Она же не памятник
Сперва подрядчик надеялся её просто-напросто «замазать». Ведь она не значилась в описании предмета охраны объекта культурного наследия, а за тридцать лет потемнела и слегка потрескалась.
Естественно, никто не хотел с ней возиться, раз такого «памятника» ни по каким документам не существует.
Но сотрудники Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина об этом прознали, и когда их в 2015 году начали выселять (как мы все надеемся, временно) из здания на Губернаторской горке в Детском парке, забеспокоились, что по возвращении не обнаружат на главной библиотечной лестнице своего сокровища – изящнейшей настенной и потолочной фресковой живописи эпохи заката развитого социализма.
А между прочим, эта «гризайльная роспись в виде декоративных клейм и потолочных плафонов» удостоилась в 1987 году премии Ленинского комсомола.
Её создали Сергей Гавриляченко, Илья Каверзнев и Юрий Сиренко, – тогда свежеиспечённые выпускники Московского художественного института имени Сурикова, а сегодня прославленные российские художники.
Кстати, один из них – сын того самого Каверзнева, знаменитого советского журналиста-международника. Каверзнев-младший теперь расписывает московские храмы, выставлялся вместе с художниками творческого объединения «Русский мир» в Ватикане.
Сказка сказок
Псковская фреска, к которой он приложил руку, изображает житие героев сказок, песней и поэм Пушкина.
Самый большой декоративный фриз, например, рассказывает о том, как вещий Олег «отмстил неразумным хазарам», ниже находится панно, на котором «из темного леса, навстречу ему идет вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник».
Над окнами лестничного пролёта можно распознать два сюжета из «Сказки о мертвой царевне…». На противоположной стене изображены «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».
Тут есть также сцены из «Сказки о рыбаке и рыбке» и поэмы «Руслана и Людмилы». Венчает композицию плафон вокруг кованой люстры, на котором «через леса, через моря колдун несёт богатыря».
Знатоки и любители искусства легко узнают в этих росписях реминисценции из античных барельефов или древнерусской иконописи.
Допустим, советский кудесник, любитель богов явно смахивает на Иоанна Крестителя.
Одним словом, это добротная работа в стиле неоклассицизма, в своё время высоко оцененная специалистами (например, Семёном Гейченко и Саввой Ямщиковым).
Выше только Пyтин
Однако, когда четыре года назад библиотекари забили тревогу, резонно опасаясь, что в процессе реставрации Дома губернатора фреска со сказками Пушкина будет уничтожена, областной комитет по охране объектов культурного наследия им мало чем помог.
Сотрудники комитета сказали: ну хорошо, подавайте, мол, кто-нибудь заявку, чтоб мы могли эту фреску раньше времени (до истечения положенных 40 лет) поставить на госохрану. Да так и не поставили.
Тогда автор проекта реставрации Дома губернатора псковский архитектор Альбина Васильева связалась с Ильёй Каверзневым, а уже тот подключил к решению проблемы бесхозной псковской фрески самых влиятельных в стране деятелей культуры.
В частности, вице-президент Российской академии художеств, профессор Евгений Максимов написал про эту фреску советнику президента Российской Федерации Владимиру Толстому.
Тогдашний руководитель Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева вдобавок получила письмо в защиту фрески Каверзнева из Института искусствознания.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается
…Тем временем библиотека опустела. Отопление в ней отключили. Все ждали, когда же наконец в здании начнётся обещанный ремонт, но на первый конкурс по выбору подрядчика вообще никто не заявился, а найденный со второго подрядчик не оправдал возложенных на него надежд.
Им оказался «Санкт-Петербургский реставрационный центр», который приступил к работе только в 2017 году, сперва развёл в Доме губернатора бурную деятельность, а потом сорвал сроки, после чего власти начали искать нового подрядчика.
За это время фреска, которую сперва надо было всего лишь почистить и немного подклеить, стала отсыревать, крошиться, пошла пузырями и начала в некоторых местах отслаиваться.
Так что если в 2015 году архитектор Альбина Васильева говорила, что главную библиотечную лестницу вообще лучше не трогать, так как она после капитального ремонта 80-х годов прошлого века, когда её ступени облицевали мрамором, а стены и потолок расписали фресками, всё ещё пребывала в хорошем состоянии, то через три года той же самой лестнице понадобилась серьёзная реставрация.
Немудрено, что стоимость реставрации всего губернаторского дома за это время выросла чуть ли не вдвое. Если в 2017 году «Санкт-Петербургский реставрационный центр» брался отреставрировать это здание за 65 миллионов 880 тысяч 710,00 рублей, то в 2018 году «на завершение реставрационных работ на объекте» федеральному бюджету пришлось выделить уже 106 миллионов 60 тысяч 186,23 рубля.
Сказки и пушки
Как бы то ни было, на этот раз увещевания советников Пyтина возымели действие и «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» как заказчик внесла в новую смету Дома губернатора средства на реставрацию фрески Каверзнева.
Новый подрядчик (ООО «Рестор») первым делом нанял для этой ответственной работы бригаду опытных реставраторов, которые в 2011 году окончили Санкт-Петербургское художественное училища имени Н. К. Рериха и с тех пор успели набраться профессионального опыта.
Эти пятеро молодых людей, например, реставрировали советскую фреску в высотке на Котельнической набережной в Москве, росписи Сергиева Посада, Павловска и Пушкина.
26 марта они приступили к работе на главной лестнице в псковском Доме губернатора. И первое, что сделали – это тепловую «отсечку».
То есть, с помощью тепловых пушек выровняли в помещении температурно-влажностный режим, из-за нарушения которого фреска Каверзнева и начала пузыриться, отслаиваясь от стен.
А потом, конечно же, провели тщательнейшее исследование живописи тридцатилетней давности: сделали химический анализ красочного слоя, проверили подложку…
И разработали план действий.
В мире животных
Как они мне объяснили, это масляно-казеиновая живопись, когда пигмент замешан на клее животного происхождения.
И как всякое «животное», она подвержена старению, говорит реставратор Алексей Самохвалов.
Но также и омоложению, если за дело берутся грамотные «пластические хирурги».
Фреска эта, чтоб вы знали, написана на паволоке. Это холст, а точнее, приклеенная к штукатурке загрунтованная бязь.
Штукатурка под ней, в свою очередь, крепится частично к кирпичной стене, частично - к деревянной посредством дранки, потому что лестница в Доме губернатора находится между несущей каменной стеной и деревянной перегородкой, которая отделяет её от внутренних помещений. Получается многослойный пирог помудрёнее «наполеона».
Деревянная стена со временем дала усадку, а из-за долгого нарушения температурно-влажностного режима в Доме губернатора ещё вдобавок отсырела, отчего на поверхности красочного слоя образовались глубокие трещины, а паволока в некоторых местах начала отклеиваться от штукатурки.
Центральный плафон вообще провис, из-за чего в потолке над лестницей образовался заметный прогиб.
…Разглядывая фотографии фрески в Доме губернатора «до» и «после» реставрационных работ, я не могла не ужаснуться тому, как быстро она встала ежом после того, как из здания выгнали библиотекарей.
«Бывает состояние и похуже», – реставраторы рассказали мне, как в Выборге вынуждены были вообще снять монументальную живопись со стены и восстанавливать в мастерской, прежде, чем вернуть на место.
Фреску Каверзнева в Доме губернатора им пришлось «всего лишь» заново прикрепить к стене в тех местах, где она начала отслаиваться.
Но сперва надо было очистить её от поверхностных загрязнений с помощью специальной эмульсии, которую реставраторы изготовили сами, подбирая составляющие и их соотношение по ситуации.
Потом они изучили состав клея, которым пользовались художники 80-х годов, и создали аналогичный, чтобы укрепить вспученный грунт и устранить кракелюры (трещины) и шелушения красочного слоя.
Алексей Самохвалов уточнил, что в марте 2019 года реставраторам пришлось иметь дело с «жёсткими» кракелюрами, которые имели приподнятые края, а не с теми живописными трещинками-паутинками, которые я наблюдала на той же фреске в 2015 году.
Клей реставраторы вводили в стены шприцами. При этом они размачивали красочный слой спиртом, смешанным с водой.
В некоторых местах чистым спиртом, чтобы потом укрепить холст специальной инъекционной известью и сверху припарить места склейки утюгом через фторопластовую плёнку, объясняет художник-реставратор Иннокентий Осмоловский.
Реставраторы вдобавок простукали фреску сантиметр за сантиметром, выискивая пустоты между холстом и штукатуркой.
Эти пустоты реставраторы сначала прочищали воздухом из спринцовок, потом спиртом (либо чистым, либо разведённым с водой в определённых пропорциях), чтобы облегчить последующее проникновение специально монтировочной извести.
Там, где фреска совсем отошла от стены и потолка, особенно на плафонах, её приклеивали заново только инъекционной известью (впрыскивая известь постепенно, в течение нескольких дней, чтобы не образовался пузырь), если стена кирпичная.
А если стена деревянная, то вдобавок пришивали механическим способом – кляммерами. Это такие шурупы с шайбами из нержавеющей стали, которые перед тем, как «фиксировать ими культурный слой», реставраторы тоже обрабатывают специальным химическим составом.
О сколько нам открытий чудных
…Я застала реставраторов на главной лестнице в Доме губернатора, когда вся грязная работа у них уже была позади, а осталась только «деликатная». Они готовились приступить к тонированию повреждённых участков фрески, обещая минимальное вмешательство в авторскую живопись («мы только затонируем пятнышки от реставрационного грунта в местах утраты авторского красочного слоя – и всё»).
Как профан в их деле я только и нашлась, что спросить, сколько они потратили на реставрацию этой псковской фрески чистого спирта.
Они сначала ответили, что немеряно, потому что не привыкли считать спирт во время такой работы, где он льётся рекой. Но потом всё-таки прикинули в уме и сказали, что примерно 14 пятилитровых канистр.
Ещё я, конечно, спросила, случились ли у питерских реставраторов во время этой работы какие-нибудь чудесные открытия.
Алексей Самохвалов сказал, что реставраторам пришлось вдобавок ко всему расчищать «поздние записи» поверх фрески Каверзнева. Представляющие из себя пририсованные некоторым героям сказок Пушкина детородные органы.
Хотя ничего неожиданного он в этом не увидел. Такое, говорит, часто бывает, что народ стремится внести свою лепту в высокое искусство.
Может, это пионеры прошлого оставили послание потомкам.
К 15 мая питерские реставраторы должны будут закончить реставрацию фрески Каверзнева в Доме губернатора. Гарантия на их работу составляет два года. Но они уверены, что теперь эта фреска продержится и полвека, если, конечно, уборщица не будет мыть её тряпкой, а хозяева здания начнут следить за тем, чтобы влажность воздуха на главной лестнице отныне не опускалась ниже 55% и не поднималась выше 65%.
Ольга Миронович.