В Пскове поставили такого Чехова, что сцена замироточила

На премьере спектакля «Позвольте вам выйти вон» Малая сцена Псковского театра драмы замироточила

Вот те крымнаш, замироточила: на сцену во весь спектакль капало откуда-то сверху – то ли с прохудившегося кондиционера, то ли прямо с крыши, ведь по крыше в это время барабанил бодрый такой мартовский дождь.

На премьере спектакля «Позвольте вам выйти вон» Малая сцена Псковского театра драмы замироточила

Так ведь и было отчего замироточить. Это вам не «Коляда-театр» и не «Сказки для взрослых» Пушкинского театрального фестиваля в Пскове, откуда зрители сами выходили вон даже без «позвольте».

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Наш-то Откатай художественного руководителя Псковского театра драмы Александра Кладько породистый, густопсовый, а у вашего муругопегого Угадая с его «лабораториями» Олега Лоевского не доберёшься до породы.

Откатай потому что ездит по накатанной, зазря не провоцирует, а этот ваш Угадай в Москве и Новосибирске, может, и угадал, а в Пскове – не на тех нарвался.

Умеет Александр Кладько потешить провинциальную публику, ничего не скажешь.

Александр Кладько. Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Хотя… если продолжать словами из субботней премьеры, «до угонки он годится, конечно, но если на-завладай, то едва ли...»

У нового спектакля Псковского театра драмы, если хотите по-чеховски, красавцы вы мои, «два существенных недостатка: он стар и с коротким щипцом».

 

Объясняю. Почти месяц назад, перебегая с тогда только что открывшейся выставки Анатолия Жбанова в Псковском музее-заповеднике на который-то по счёту спектакль Пушкинского театрального фестиваля в Псковском театре драмы, я встретила в Детском парке одну прекрасную во всех отношениях даму, которая меня, просто прекрасную, ошарашила. По её мнению, я торопилась с одной непристойности на другую.

О том, что в Псковском театре драмы во время Пушкинского театрального фестиваля творилось какое-то непотребство – она уже была наслышана выше крыши (малой и большой сцен). Анатолия Жбанова как основоположника художественного течения «Путаный разум» и так знает (свят, свят, свят).

С её слов я поняла, что пока Жбанов выставляется в музее, а в Псковском театре драмы проходит Пушкинский фестиваль, она и туда, и туда – ни ногой.

Я ей говорю: «Да ладно вам, сходите сами посмотрите, они не кусаются» (спектакли Пушкинского театрального и картины Жбанова). Дескать, вдруг понравится.

На что она мне гениально ответила: «Помните, как Мария-Антуанетта, узнав, что французскому народу недостаёт хлеба, сказала: «Что ж такого, пускай едят пирожные!»… Так вот. Я хочу хлеба».

Хлеба как зрелищ. А ведь она права. Невозможно накормить пирожными тех, кому недостаёт хлеба. Я теперь понимаю зачем псковичам Кладько.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Приходишь на его новый спектакль «Позвольте вам выйти вон» по произведениям Антона Павловича Чехова – как к себе домой в архетипическую хрущобу. Вон в глубине сцены на коврике висит ружьё – и просвещённый зритель, ещё только поудобнее устраиваясь в своём кресле, уже радуется, как ребёнок, что в третьем акте оно выстрелит (в лице писателя Валентина Курбатова – громко радуется).

На душе у публики заранее теплеет – делается уютно-уютно. Никто ведь не вставляет вам шила в задницу, как на спектакле КЛИМа «Пушкин… Сказки для взрослых», когда рядом со мной сидит прокурор Псковской области и всё первое действие ёрзает, не зная, что лучше: сбежать из зала прямо сейчас или потерпеть до антракта.

Все приличные люди вот так же, наверное, ёрзали тогда на стульях, не понимая, что им более приличествует: вежливо досидеть до перерыва или гордо встать и удалиться из зала, цокая каблуками, даже если вдогонку со сцены будет нестись: «Черти!»

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

На спектаклях Александра Кладько такого не бывает. Мне всего лишь захотелось залезть под стул, когда Максим Плеханов юродствовал, преувеличенно комично изображая помещика Ломова.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Вот все ругают «синих китов», а как режиссёры обходятся с Максимом Плехановым – так то можно. Мне, правда, больно раз за разом смотреть, как из когда-то подававшего большие надежды молодого артиста лепят ковёрного. Я чуть не замироточила, чесслово.

Спасибо хотя бы за Ксению Хромову в роли дочери помещика Чубукова Натальи Степановны. Как и в «Женитьбе Фигаро», она так хорошо играет, что спасает ситуацию.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

А ещё я любовалась на Галину Шукшанову в роли вдовы Мымриной. Вот где чувствуется актёрская порода – та самая густопсовость.

Денис Кугай, как и в «Пиковой даме», к сожалению, играл сам себя, а не телеграфиста Ятя. Я б не поверила, что он актёр, если б не видела, каков он в спектакле «Чёрное молоко». Или в эскизе «Капитанская дочка» лаборатории Лоевского, где Денис виртуозно сыграл Савельича.

А в целом премило. Получилась вполне себе комедия траги, в какой-то момент возвысившаяся до капающего из-под крыши кондиционера, когда заблудившийся на сцене капитан второго ранга Ревунов-Караулов зовёт трубным гласом Человека, а нету.

Никто из человеков не бросается с первых рядов на сцену, чтобы помочь старику отыскать в полутёмках дорогу к боковой двери с занавеской, откуда он явился.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

В спектакле КЛИМа было не так, если помните. Там девушка с первого ряда не выдержала – рванула на большую сцену по боковой лестнице, чтобы напоить надорвавшегося под кобылой Чертёнка из сказки про Балду.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Вот там почему-то Человек себя вспомнил и осознал, а тут – неа.

Может, потому, что искусство, которым занимается Александр Кладько, слишком условно. Настолько демонстративно условно, что и сам Ревунов-Караулов через минуту-две отклеивает свои бакенбарды и прячет в карман, чтобы перевоплотиться в Хора из «Брака по расчёту».

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Это те условности, о которых мы условились очень давно. Даже не мы. Этот договор подписан ещё бабушками и дедушками нынешних зрителей с бабушками и дедушками нынешних артистов. Вон же ружьё.

Справедливости ради, должна отметить, что у Кладько чеховское ружьё стреляет не в третьем, а в первом акте. И где-то там между чеховских строк по-новаторски вставлено про сосиску. И Змеюкина хулиганит: «Сейчас меня укачает». А зрители и рады, что создатель спектакля «Позвольте вам выйти вон» не держит их совсем уж за лохов.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Но обидеть Чехова как следует ему почему-то не хватило духу. А ведь сам рассказывал на пресс-конференции, как Антон Павлович обиделся на Станиславского за каноническую, как нам теперь кажется, постановку «Вишнёвого сада», когда из комедии сделали трагедию: «Станиславский всё испортил».

Раз такая традиция – надо было портить дальше. Но, как и было заявлено в афише псковского Чехова, это «одна только малодушная психиатрия и больше ничего».

…А меня всё не отпускают «Сказки для взрослых» КЛИМа. Я думаю: значит, Пушкин сегодня – это Мик Джаггер. Толстой – понятное дело, Джон Леннон.

А Антон Павлович Чехов Александра Кладько – Стас Михайлов, что ли? Похоже на то, судя по восторженным отзывам дам, прекрасных во всех отношениях, как моя давешняя знакомая, которая требовала хлеба-зрелищ…

Не сомневаюсь, что дамы на этот спектакль потянутся. А впрочем. Знаю одну даму, которая сходила на спектакль театра «Мастерская» (откуда «родом» Александр Кладько) «Записки юного врача» (афиша Пушкинского театрального фестиваля) и потом кусала локти, что потратилась на такие дорогущие билеты.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Это я в финале «Записок» силилась протолкнуть комок в горле и смахивала навернувшуюся слезу, гадая, ну вот как. Надо же, единственный герой всего лишь то опускает, то поднимает лампочку над операционным столом, то греет руки у невидимой печурки, щурясь на отблески пламени, а то колышит вереницу белых халатов – а каков эффект!

А она в это же самое время злилась. Потому что опять прекрасная во всех отношениях, а не как я. И готовясь к спектаклю, загодя перечитала Булгакова, а точнее, даже прослушала соответствующую аудиокнигу. А в результате обнаружила, что в театре ей подсунули ту же аудиокнигу – только с картинками.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Поэтому лично для меня самым впечатляющим оказался эскиз «Капитанской дочки» Николая Русского в «лаборатории» Лоевского. С брутальным Лепсом в роли Пугачёва и рыдающей Таней Булановой в роли Маши. Как ни странно. Потому что Русский открыл мне совсем нового, с иголочки, Пушкина, каким его, наверное, воспринимают миллениалы из тех девочек, что громко переговаривались рядом со мной на «Пиковой даме» театра «Кукольный формат»: «Сейчас она ему расскажет…» - «Заткнись! Не расскажет. Книжку надо было читать!».

«Капитанская дочка» Русского - по сути комикс, в котором Пётр Гринёв – старый п… пень в деменции, каким ему и подобает быть в двадцать-то первом веке. Но прекрасные во всех отношениях дамы всё равно обмирают, умиляясь, с каким блаженством он предаётся своим клиповым воспоминаниям.

Однако это безе не смог проглотить даже Дмитрий Месхиев, которому кондитерские изыски Николая Русского почему-то напомнили пионерскую самодеятельность из детства.

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Зато от другой лабораторной поделки – испечённой правнуком старца Иаонна Крестьянкина коврижки под названием «Моцарт и Сальери», запершило в горле у самого Валентина Курбатова. Он сразу развспоминался, каких ему доводилось вкушать пирожных на тот же сюжет.

Оказывается, два самых интересных на его памяти Сальери были: один в тюремной робе («нередко, просидев в безмолвной келье два, три дня, позабыв и сон и пищу…»), другой – в двубортном френче первого секретаря обкома партии. Который первый секретарь, диктовал своей секретарше, «одетой в одни ресницы»: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше…» После к которому-то из этих двух Сальери выбегал Моцарт «двенадцати лет» «в рубашке апаш», «безмолвно танцевал под битлов» и падал замертво.

С тех пор Валентин Яковлевич уверился, что «Моцарта можно только намолчать или станцевать с битлами».

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Но псковичам, конечно, надо сперва налопаться хлеба – да так, чтоб от пуза. Уже и то хорошо, что Александр Кладько, по его же собственному выражению, нынче замесил такое тесто, что оно (его слова) само начало вылезать за края нашей кастрюли. Он-то намеревался состряпать всего лишь «витаминку для Пскова в плохую погоду», а спектакль «Позвольте вам выйти вон» как-то сам собой перелился в «пронзительно светлую грусть».

Фото Андрея Кокшарова, drampush.ru

Ну так и быть, беру свои словам обратно: Кладько всё-таки «испортил» нам Чехова. Чуть-чуть, но по-станиславски испортил (вон, даже у меня крыша замироточила))

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру