«А прошлый «Морфий» они куда дели?» - спросили у меня заядлые псковские театралы, когда я делилась с ними впечатлениями от премьеры.
Оказалось, это они про «Записки юного врача» театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга. Который самым дотошным псковским зрителям вообще не зашёл. Ну потому, что они ходят на такие спектакли подготовленными.
Да, да, они потом ругались, что это была аудиокнига на ножках и жалели потраченных на билет в театр денег.
На этот раз добросовестный псковский зритель опять как следует подготовился к представлению и всё, что не надо, к доморощенной премьере по медицинским рассказам Булгакова перечитал-переслушал. Опять зря.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/d1/65/9d/65/ccdbeaede13aa9ca4539dad41d95720d.jpg)
Зрителя, как вы уже догадались, ждал сюрприз. Ну, конечно, не такой сюрприз-сюрприз, как в «Пленных духах», где герои псковского дель арте дурачатся в масках «Менделеев», «Блок» и «Андрей Белый». Но тоже вполне себе ощущение, что режиссёр играет во что-то своё.
Хотя Антон Фёдоров по крайней мере играет в это своё вместе с Булгаковым, который иногда подсматривает за героями спектакля и зрителями с фотографии над диваном посреди сцены.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/42/d6/05/14/d14ac15124a0f7b4578e29846c8bc285.jpg)
Но не слишком внимательно. По ходу пьесы вдруг спохватишься: а вместо Булгакова дырка, в которую лезут всякие черти.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/b9/4a/02/0b/793040fc6fe4cf31a9343376f872c73d.jpg)
Лично я обычно перечитываю (или читаю в первый раз) первоисточник не до, а после спектакля по произведению. Ну чтобы во время представления писатель не мешал режиссёру.
Зато как приятно потом вычитать у Булгакова, например: «Завитки ее светлых волос, намокшие от растаявшего снега, выбились на лоб», - и всё понять про кудри актрисы Екатерины Мироновой, когда она играет дремучую мать дифтерийной девочки, которой эти непроглядные завитки застят сознание.
Или вот ещё: «Чемодан наконец поддался. Возница налег на него животом и выпихнул его прямо на меня».
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/8b/4c/8a/fe/6c1948aa411ac57184c1277f272ddd77.jpg)
Получается ещё один спектакль после спектакля – о том, как у режиссёра рождались образы и мизансцены.
Это нога – кого надо нога
Но в этот раз после премьеры «Морфия» в Псковском театре драмы я бросилась перечитывать не Булгакова, а статьи про австрийского художника Эгона Шиле, который творил в одно время с «юным врачом» и репродукции которого в спектакле Антона Фёдорова мелькали на двери в комнату булгаковского доктора.
Оказывается, этот Шиле умер от испанки.
Оказывается, он иногда писал автопортреты, на которых сразу два Эгона.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/a4/dd/85/72/35eb0c8e115ff2a482ccd87d198773f4.jpg)
Так что спектакль Антона Фёдорова не только про доктора Джекила (прекраснодушного юного доктора Бомгарда, его играет Александр Овчаренко) и мистера Хайда (товарища Полякова – циничного, с обколотыми до посинения мёртвыми руками бывшего любовника оперной певицы, которого играет Камиль Хардин).
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/4d/67/3a/d6/97c72a4c679c75b7b0234b66559fe9cb.jpg)
А когда искусствовед Оксана Санжарова в своей видеолекции про Эгона Шиле говорит: «Смотрите, как он смело отрезает своим моделям руки, ноги, головы», - я даже взвизгнула от восторга, насколько Антон Фёдоров тоже смело.
Не ну сами поглядите сперва на картины Шиле:
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/c8/a3/12/e8/a46ce1350877c614076fa18410bf9083.jpg)
… а потом на все эти нагромождения человеческого мяса, разбросанные по авансцене в спектакле «Морфий».
Например, вот это коллаж из Дениса Кугая (в этой мизансцене он играет отца девушки, которая угодила в мялку), Михаила Булгакова («коса была гигантская, и конец ее касался пола»)…
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/e0/f2/1d/24/0e22c13538e693df2877a6542a63589c.jpg)
…и Эгона Шиле:
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/00/01/2a/50/00361b89178524434b5817a46dac2b07.jpg)
И таких пасхалок в псковском спектакле «Морфий» сколько угодно: знай потроши мешки с кишками, смотанными в клубки.
Например, заядлые геймеры узнали в сценографии этого спектакля компьютерную игру «Тук-тук-тук»:
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/5a/1f/fe/3a/a1e411b3de8c88802578ebb39b1a2786.jpg)
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/93/06/07/b7/ba5054f94f09b120f86bc8fbbf26b724.jpg)
Ну а для менее искушённых это немое кино с персонажами, которые двигаются с небольшим ускорением, будто заведённые, преувеличенно много жестикулируют и общаются между собой на птичьем языке. (Актриса Анна Шуваева с её тонюсенькой талией в роли Пелагеи Ивановны, например, всё время громко думает: «Господа, вы звери!»).
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/82/12/35/9a/d98ebf247d2fcb7616229e281ce5ab04.jpg)
Плюс режиссёр копирует рассказы Булгакова как будто через камеру-обскуру, которая делает более резкими одни детали и размывает другие.
Поэтому герои Фёдоровского «Морфия» разговаривают невнятно или на задранных обертонах, а иногда только вздохами и едва различимыми горловыми звуками.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/99/de/f0/84/6d128446de5d1f9838f793ad4d6399c7.jpg)
И только Анна Николаевна (её играет прекрасная Наталья Петрова) произносит каждую фразу, как оперная певица, по которой тоскует доктор Поляков.
А поскольку над светом в этом спектакле работал Игорь Фомин, который сам по себе звезда (лауреат «Золотой маски»), то публика погружается в созданную им фантасмагорию, когда ещё только рассаживается в зрительном зале.
Делая дежурные селфи перед спектаклем, зрители вдруг с удивлением видят на экранах мобильников свои посиневшие лица, как у пропащих морфинистов.
Двое из ларца
Кстати, вместо первого-второго-третьего звонка и когда меняются мизансцены в спектакле «Морфий» звонит колокол. Не спрашивайте, по ком.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/26/74/37/dc/800530c59fbaa77b7bbfdd667a9dc1a7.jpg)
Ну хорошо, давайте догадаемся.
Итак, что мы имеем в спектакле Антона Фёдорова? Там у нас два доктора: дневной (актёр Александр Овчаренко) и ночной (актёр Камиль Хардин). Между прочим, в рассказах Булгакова их тоже два.
Дневной – зайчик, ночной – серенький волчок, не ложися на бочок. Дневной живёт, как во сне, потому что у него 3 тысячи посетителей в день и каждую минуту могут привезти грыжу.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/a0/a8/98/43/818c8b4e037f51d983a5e89ab06f9084.jpg)
Тем временем за окном беспросветно метёт: то ли снег, то ли радиоактивный пепел. А доктор обливается холодным потом и оперирует, оперирует, оперирует, не приходя в сознание.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/27/62/ba/c0/22d47e0eb31fc6748f7e793365f97b18.jpg)
Ночной приходит в себя и у него сразу везде болит от всего этого – так что без анестезии никак. Тем более, что где-то там, за стеной Вестероса, откуда на доктора Полякова метёт то ли ледяным дождём, то ли пеплом («заметает меня»), «происходит революция»: «стрельба и переворот».
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/ef/4a/91/23/0b55d82dfb14f107a6e3b8933c4e1134.jpg)
Но если впрыснуть шприц двухпроцентного раствора, то: «Я великолепно справляюсь», «я не боюсь стрельбы и переворота». В общем, всё как в той присказке: «Если вы не пьёте и не материтесь, то вы не следите за ситуацией в стране».
…Вот так они и сменяли друг дружку по звуку колокола, эти два доктора, пока дневной не начал валиться с ног, а ночной – превращаться в оборотня.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/25/75/de/03/d90b9c140bed45538374adb7b8ac8599.jpg)
Тогда тот, который ночной, берёт ружьё – и (хлопок, отрицательный демографический рост). Посреди сцены разверзлись створки и Камиль Хардин ловко проваливается в этот гроб.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/64/09/e5/55/6e6114c9972c76848a28714ba760ad91.jpg)
По ком звонит «Морфий»
Зрители уже приготовились бить в ладоши и занимать очередь в туалет, однако Антон Фёдоров вам не Балабанов. Поэтому когда ночной доктор у него засыпает навсегда, дневной, соответственно, навсегда просыпается. Хотя просыпается он всё в том же «снежном гробу», каким он назвал с первого взгляда облупленный корпус Мурьевской больницы.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/0d/4a/7b/d3/746b7bf566697a63206970d40b7ba8dd.jpg)
Только это больше не «гроб».
Итак, доктор здорового человека (Александр Овчаренко) наконец-то продирает глаза и начинает видеть всё в истинном свете, а не в специально созданном Игорем Фоминым наркотическом угаре. А другие герои спектакля теперь говорят ему то же самое, что и раньше, но человеческими голосами, а не птичьими.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/96/4a/95/96/4f2093eb13376452cd568f2b1b3cdc75.jpg)
Но он больше им не поддакивает со страху или от смущения. Поэтому когда фельдшер (Сергей Попков) в очередной раз произносит «народ!», как бы предлагая доктору махнуть рукой на всех этих мельников с их горчичниками поверх тулупа, Александр Овчаренко вдруг нахально отвечает: «Неа!»
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/fa/e4/70/e1/4a8dd9443e44df99ef81b52fa2b3f2cd.jpg)
А главное, к нашему доктору приходит выздоровевшая девочка Лида со «стальным горлом».
И в этот момент каждый юный доктор в зрительном зале, пускай уже давно не юный и не совсем доктор, вместе с героем Александра Овчаренко понимает, что всё не зря. Что посреди этой хтонической вьюги, которая метёт уже сто с лишним лет и всё никак не унимается, надо продолжать искать дорогу домой, отстреливаться от волков и делать повороты на ножку. Например, ради вот этой Лидки.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/d6/56/12/7e/3a8d940c5f761c3f06bdf15d13ebe4e9.jpg)
«Так что это не пипец, это не пипец, это был пока что лишь отстой, а не пипец…»
Пипец наступит чуть позже, когда возница (неподражаемый Денис Кугай в роли вечного египетского мельника) вдруг войдёт в комнату юного врача со словами: «Я вам грыжу привёз».
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/3f/af/a1/c0/12ec89c49ada125a8ae21dbfc1cb192f.jpg)
Так по ком звонит псковский «Морфий»? Выходит, ни по ком. Там у Булгакова ещё другой рассказ примыкает к «Запискам юного врача» под названием «Я убил». Вот он точно по ком-то сейчас очень настоятельно звонит.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2022/05/15/20/articlesImages/image/c5/87/78/0c/dea1139ab28e95ad3a280afb22e88a46.jpg)
А в спектакле «Морфий» Антона Фёдорова колокол звонит, чтобы разбудить посреди непроглядной ночи доктора, который и тебя вылечит, и меня вылечит.