Почему учителя псковской Вечерней школы готовы выйти на забастовку?

В январе 2017 года в Вечернюю школу в Пскове заявилась проверка. Так здесь узнали, что теперь им предстоит жить по новым правилам

Я вхожу в псковское кафе, утром здесь почти нет посетителей, но за одним столиком - столпотворение. Когда я договаривался с учителем из Вечерней школы о встрече, она сказала, что придёт с коллегами: но мне-то казалось, что с коллегами – это значит, два-три человека. Меня просят не называть ничьи имена: «Мы стоим на грани увольнения части коллектива, в конфликте с руководством». Я обещаю.

В январе 2017 года в Вечернюю школу в Пскове заявилась проверка. Так здесь узнали, что теперь им предстоит жить по новым правилам
Фото: Павел Дмитриев

Смена стандартов

А началось всё с банального: Вечерней школе нужно было пройти относительно плановую проверку: вскоре предстояло лицензирование. «Они проверили наши рабочие программы, работу администрации и нашли якобы массу недочётов», - говорит один из учителей.

Чиновники выяснили, что в школе не проводились физкультура и технология, 5-6 классы шли по особой программе, трое детей в некоторых классах с трудом говорили по-русски. В классах занималось по 14 человек, вместо стандартных 25-ти. В обычной школе за такое увольняют директора и половину учителей.

Однако до января 2017 года вечерка жила по своим правилам, не вызывая пристального интереса управления образования. Программа школы легально отличалась от обычных, что и понятно. Здесь – чуть более 500 учащихся от 12 до 47 лет, сюда ходят недоучившиеся солдаты, только родившие мамы, дети, с которыми учителя в обычных школах возиться отказались, ребята, стоящие на грани преступности или суицида. В начале года управление образования попросило учителей взять в школу несколько девочек из Средней Азии: те по-русски могли выговорить только «Здрасте». Естественно, никого не интересовало, по какой программе учителя Вечерней школы будут их вытягивать.

Но в январе этого года вечерку неожиданно стали проверять по стандартам обычной школы.

Вытащить ребёнка из петли

«Вечернее образование в области сейчас ликвидируется, причём довольно злобно и непонятно по какой причине. Фактически осталась только наша школа, а раньше были в каждом районе, только в Пскове было восемь таких школ», - уточняет один из учителей. Мне объясняют, что физкультуру в школе проводить невозможно: здесь элементарно нет спортивного зала, пришкольная территория также не предназначена для спортивных уроков. Всё потому, что когда-то это был детский сад, а теперь помещение приспособили для школы.

Кабинеты здесь маленькие – не то, что в обычно общеобразовательной школе. Засунуть 25 человек в один маленький класс, конечно, можно, но тогда явится другая проверка, помашет перед директором бумажкой с СанПиНами и впаяет серьёзный штраф. Кабинета технологии здесь тоже никогда не было, а денег на его оборудования, по незабвенной фразе премьер-министра Медведева, нет.

Ещё здесь учится около 30 детей с девиантным поведением. Вернее, так про них сказать нельзя, для этого нужна специальная комиссия, которую в их прошлых школах собирать не стали, а просто попросили уйти. Всех этих ребят берут в вечерку, ведь в обычной школе норма – от 0 до 1 такого ребёнка. Несколько десятков таких вот состоящих на различных учётах детей – это не только весёлые игры на уроках «Как заставить ученика слушать?», но и конкурсы под названием «Зачем мне в 22:00 звонит полиция?» Правоохранительные органы зачастую ночью вызванивают учителей и просят помочь с поисками детей, которые оставили родителям записку и отправились сводить счёты с жизнью. Только за один январь 2017 года учителя с полицейскими оперативно отыскали четырёх учеников, в том числе с суицидальными наклонностями.

Никого это, конечно, не интересует.

Кто на выход?

Зато всех интересуют деньги. Ну, те самые, которых нет. С января зарплаты учителей Вечерней школы пересчитали по норме обычных общеобразовательных школ. Выяснилось, что получают они слишком много: учителям урезали стимулирующие. Они написали коллективное письмо на сайт губернатора Псковской области Андрея Турчака, им ответил начальник регионального управления образования Псковской области Александр Седунов. Он пояснил, что учителей в школе стало больше, классы по наполнению маленькие, вот стимулирующих и нет.

«Для осуществления работникам выплат стимулирующего характера необходимо провести оптимизационные мероприятия», - подчеркнул Седунов чиновничьим языком. А мы с чиновничьего переведём: оптимизационные мероприятия – это либо увольнения, либо сокращение рабочих часов (а значит, и окладов до 6-7 тысяч рублей). «Ну что, дорогие, кто на выход?» - как бы спросил Седунов у учителей Вечерней школы.

Разговор под камеру

«В 2017 году произошёл перерасчёт стоимости ученика. В районе 100 тысяч рублей стимулирующих мы недополучаем. Нам вводят норматив 25 человек на класс, но у них 1 сложный ученик, а у нас 25 «лучших» детей с определёнными проблемами. Учителей стало больше, потому что ввели новые предметы. Нас фактически заставили увеличить штат, а потом под это урезали стимулирующие», - объясняют мне учителя.

Директор школы Елена Сологуб, несмотря на то, что учителя говорят о конфликте с руководством школы, проблем не отрицает, но рассуждает спокойнее коллег по школе. Мы встречаемся в её кабинете: он тоже маленький, а последний ремонт видел лет 10-15 назад. Перед разговором она включает видео-камеру.

Да, такого ещё не было.

«С 2017 года у нас изменился норматив финансирования на одного учащегося. Сейчас школы распределили на несколько групп: до 300 человек, от 300 до 500, от 500 до 1000 и так далее. И чем больше количество учащихся, тем меньше стоимость учащегося. Мы попали в вилку от 500 до 1000 и нам не хватает фонда зарплаты», - объясняет Сологуб.

Директор говорит, что заполнить группы до 25 учащихся не получится по объективным причинам. Например, ряд учеников занимается по ускоренной программе, другие учатся на заочной или очно-заочной форме. Руководство школы уже написало письмо в управление образования, чтобы там пересмотрели нормативы. «Всё в процессе», - отмечает Елена Сологуб.

Она перечисляет всё то, что мне уже говорили учителя: 25 учеников на различных учётах, кабинеты маленькие, зала для физкультуры нет: «СанПиНы-то новые, а здания у нас старые. Нам средства выданы по нормативом 25 человек, не учли наши особенности. Надеемся, что с 1 сентября это решится», - называет она сроки.

Коллег-учителей директор тоже понимает: сейчас переходный период, объясняет она, то же самое уже проходили в 2006 году, потом все обычно дорабатывается, но надо и людей понять – они-то работают сейчас, - уверена Сологуб.

Пойдите, посидите секретарём

В Вечерней школе, кроме всего прочего, располагается ещё и пункт проведения экзаменов для системы профобразования и выпускников прошлых лет. Пару раз в год школа закрывается для учеников, а учителя работают на экзаменах. При этом своих учеников тоже не бросишь: приходится заниматься дистанционно. Что это значит, директор школы описывает очень ёмко: «Представьте, что вы делаете объём работы, а тут вам говорят: пойдите, посидите секретарём. Но своя же работа остаётся. Вот и у нас также. 225 человек пришли и экзамен проходят».

Ещё один момент: вся эта радость тоже достойно не оплачивается.

Сами дураки

При этом Елена Сологуб уверена: все в управлении образования понимают, что вечерка - школа особенная. Однако законодательство сейчас такие школы не выделяет.

Но проблема, если уж говорить начистоту, не в федеральном законодательстве. Во многих других регионах уже с начала 2017 года на уровне местных управлений были приняты свои нормативные акты, которые вновь выделили Вечерние школы в отдельную группу. В Псковской области к 1 января сделать это не успели.

Другой вопрос – Александр Седунов мог объяснить учителям, что Государственный комитет прошляпил сроки, но пытается решить проблему. Но он зачем-то отписывается чиновничьими фразами в стиле «сами дураки» и «увольте лишних учителей».

Всё это учителей раздражает, по нашей информации они не поняли, например, почему директор школы не позвала их на свою встречу с журналистом (то есть, со мной). Поэтому они и говорят, что с руководством школы у них конфликт, и они не раз слышали, как директор заявляла им, что их письма только усложняют ситуацию: мол, деньги вот-вот должны были появиться, но вот вы написали и опять всё пропало.

При этом сама Елена Сологуб уверяет, что ничего такого и в помине нет, а учителя пишут письма потому, что «хотят помочь своему руководителю, чтобы эта ситуация разрешилась». Уже потом, когда камера выключена, она с улыбкой говорит, что только учителя Вечерней школы могли устроить бурную переписку с губернатором, комитетами и выше. Слишком много у них ответственности в школе, поэтому им не привыкать бороться с трудностями вместо того, чтобы просто опустить руки.

Город понимает, регион – нет?

Очевидно, понимают учителей и в городской администрации. Дважды с учителями встречался глава Пскова Иван Цецерский, который пообещал взять ситуацию на контроль. Спокойно отвечает на вопросы и начальник городского управления образования Игорь Прокофьев, когда я пытаюсь выяснить, почему чиновники на региональном уровне не перевели Вечернюю школу в отдельную группу.

«Мы пытаемся это сделать. Видите, это именно региональный уровень, не муниципальный. Там предусматриваются нормативы для школ с разной численностью детей. Эта тема обсуждалась, я думаю, что с нового учебного года большинство проблем будет снято за счёт того, что удастся изменить нормативы и подход к организации образовательного процесса именно в такой школе», - говорит Прокофьев.

Очень много средств школа тратит на организацию досрочного периода сдачи ЕГЭ, пересдачу в неурочное время. Эта школа базовая для сдачи таких экзаменов для выпускников прошлых лет, для выпускников профессионального образования, объясняет начальник управления. «Мы настаиваем на том, чтобы финансировался и это процесс, чтобы средства выделялись и это поможет решить проблему, в том числе и оплаты труда. Мы сотрудничаем с Госуправлением. Они проблему понимают, нам сейчас нужно выработать общую позицию, как решать эту проблему. Но у нас есть запас времени до нового учебного года и я думаю, что у нас всё в порядке будет», - уверен Игорь Прокофьев.

…А с нами - могут

Будут ли учителя Вечерней школы ждать до сентября – неизвестно. Мне они говорят, что если проблема не разрешится уже в мае, то они отправятся в суд или на забастовку. Ведь им по факту с 2015 года урезали зарплаты примерно на 40%, а сейчас и ещё – это в разговоре со мной признаёт и директор школы. А учителя только и слышат, что по нормативным документам всё в порядке и средняя зарплата не снизилась.

Конечно, всё в порядке, когда ещё весной 2015 года ты получил на руки 18 тысяч рублей, уже летом – 12 тысяч, а сейчас недополучил стимулирующих.

При этом и повести себя, как в обычной школе – то есть, например, выставить на улицу всех сложных ребят – эти люди не могут:

«Мы не имеем морального права выставить сложных учеников, мы не понимаем, как это – выставить. Мы – последняя инстанция для них. Наша школа – это центр реабилитации для таких детей, которые приходят со своими проблемами. Если мы их выкинем, то увеличится преступность в городе, наркомания, суициды – не будем молчать и об этом», - говорит мне один из учителей. И немного помолчав, добавляет:

«Мы не можем так поступить, а с нами – могут».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру