Псковский музей-заповедник сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Российская академия художество) уже почти полвека. В советские времена студенты института проходили в Пскове практику, вдобавок ещё с 70-х годов реставрационная мастерская академии начала восстанавливать псковские памятники. Всего за это время студентами Академии художеств под руководством профессоров было отреставрировано более 450 произведений искусства.
В 2013 году в Доме Масона Псковского музея-заповедника открылась выставка «Современные древности», на которой в том числе представлены псковские памятники древнерусской живописи, отреставрированные Институтом им. И.Е. Репина в XXI веке. Эта выставка постоянно пополняется. На этот раз в неё будут добавлены икона XVI века «Благовещение» и икона XVII века «Ветхозаветные пророки». Они прошли комплексную реставрацию, то есть, красочный слой этих икон не только укреплен, но и раскрыт от позднейших записей и слоёв потемневшей олифы.
По словам хранителя живописи Псковского музея-заповедника, заведующей отделом научно-фондовой работы Ольги Васильевой, обе эти иконы происходят из довоенной музейной коллекции. Обе они демонстрируют присущую псковской иконе скрупулёзность в изображении деталей, призванных в полной мере раскрыть сущность библейских сюжетов.
Ещё одна отреставрированная Институтом имени И.Е. Репина псковская икона («Зачатие Святой Анны») будет храниться в запасниках. Она полностью не раскрыта от позднейших записей, реставраторы только укрепили её красочный слой. Дело в том, что её подлинный красочный слой в значительной степени утрачен, что и подтвердило рентгенографирование, поэтому специалисты пока сочли нецелесообразным тратить слишком много сил и времени на её комплексную реставрацию. Как объяснила Ольга Васильева, эта икона будет дожидаться в Псковском музее-заповеднике тех лучших времён, когда дипломированные столичные реставраторы будут становиться в очередь, чтобы прикоснуться к псковским памятникам древнерусской живописи.
Институт также отреставрировал «Портрет мальчика» - картину из довоенного собрания Псковского музея-заповедника, авторство которой приписывают художнику Раскину. Это произведение искусства 20-30 годов прошлого века дошло до нашего времени свёрнутым в трубочку и в очень плохой сохранности. Чтобы укрепить его красочный слой, реставраторам пришлось «подводить кромки» - то есть, подклеивать к старому холсту новый, чтобы ткань можно было расправить.
По сути, реставраторы спасли этот портрет для Псковского музея-заповедника и вернули ему, что называется, экспозиционный вид, объясняет Ольга Васильева. Псковским музейщикам теперь предстоит установить авторство этой работы с тем, чтобы она заняла достойное место в постоянной экспозиции. Для них этот «Портрет мальчика» - ещё и памятник замечательному реставратору и педагогу Анатолию Борисовичу Алёшину, который когда-то лично отбирал экспонаты Псковского музея-заповедника для реставрации в Институте им. И.Е. Репина и много лет руководил этой работой, которую блестяще продолжают его ученики.
Ещё один вернувшийся из Академии художеств отреставрированный экспонат – это скульптура из большого апостольского чина, которая находилась когда-то в одном из псковских храмов и была изъята оттуда после того, как Русская православная церковь сочла такие изображения святых неканоническими. Как известно, первым псковским собирателем древностей, которые церкви были уже ни к чему, стал архиепископ Арсений Стадницкий. Когда он задумал создать в Пскове музей Церковного историко-археологического комитета, то дал объявление в газете «Псковские губернские ведомости» с просьбой передать в этот музей ветхие или неканонические церковные ценности. Видимо, тогда эта скульптура и поступила в Псковский музей, но из какой именно церкви – неизвестно.
Ещё одним неканоническим памятником из довоенного собрания Псковского музея-заповедника является икона Святого мученика Христофора с пёсьей головой, которая сейчас как раз находится на реставрации в Институте имени И. Е. Репина. Один из студентов сделал её копию, а институт решил передать эту копию псковичам вместе с живописными памятниками, которые к Новому году вернулись в Псковский музей-заповедник после многолетней реставрации.