Музыка не горит: Вернутся ли псковские туристы в гости к Римскому-Корсакову

Псковская область богата на усадьбы, мемориальные дома и музеи-квартиры самых выдающихся людей. Близость к Санкт-Петербургу и живописность природы привлекали сюда семьи писателей, художников и композиторов. К сожалению, недавно на один памятник федерального значения в регионе стало меньше – усадьба Н. А. Римского-Корсакова в Любенске вспыхнула при 30-градусной жаре. Из-за этого Россия лишилась целого ряда фотографий, документов и мебели из собственности родственников композитора.

Что по этому поводу думают потомки музыканта? Какая картина развернулась перед глазами прибывших из Пскова пожарных подразделений? Готовы ли принять пострадавшие экспонаты в лучшем реставрационном институте России? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент «МК в Пскове».

Музыка не горит: Вернутся ли псковские туристы в гости к Римскому-Корсакову
Фото: телеграм-канал губернатора Псковской области Михаила Ведерникова

Последняя усадьба композитора

Усадьба под Плюссой стала местом, где Николай Андреевич Римский-Корсаков остановился в последние годы жизни. На Плюсской земле великий русский композитор, автор оперы «Псковитянка» и других, известных на весь мир произведений, жил и работал в доме-усадьбе в Любенске. Именно здесь в ночь на 8 июня оборвалась жизнь Николая Андреевича.

Дальнейшую судьбу усадьбы генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова назвала «многострадальной», и это действительно так. Зимой 1920 года Любенск вошел в число совхозных земель – тогда здесь вырубили и частично выкорчевали аллеи в саду. Впоследствии дом дважды горел, и каждый пожар уносил с собой огромные куски русской истории и культуры.

Последний раз главное здание усадьбы восстанавливали в 1994 году. Тогда сотрудники музея при помощи потомков композитора воссоздали интерьеры кабинета, гостиной и столовой, а главное – наполнили дом личными вещами Н. А. Римского-Корсакова и предметами быта той эпохи.

Собирали по крупицам

Уроженка села Ляды Плюсского района и бывший старший научный сотрудник музея, работавшая там в конце 1990-х годов, Виктория Друсевич в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» вспомнила, как она с мужем в годы воссоздания усадьбы ездила по окрестным деревням, изучала быт того времени и собирала предметы быта конца XIX века.

Дом начал гореть с крыши

«Моя свекровь Татьяна Михайловна Смирнова тогда была директором музея. Она начинала большую работу с раскопок фундаментов в Вечаше и Любенске. Ей помогали студенты районного профтехучилища. Потом были долгие согласования и принятие решения о возрождении памятных мест. Все было не сразу. Было много переживаний и надежд – хотелось, чтобы красоту нашей малой родины увидели туристы и те, кто чтит память о великом композиторе», – добавила Виктория Друсевич.

Экспонаты в музей принимали от неравнодушных селян – кто чем мог поделиться. Так фонд музея пополнился и льняными рушниками, и вязаными скатертями, и угольными утюгами, и даже самоваром. Кроме того, много подлинных фотографий из семейного архива и даже мебель музею передала внучка композитора Татьяна Владимировна Римская-Корсакова.

Произошедший 2 июля пожар уничтожил почти половину фонда усадьбы - 1082 предмета. Подводя итоги ревизии экспонатов, которую целый день проводили музейщики на следующий день после пожара, генеральный директор псковского музея Светлана Мельникова отметила, что больше всего пострадали книги, ноты и грампластинки. Большую часть здания усадьбы также унес в небытие огонь.

Вспыхнул, как спичка

Выполнять работы на крыше деревянного здания в зной (который, к слову, держался в регионе целую неделю), да еще и с использованием открытого огня – задумка экстравагантная и, мягко говоря, небезопасная. Указ губернатора установил в Псковской области с 29 июня по 19 июля особый противопожарный режим. Документ запрещает разводить костры на природе и требует быть особо бдительными с огнем в лесах.

Парадокс: распалять открытый огонь возле сухостоя теперь вроде как нельзя, а у памятников федерального значения – выходит, можно?

«По особому регистру»

Но искать виновных в трагедии – дело не наше. Для этого в Псковской области есть специальные структуры, которые, нужно сказать, сработали очень оперативно. Как сообщили корреспонденту «МК в Пскове» в пресс-службе региональной прокуратуры, по постановлению и материалам прокурорской проверки еще в начале недели возбудили уголовное дело. Дальнейшее выяснение подробностей и работа с подозреваемыми – полностью на плечах прокуратуры и следователей региона.

Но давайте не будем сильно ударяться в пессимизм. Откровенно говоря, ущерб мог быть намного больше, если бы не оперативность сотрудников музея, своевременно проведенная противопожарная профилактика и слаженная работа пожарных. О ходе тушения усадьбы корреспонденту «МК в Пскове» поведал заместитель начальника службы пожаротушения регионального управления МЧС России Александр Ломанов.

Огонь уничтожил более 1000 экспонатов

Первое подразделение, выехавшее из Плюссы, прибыло на место пожара уже через 7 минут после его начала. Их коллеги из Струг Красных присоединились к тушению приблизительно через 40 минут. Пожарные работали слаженно и четко, однако техники им не хватало чисто физически – потушить горящий деревянный дом из двух «стволов» не представлялось возможным. На подмогу выехали псковские специалисты, работающие в районах по «особому регистру важности».

Главное, что сделали плюсские и строгокрасненские сотрудники МЧС к прибытию коллег из областного центра – не дали огню охватить всю усадьбу. Они «отбили полусадьбы» – сделали противопожарный разрыв и затушили основной очаг. Тем не менее, к прибытию псковского подразделения (которое произошло примерно через 1,5 часа) огонь в господском доме еще горел.

Пожарные сбивали с двух сторон огонь и проливали его. Дополнительные два «ствола» добавили псковские МЧС-ники. Псковские пожарные уже занимались тем, что спасали имущество и дотушивали, а также вводили дополнительные средства, чтобы окончательно ликвидировать очаг.

«При пожаре сотрудники музея начали выносить вещи, которые успевали. Огонь распространялся с крыши, поэтому в помещениях на тот момент сильного задымления не было. Потом, когда стали прибывать пожарные, задымление уже стало сильным. Но народу было столько (немного – ред.), что надо было в первую очередь тушить, а не выносить ценности», – пояснил Александр Ломанов.

Первыми на место происшествия прибыли плюсские пожарные

Подоспевшая из Пскова по вызову с повышенным регистром важности бригада привезла с собой специальную дымозащитную часть – в Плюссе таких аппаратов нет.

«Мы надели аппараты. Кто-то с одной части здания стал тушить, а кто-то с другой выносил вещи: книги, стулья, столы и другие ценности. Я сам лично принимал в этом участие», – добавил пожарный.

В целом, по оценке сотрудников МЧС, технологии тушения объекта культурного наследия ничем не отличались от ликвидации возгорания в жилом сельском доме. «Только из ценностей здесь были не паспорта и деньги, а музейные экспонаты, личные вещи композитора», – отметил Александр Ломанов.

Прокурорская проверка поможет установить виновных в произошедшем

Нашлась работа и для прибывших на место сотрудников скорой помощи – одному из пожарных стало плохо. 58-летний мужчина из плюсского гарнизона обратился к медикам. Оно и понятно: на жаре входить в горящий дом в теплозащитном костюме, который весит больше 10 килограмм – не каждый выдержит. Больше в огне никто не пострадал. Обошлось.

Музыка не горит

Отсутствию человеческих потерь на пожаре искренне порадовалась праправнучка Н. А. Римского-Корсакова, солистка «Петербургконцерта» и автор циклов патриотических и лирических стихотворений Ольга Фаворская.

