МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

По кочкам, по кочкам: почему псковские дороги с трудом переживают зиму, и что с этим делать

От весны к весне, после того, как улицы освобождаются от снежного покрывала, перед псковичами во всей неприглядности открываются перезимовавшие дороги. Каждый год вновь образовавшиеся ямы расстраивают горожан и приносят беспокойство местной администрации.

Почему в последнее время дороги стали чаще ремонтировать по гарантии, и как избежать превращения полотна в поле лунных кратеров по столичной методике, «МК в Пскове» узнал у экспертов.

Некоторые псковские дороги оставляют желать лучшего Фото: Александр Елисеев

К сожалению, переделывать

С наступлением тепла подрядчики выходят в город и в первую очередь принимаются за объекты, которые нужно переделать или подлатать после зимы в рамках гарантийных обязательств.

«Подрядчики будут много, где переделывать. Можно долго перечислять перечень улиц, которые подвергнутся гарантийному ремонту. К сожалению», - так в эфире радио ПЛН FM отозвался о начале дорожного сезона глава Пскова Борис Елкин.

Глава города уточнил, что сам часто ездит на автомобиле по городу, причем не только по парадным его улицам. Тщательный осмотр дорог позволяет прийти к выводу: идеально, «без вопросов», не работает ни один подрядчик.

Псков ожидает насыщенный дорожный сезон Фото: Александр Елисеев

«В этом году состояние дорог значительно лучше, чем в прошлом. Многие болевые точки мы сделали в прошлых годах. Где-то, как на площади Героев-десантников, нарушения носят массовый характер, где-то они единичны. Дает знать о себе качество нового асфальта, который мы начали использовать, но, конечно, еще есть, над чем работать», - добавил Борис Елкин.

Легендарные «переходы через ноль»

Говоря о причинах недолговечности наших дорог, и представители власти, и местные жители вслед за ними, из года в год повторяют одну и ту же мантру: «Во всём виноваты "переходы через ноль"». Кому-то может казаться, что это уже какая-то универсальная отмазка для нерадивых подрядчиков… Но такое явление на самом деле имеет место, сообщил корреспонденту «МК в Пскове» главный специалист отдела управления проектами ГКУ ЦОДД правительства Москвы Максим Пушкин.

«Большой разрушающий эффект приносят температурные перепады, так называемые "температурные качели", когда влага в порах асфальтобетонной смеси то замерзает, то оттаивает. При замерзании вода расширяется, и тем самым разрушает структуру асфальта», - рассказал Максим Пушкин.

Ямы образуются из-за неправильного содержания, уверены эксперты Фото: Александр Елисеев

И это еще не всё. На дорожное полотно оказывается динамическая нагрузка, свой негативный отпечаток накладывает шипованная резина автомобилей. Если водители «обувают» шиповку и едут по голому асфальту, без льда и снежного наката, то каждый шип работает как маленький молоточек, пояснил эксперт.

Также на долговечность покрытия влияет качество применяемой асфальтобетонной смеси и технология ее укладки. Не последнее место занимает наличие скрытых дефектов основания дороги (пучинистость грунта и наличие пустот).

Несколько иной точки зрения на проблему придерживается врио председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Станислав Стармолотов. В ходе брифинга в общественном пресс-центре ПЛН он сообщил: перепады температуры разрушают старые дороги, а не отремонтированные.

«Это те дороги, где десятилетиями латают дыры. Они строились на местных материалах – известковом щебне и прочем. Мне кажется, у нас в обществе идет некое передергивание этой темы. Подчеркну: разваливается то хозяйство, которое досталось нам с тех времен, когда дорогами почти не занимались», - рассказал он.

При этом с начала реализации дорожного нацпроекта (а это год 2019-2020) руководство региона и вышестоящие инстанции – тот же Росавтодор – регулярно контролируют качество строительства, ремонта и содержания дорог. Среди недочетов, которые выявляются – недоработки подрядчиков или вопросы к качеству асфальтовой смеси. Серьезных проблем нет, подчеркнул Станислав Стармолотов.

Вопросы к содержанию

Причину образования ям на дорогах надо искать не на этапе их строительства, а на стадии содержания, уверен активист движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков.

«В плохой сохранности покрытия в большинстве случаев виноваты дорожники. Мы видим, что ямы и проблемы на дорогах появляются из года в год в одних и тех же местах, и эти места из года в год не обслуживаются должным образом. Это вопрос финансирования, наличия специалистов и прочего. Необходимо содержать дороги в соответствии с требованиями», - поделился своим мнением с корреспондентом «МК в Пскове» Николай Мельков.

Важно, чтобы дороги проживали дольше одного сезона Фото: Александр Елисеев

Примером «того, как делать не надо» он назвал улицу Инженерную, которую недавно отремонтировали (и гарантийный срок еще не вышел), а на ней уже заметны большие дефекты.

СПРАВКА

Как сообщили «МК в Пскове» в пресс-службе администрации Пскова, на улице Инженерной уже запланирован гарантийный ремонт. Все дефекты необходимо устранить до 31 мая 2024 года.

По замечанию эксперта, порой «старые» улицы могут хорошо чувствовать себя десятилетиями, тогда как свежеотремонтированные способны прожить только до конца гарантийного срока.

«Есть хороший пример: полноценный ремонт улицы Инженерной и проспекта Энтузиастов в последний раз проходил в начале нулевых, если не в девяностых. По сути эти две улицы почти 25 лет без живут ремонта живут. Инженерную уже отремонтировали, в этом году ремонт ожидает проспект Энтузиастов – это будет последняя улица-долгожитель в городе», - высказал свое мнение Николай Мельков.

Техника и технологии

Вопрос грамотного содержания дорог в Псковской области стоит достаточно остро. Некоторые муниципалитеты только сейчас начали обзаводиться техникой для обслуживания региональных и местных дорог. В этом году новая партия также поступит в те муниципалитеты, которые оставили заявку на приобретение машин.

При этом, конечно, человеческого ресурса и техники все еще не вполне достаточно, рассказал журналистам в ходе брифинга руководитель дорожного комитета Станислав Стармолотов.

Равняясь на столицы, узнаем, как содержат дороги в Москве. Понятно, что Псковской области с ее финансами далеко до главного города страны, но, всё ж, всегда интересно, как подходят к решению тех же проблем в больших городах.

Местами работы уже начинаются Фото: Александр Елисеев

В Москве, по наблюдению федерального эксперта Максима Пушкина, дорожным дефектам не дают разрастаться, и их устраняют сразу, зимой. При этом зимой заводы не производят горячий асфальт – его не получится применить с соблюдением технологии процесса. В такие моменты используют литой асфальт – это смесь битума и минерального порошка, разогретого до температуры 200-250 градусов. На место литой асфальт доставляется в специализированной машине, где он и разогревается до нужной температуры. Благодаря своей высокой эластичности литой асфальт сохраняет прочность и упругость, применяется  при минусовых температурах и не требует утрамбовки катком или виброплитой.

В Пскове же такое ноу-хау, как литой асфальт применяли лишь при ремонте Ольгинского моста. Обычно проблему решают струйно-инъекционным методом ремонта.

«В Москве еще мэром Юрием Лужковым запрещен ремонт струйно-инъекционным методом из-за большого негатива со стороны населения и ограниченной области применения (им можно закрывать только небольшие ямки). И в то время, когда рабочие занимаются латают небольшие ямы, из-за динамической нагрузки от каждой проезжающей по участку с дефектом машины, ямы только разрастаются», - добавил Максим Пушкин.

Более того, на улицах Москвы можно увидеть передвижную лабораторию, которая сканирует дороги на предмет дефектов основания и наличие трещин в разных слоях асфальта. При желании и должном финансировании подобную лабораторию можно привезти на пару дней и в Псков, уверен эксперт.

Вопрос содержания дорог всегда был одним из самых болезненных (наряду со снабжением здравоохранения и образования), и остается им до сих пор. Многое удается сделать в рамках нацпроектов, но, конечно, всегда есть, к чему стремиться. Сейчас псковские дороги восстановят, лето и осень они переживут, а что будет следующей зимой – покажет время.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах