полный запрет может вызвать у подростков чувство несправедливости и протеста. Он может начать скрывать телефон, использовать его тайком, что только укрепит зависимость. «Вместо того чтобы учиться самоконтролю, ребенок учится обманывать», – добавляет учитель.
Учитель информатики Алексей Николаев тоже не согласен с тем, что у школьников стоит отнимать телефоны. «Телефон – это не только развлечение, но и платформа для развития цифровой грамотности, критического мышления, умения искать и анализировать информацию. Полный запрет лишает детей возможности осваивать эти важные навыки в безопасной среде под присмотром взрослых», – подчеркивает специалист.
Когда дети из-за запрета теряли телефоны: реальные примеры и их последствия
Истории о потерянных телефонах – это не просто анекдоты, а иллюстрации того, как конфискация может обернуться настоящей проблемой.
Псковичка Ульяна, мама псковской выпускницы рассказала, что в прошлом году у ее дочки после такой «конфискации» исчез телефон. «Моя дочь потеряла телефон в школе. Его отобрали на уроке, а потом, видимо, кто-то из учеников вытащил из учительской. Я не могла связаться с ней весь день, не знала, где она, как добралась домой. Это был настоящий кошмар. В итоге телефон нашли, но сколько нервов это стоило», – рассказывает мама.
В данном случае, если бы телефон не был отобран, он бы оставался у ребенка, и вероятность потери, возможно, была бы ниже, или же ребенок мог бы сам отследить его местоположение.
История псковички Ирины закончилась не так хорошо. «У моего сына был дорогой смартфон. Его отобрали за использование на уроке, а потом он забыл его забрать. Когда он вспомнил, телефона уже не было. Пришлось покупать новый, а это немалые деньги. Ребенок очень переживал, чувствовал себя виноватым», – рассказала нашему изданию мама ученика 10 класса.
Стоит отметить, что этот факт пугает не только родителей, которым потом предстоит покупать новый гаджет детям. Учителя тоже переживают, что отобранный телефон, оставленный без присмотра, становится легкой добычей для кражи, что приводит к прямым финансовым убыткам, а в случае, если телефон был похищен из класса, то и к репутационным потерям для учебного заведения.
Вместо того чтобы идти по пути запретов, школы и родители могут искать более конструктивные решения. А для этого нужно не запрещать, а разработать и донести до учеников, родителей и учителей понятные правила, когда и как можно использовать телефоны. Например, разрешить использование на переменах, для образовательных целей на уроках с согласия учителя, но запретить во время уроков, если это не предусмотрено учебным процессом.
Полный запрет и отбирание телефонов у псковских школьников – это, скорее всего, попытка решить сложную проблему простым, но неэффективным способом. Вместо того чтобы бороться с ветряными мельницами, важно понять причины такого поведения детей, наладить диалог между всеми участниками образовательного процесса и искать комплексные, современные решения. Телефон – это часть жизни современного ребенка, и задача школы и родителей – научить его использовать этот инструмент ответственно и с пользой, а не лишать его этой возможности.