«Я праправнучка композитора по линии Михаила Николаевича (Михаил Николаевич Римский-Корсаков – сын композитора, русский  и советский зоолог, лесовод, доктор биологических наук, профессор Петербургского университета и Петроградского лесного института – ред.). Много раз бывала в усадьбе и во многих музеях – в детстве меня часто водили на Загородную, на «музыкальные среды». Достаточно много раз бывала и в усадьбе, и в Вечаше, и в Любенске. Пила чай с пирогами на веранде, ходила и гуляла по саду. Известие о пожаре стало большой печалью для меня», – подчеркнула Ольга Фаворская.

Она рассказала, что среди экспонатов, которые передавали музею родственники Римского-Корсакова было золотое перо композитора, которое привезли в усадьбу бабушка и тетя Ольги Фаворской.

Пожар носил особый, повышенный регистр важности

«Когда я узнала, что оно уцелело при пожаре, то подумала, что это знак судьбы, что музыка не горит, а перо будет продолжать свое движение по нотному стану», – добавила певица.

В тот же вечер потрясенная трагедией Ольга написала стихотворение, в котором есть такие строки:

Огонь убивает, жалит

Искра как пуля летит

А музыка не пылает

Музыка не горит

Музыка остаётся...

Держит, ласкает меня

Музыка не поддаётся...

Ни страху, ни мощи огня.

И голос ее во вселенной

Силой и верой звучит.

Музыка это нетленно

Музыка не горит!

С особым теплом потомок Римского-Корсакова отозвалась о музейных сотрудниках Любенска и Вечаши. Она назвала их чудесными людьми «особого интеллигентного толка», увлеченными своим делом.

«Я считаю, что усадьбу надо восстановить. Пусть это и будет уже что-то новое, пусть там пахнет новым деревом. Но таких бережно хранимых мест, с такой с глубокой связью с историей и выдающимися людьми России, уже осталось немного на свете. Такие места ценны своей скромной первозданностью и ценностью», – заключила Ольга Фаворская и добавила, что и сам композитор, по ее мнению, призвал бы потомков не унывать и верно служить своему делу.

Следователи осматривали место происшествия

Вернуть в музейный строй

Как отмечала генеральный директор псковского музея Светлана Мельникова, главное, что удалось сохранить – это архивы проектно-сметной документации, которые позволят реставраторам воссоздать облик усадьбы.

При этом наиболее сильно поврежденные экспонаты – ноты, книги, пластинки и мебель – отправятся для возрождения во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря.

И заведующая отделом по научно-методической работе и выставочной деятельности института Елена Проханова подтвердила корреспонденту «МК в Пскове»: экспонаты из псковского музея там готовы принять. Разумеется, сначала Министерство культуры оценит причиненный музею ущерб и проведет все необходимые экспертизы, а уже после специалисты будут готовы браться за реставрацию.

«Мы – уникальный существующий в России реставрационный институт. У нас есть большая исследовательская база и уникальные методики по спасению экспонатов из усадеб, которые пострадали во время пожара. Есть большой опыт работы с такими экспонатами, и мы всегда будем рады помочь нашим коллегам, тем более – из псковского музея», – заверили в реставрационном центре.

Конечно, надо понимать, что, в зависимости от состояния объекта, его реставрация может растянуться и на полгода, и на год, и даже на три. Однако же получить почти подлинные вещи из дома композитора в хорошем состоянии даже спустя несколько лет будет просто невероятным подарком для псковичей.

Несмотря на то, что пожар на усадьбе в Любенске стал действительно масштабной бедой для всего музейного сообщества страны, просто удивительно проявили себя люди. Все – и музейные работники, и пожарные, и реставраторы, и потомки композитора и даже оказывавшие посильную помощь простые местные жители объединились в порыве спасти погибающую усадьбу и вынести из огня те бесценные вещи, которых касалась рука великого композитора.

Ни у кого не остается сомнений: усадьбу обязательно восстановят, и те, кто еще не успел посетить ее, смогут насладиться прохладой аллей, пройтись по комнатам господского дома и увидеть то самое золотое перо, которым Н. А. Римский-Корсаков писал свои выдающиеся сочинения. Такие трагедии лишний раз дают почувствовать, как непостоянно все в нашей жизни и как важно, чтобы каждым делом занимались люди, которые его действительно любят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру