Псковский музей-заповедник нашёл себе коллегу в лице бывшего контрабандиста

Частный московский музей, оскандалившийся с фальшивой псковской иконой, теперь добрался и до настоящих

Назначенный недавно и. о. директора Псковского музея-заповедника бывший замдиректора Сергей Сарченков провёл в начале февраля «рабочую встречу с коллегами из Музея русской иконы (г. Москва»).

Как сообщает сайт Псковского музея-заповедника, «на встрече было принято решение о создании контактной группы для реализации совместного выставочного проекта», «который станет частью цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России».

От имени «Музея русской иконы» с Сергеем Константиновичем Сарченковым общался Николай Васильевич Задорожный «с коллегами».

Информация об этом событии на музейном сайте так и называется – «Встреча с коллегами».

Частный московский музей, оскандалившийся с фальшивой псковской иконой, теперь добрался и до настоящих
Скриншот из кинофильма "Джентльмены удачи".

Специалисты по слизневому сыру

Все, кто профессионально интересуется русской иконой, сразу насторожились: а не тот ли это «Музей русской иконы» (частное учреждение культуры - ЧУК), который выставляет фальшивки или даже краденые иконы, а также замечен в попытках приписать подлинным произведениям древнерусской живописи один, два и даже три лишних века?

И не тот ли это Николай Задорожный, который до того, как стать директором «Музея русской иконы», занимался производством слизневого сыра, а ещё раньше, в 1985 году, был осуждён на шесть лет с конфискацией имущества по статье «Контрабанда» - за то, что незаконно вывозил наше народное достояние на продажу за границу?

Специалисты к тому же хорошо помнят, что именно этот музей оскандалился в 2006 году с якобы древней псковской иконой «Преображение», в которой главный научный сотрудник НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова распознала современную подделку.

Более того, она предположила что «к изготовлению этой фальшивки были причастны лица, которые имеют доступ к коллекциям псковского музея», и что «делал эту фальшивку профессиональный реставратор».

Работа у них такая

Как написано на сайте Псковского музей-заповедника, «Музей русской иконы, основанный Михаилом Юрьевичем Абрамовым и открытый в 2006 г., - первое в столице и второе в России личное собрание древнерусского искусства, доступное для широкого обозрения публики. Собрание музея - одно из самых крупных частных собраний, насчитывающее более 4000 единиц хранения. Как подобает крупным российским хранилищам, важнейшими сторонами деятельности Музея русской иконы являются научная, выставочная и просветительская работа».

Скриншот с сайта Псковского музея-заповедника.

«Музей русской иконы» замечен и в другого рода деятельности, о которой авторы публикации на псковском музейном сайте умалчивают, но о которой в 2014 году подробно рассказывала «Новая газета».

Например, там написано, что в декабре 2011 году полиция изъяла из этого музея 10 икон праздничного чина, похищенных при невыясненных обстоятельствах из церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге ещё в бытность Задорожного контрабандистом – в 1984 году.

В храме тогда работали реставраторы. Считается, что они ушли на обед и забыли включить сигнализацию. В результате десять уникальных икон очень скоро оказались в Германии.

Задорожный их якобы купил там в 2007 году и привёз обратно в Россию. Хранитель Великоустюгского музея случайно увидела эти иконы на сайте «Музея русской иконы» и обратилась в милицию.

Как явствует из интервью доктора искусствоведения Бусевой-Давыдовой «Новой газете», владельцы и руководство «Музея русской иконы» два месяца сопротивлялись возвращению этих икон Великоустюгскому музею и пытались доказать, что искусствовед из глубинки обозналась.

Тем более, что эти иконы в Германии кто-то постарался искусственно состарить.

А когда экспертиза подтвердила их происхождение, новые коллеги псковских музейщиков пытались хотя бы временно вернуть их себе и обставить дело так, как будто «Музей русской иконы» решил добровольно передать устюжанам их историческое наследие.

Но столичное музейное сообщество этого не допустило, тем более, что даже у МВД по каким-то причинам были опасения насчёт сохранности этих икон в случае их транспортировки в Москву из Великого Устюга и обратно.

Репутация, которой не было

В 2012 году полиция изъяла у Задорожного икону «Троица ветхозаветная», которую он пытался нелегально ввезти в Россию из Германии.

Несмотря на то, что директор «Музея русской иконы» под протокол требовал вернуть ему «Троицу ветхозаветную» как его частную собственность, полицейские отдали её не ему, а в Устюжну, откуда эта икона была украдена в 1994 году.

Специалистов, объясняла «Новой газете» доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова тогда особенно насторожил тот факт, что Задорожный обещал провести в России экспертизу этой иконы.

Мол, если бы она оказалась подлинной, ЧУК «Музей русской иконы» вернул бы её в Устюжну. А если бы поддельной, то оставил у себя.

Главный научный сотрудник НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств не исключает, что в Устюжну в таком случае «возвратилась» бы заранее заготовленная подделка.

«У них (в Музее русской иконы) постоянно появляются какие-то краденые иконы, и они предъявляют права собственности на них», - рассказывала доктор искусствоведения обозревателю «Новой газеты» Елене Масюк в августе 2014 года.

Из статьи в «Новой газете» также известно, что в 2013 году Задорожный подавал на Бусеву-Давыдову в суд, пытаясь защитить от неё свои честь, достоинство и деловую репутацию. А кроме того, желая получить от неё компенсацию морального вреда.

Но суд этот иск отклонил в полном объёме, поскольку не нашёл там «доказательств положительной репутации» Задорожного Н.В.

Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова. Фото с сайта Российской академии художеств.

«Ну и после этого всего меня совершенно серьезно в МВД предупредили, чтобы я на улице была осторожнее, что и замочить могут, как говорится. Потому что я все время оказываюсь у них на дороге…» - сказала главный научный сотрудник НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.

Хранителя не предупредили

Неужели псковские музейщики этого всего не знали и не опасаются за сохранность своей коллекции икон, связываясь со столь сомнительной организацией?

Куда, спрашивается, смотрит хранитель древней живописи Псковского музея-заповедника?

А хранитель, она же заведующая отделом научно-фондовой работы Псковского музея-заповедника, Ольга Анатольевна Васильева узнала про «рабочую встречу» псковских музейщиков «с коллегами из Музея русской иконы» от корреспондента «МК в Пскове».

Ольга Анатольевна Васильева. Фото Ольги Миронович.

Руководство псковского музея-заповедника в лице и. о. директора Сергея Константиновича Сарченкова, как выяснилось, даже не удосужилось поставить хранителя псковских икон в известность о предстоящем «совместном выставочном проекте».

Возможно потому, что Ольга Васильева много общается со столичным профессиональным музейным сообществом и прекрасно осведомлена о том, какое там сложилось мнение о «Музее русской иконы».

Она также рассказала, что предложения о сотрудничестве с этим музеем поступали псковским музейщикам и раньше, но по известным причинам до сих пор никто и не думал их принимать.

Это просто неприлично

Согласитесь, в свете последних событий нельзя не тревожиться за судьбу псковских икон, которые могут оказаться в распоряжении «Музея русской иконы»?

Впрочем, та же главный научный сотрудник НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова в интервью «Московскому комсомольцу в Пскове» развеяла наши опасения.

Она сказала, что подменить иконы невозможно, если есть их макрофотографии. Ведь рисунок кракелюров (трещин лакокрасочного слоя) у каждой иконы так же уникален, как отпечаток пальца.

Проблема только в том, заметила Ольга Васильева, что в Псковском музее-заповеднике имеются макрофотографии далеко не всех икон.

По словам Ирины Бусевой-Давыдовой, «Музей русской иконы» в последнее время очень старается исправить свою репутацию и поэтому так активно стремится посотрудничать с государственными музеями, чтобы к кому-нибудь «примазаться».

«Формально нет никаких оснований отклонять такое сотрудничество», сказала она, но «просто неприятно иметь дело с такими людьми». Неприлично.

«Появление таких «коллег» - проверка на профессионализм для хранительской службы нашего музея», - сказала Ольга Васильева.

Ольга Миронович.

Сергей Константинович Сарченков. Фото с сайта Псковского музея-заповедника.

Справка: Сергей Сарченков родился 26 февраля 1958 года в городе Починок Смоленской области. Образование высшее. Трудовую деятельность начал в 1975 году рабочим в городе Валка Латвийской ССР, затем - электромонтером в воинской части того же города. В 1984 году окончил Псковский государственный педагогический институт по специальности «история-обществоведение-английский язык». Затем перешел на работу в Псковский райком ВЛКСМ, где занимал должности инструктора, заведующего отделом, первого секретаря. С 1989 по 1991 год - слушатель Ленинградского политологического института. С 1991 по 2006 год работал в администрации Псковской области заместителем председателя комитета по торговле и социальным вопросам, председателем комитета по делам молодежи и связям с общественностью, заместителем председателя комитета по социальной политике. С 2007 по 2008 год - руководитель аппарата, секретарь бюро регионального отделения политической партии «Справедливая Россия». В 2008 году приказом Государственного комитета Псковской области по молодежной политике и спорту назначен директором государственного учреждения «Музей боевой славы Псковской области». С 2012 года работает в Псковском музее-заповеднике.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Тамбовский волк им коллега?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру