«СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ»: кто и зачем наломал в Псковском музее дров

Студенты Псковского колледжа искусств сыграли в Поганкиных палатах спектакль-мираж по песням Ольги Сергеевой, от которого не «пахнет бабушкой»

Студенты Псковского колледжа искусств сыграли в Поганкиных палатах спектакль-мираж по песням Ольги Сергеевой, от которого не «пахнет бабушкой»
Фото Ольги Миронович

«Представьте, что вы просыпаетесь, а к вам на кухню с утра пораньше явились 50 узбеков – готовить плов. Что вы им скажете? «Да, очень вкусно, но не могли бы вы, пожалуйста, как-нибудь в другой раз?» Вот так же и мы в Псковском музее-заповеднике, - объясняет режиссёр спектакля «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» Анастасия Филонович. – Сотрудникам там очень важно поддерживать во всех помещениях температурно-влажностный режим, у них охраняемая территория и особо ценные интерьеры, а тут им на голову наши студенты со своими камышами…»

Фото из архива Анастасии Филонович

Для полноты картины в день премьеры ровно к тому моменту, когда артисты построились в музейном дворике, чтобы встречать публику, небо застила туча, из которой так щедро полило, что все «крестьяне» из первой, пасторальной, части представления вынуждены были облачиться в дождевики.

(Вспомните обложку школьного учебника истории Средних веков с иллюстрацией из «Великолепного часослова герцога Беррийского» – и вообразите тех же самых сеятелей в полиэтиленовых накидках… вот примерно так это и выглядело).

"Великолепный часослов герцога Беррийского". Репродукция из открытых источников

Тем временем 30 приглашённых на премьеру зрителей ждали в фойе, когда же их наконец-то пропустят через турникеты и проводят туда, где тепло, сухо и можно плюхнуться на стул с подлокотником. А вместо этого их вывели на улицу прямо под дождь и поставили лицом к лицу с артистами, которых оказалось всего на три человека больше.

Артисты стояли неподвижно. Зрители раскрыли зонтики и тоже замерли в недоумении. Стало очень тихо. Как вдруг богатырского телосложения бородач на заднем плане ударил по бревну топором – и всё заверте…

Девушка на первой линии начала есть из лукошка клубнику. Парни слева встали на ходули. А хор справа затянул «А и бел же калач»…

 

Я помню все твои трещинки

Выпускница режиссёрского факультета Смоленского института культуры Анастасия Филонович пришла работать преподавателем в Псковский областной колледж искусств им. Н.А. Римского-Корсакова прошлой осенью.

Анастасия Филонович. Фото из личного архива

Пришла, огляделась. Увидела трещины в потолке, ржавую щеколду в туалете, торчащий из пола в концертном зале гвоздь – и стала думать, где взять эстетику:

«У меня семь человек на курсе, я за них отвечаю, я обязана за четыре года напитать их красотой, чтобы они потом всю жизнь делились ею с окружающими. А как, если заниматься культурой – это почти всегда означает, что надо мириться с нищетой, потому что денег на нашу сферу почему-то всегда не хватает? Что я могу сделать, чтобы занятия народными танцами или классической русской музыкой не ассоциировались у моих учеников потом всю жизнь с обшарпанными стенами и запахом плесени?»

И тут как нельзя кстати выяснилось, что колледж недавно подписал договор о сотрудничестве с Псковским музеем-заповедником. А там опять же как нарочно только что завершилась реставрация, из-за чего некоторые свежевыбеленные залы оказались пока не заняты под экспозиции.

Фото Ольги Миронович

Стерильный дворик Поганкиных палат (главный псковский музей, если кто не знал, располагается в средневековых белокаменных палатах купца Поганкина), действительно, стал великолепной декорацией к часослову режиссёра Филонович.

Со снопами камышей на заднем плане, «рвом» в аквариуме и гигантскими ягодами рябин на высоком каменном крыльце.

Фото Ольги Миронович

 

Облака плывут, как павы

Тему для первого проекта студентам курса Анастасии Филонович долго выбирать не пришлось. Она торчала, как гвоздь из пола в концертном зале. Вот как Анастасия на него напоролась.

«Каждое моё занятие со студентами начинается с того, что я включаю им музыку, а они слушают и пытаются выразить свои ощущения, - объясняет она. – Мои ученики либо показывают, как их тело реагирует на звуки, либо рисуют ассоциации, которые у них рождаются от прослушивания того или иного музыкального произведения. Высший пилотаж – это когда они слушают музыку и ничего не делают, а только размышляют. Или пробуют сформулировать свои эмоции словами. Таким образом они учатся осознавать и выражать всю ту бурю чувств, которая овладевает ими, например, когда я включаю им Рахманинова или Баха».

Фото из архива Анастасии Филонович

«Но однажды они не почувствовали ничего. И у них не возникло никаких мыслей. Я включила им музыку, ожидая, что вот сейчас-то они просто умрут от восторга и будут блаженно улыбаться, как маленькие дети. А они такие послушали и на вопрос «ну как?» отвечают: «Нормально», «ОК».

Фото Ольги Миронович

Это были песни Ольги Сергеевой.

Если кто не знает, Ольга Федосеевна Сергеева – знаменитая песнехорка из деревни Перелазы Усвятского района теперь Псковской области, а раньше Витебской губернии. Её песни звучат в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия», они есть в репертуаре у современной российской фолк-певицы Пелагеи.

Баннер проекта "Звук Русского"

«Я так Ольгу Сергеевую люблю! - говорит Анастасия Филонович. – Ведь всё своё детство я провела у бабушки в Новоржевском районе. Меня отвезли туда с моей мамой сразу же после рождения и первые три года своей жизни я росла в деревне, а потом до 18 лет жила там каждое лето. И кроме мой родной бабушки там было ещё много других бабушек, которые постоянно пели. Например, на мой день рождения 13 августа они приходили к нам в гости, выпивали и заводили старинные песни. А заканчивалось это всё обязательно матерными частушками, которые я выучила лучше всего. При этом мой папа был главным врачом областной больницы, и когда осенью я возвращалась в Псков и демонстрировала родителям свой репертуар, он только качал головой и говорил: «Хорошо, хватит, теперь иди почитай».

Мне повезло: я могла часами лежать на траве, посасывая клевер, и глядеть, как плывут облака. А сегодняшние дети растут в ритме «тыц-тыц-тыц». Наверное, поэтому, когда однажды прошлой осенью я включила своим студентам Ольгу Сергееву, они никаких облаков не увидели… А только вежливо сказали мне, что да, им понравилось – «нормально».

«Как это «нормально»?! – рассердилась я. Если бы они сказали: «не нравится», «непонятно», «занудно» – я бы им это простила. Но они так отреагировали, как будто Ольга Сергеева – это вообще ни о чём. И я подумала: «Нет, так дело не пойдёт! Я вам докажу, что это красиво! Я сделаю так, что вы будете слушать Ольгу Сергееву и замирать от восхищения!»

 

С Малевичем на дружеской ноге

Что происходило дальше, знают только Анастасия и её ученики. Но то, что у них получилось в Псковском музее-заповеднике 3 и 4 июля, заставило замереть от восхищения ещё 60 человек, которым посчастливилось увидеть это необыкновенное представление.

Его можно сравнить разве что с церемонией открытия Олимпиады в Сочи. Потому что это была не просто Ольга Федосеевна Сергеева в формате 5Д, а двигающиеся монументальные картины в стиле AES+F.

Причём, сотрудники и завсегдатаи музея-заповедника угадывали в этих сложносочинённых пластических композициях ожившие произведения искусства из псковской картинной галереи и не только.

Ведь из Брейгелевского дворика с множеством персонажей, каждый из которых был занят своим делом, повинуясь заданному песней Ольги Сергеевой ритму, артисты поманили зрителей в большую залу Поганкиных палат на втором этаже, которая когда-то, наверное, была «повалушей» – то есть, помещением, где большая купеческая семья когда-то собиралась для общего времяпровождения и приёма гостей.

И там в красном свете, словно параджановские «тени забытых предков», перед публикой вдруг начали оживать картины Петрова-Водкина, Евсея Моисеенко, Юрия Сухорукова, Элия Белютина, а также скульптуры Галины Писаревой – из тех, что выставлены в доме Фан-дер-Флита, который соседствует с Поганкиными палатами и входит в комплекс зданий Псковского музея-заповедника.

Не говоря уже про аллюзии из произведений Малевича, Пикассо и Кандинского («Малевич – мой дорогой дружок», - подтвердила догадки зрителей Анастасия).

Словом, тут вам и абстрактный экспрессионизм, и конструктивизм, и супрематизм и ещё много всяких измов, которые вылупились гигантскими красными ягодками из цветочков народной культуры.

Анастасия Филонович. Фото из личного архива

 

Из Берлина с любовью

А чтобы ещё более выпукло показать, чем разродилась русская народная песня, Анастасия в своём спектакле представила творчество Ольги Сергеевой в разных жанрах: в подлинном фольклорном исполнении, в академическом хоровом, в стилях техно и джангл…

Кстати, современные каверы на песни Ольги Сергеевой для спектакля Псковского колледжа искусств создал Павел Виноградов из головного офиса «ВКонтакте».

А цифровым художником этого представления стал Роман Пугач, который живёт ещё дальше от Пскова – в Берлине. Причём эти люди помогали Анастасии совершенно бесплатно, поскольку сами они родом из Пскова («бывших псковичей не бывает» – на всякий случай уточняет она).

То есть, как вы уже поняли, в этом спектакле нет ни одного случайного человека и ни одной проходной детали.

«Я могу разложить его на молекулы», - уверяет Анастасия, но не хочет этого делать, потому что ей самой было интересно, как зрители растолкуют все расставленные её творческой группой знаки.

Зато как она обрадовалось, когда кто-то из её приглашённых на первый показ друзей узнал арепей (репейник) на проекции в сцене с песочницей.

Ведь этот ромб с гребёнками считается древнеславянским символом счастья, и создатели спектакля, конечно, неспроста заставили зрителей пройти через арепей, когда те спускались в подвал Поганкиных палат. И не просто так подсвечивали этим орнаментом сцену, в которой мать держит сына за руку, когда он идёт по краю песочницы, а потом отпускает, чтобы он продолжил этот путь сам. Пускай спотыкаясь, пускай рискуя вываляться в белой муке, но сам.

Сопровождающий спектакль видеоряд и световые эффекты – это сплошь хитровыдуманные намёки и подсказки. Например, когда зрители заходят в Поганкины палаты и идут к лестнице мимо девушек, которые укачивают своих тряпичных кукол, на стене мерцает чёрно-белое видео с беззвучно поющим хором.

На самом деле для этого видео студентки пели песню Ольги Сергеевой, но режиссёр выключила звук, чтобы сразу дать публике понять: это будет спектакль без слов, только телодвижения, музыка, свет и ритм.

А чтобы перенести зрителей на сто лет назад, создатели спектакля придумали замедлять и ускорять действие, как на старинной киноплёнке. И поэтому время в спектакле «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» то загустевает, как сметана, то просачивается, как вода сквозь пальцы.

До слёз

В спектакле заняты студенты сразу нескольких специальностей, не только начинающие хореографы. В основном первокурсники, чем их преподаватели особенно гордятся.

Фото из архива Анастасии Филонович

Например, плач невесты исполняет студентка отделения социально-культурной деятельности Настя Кириллова, которая в свободное от учёбы время занимается в фольклорном ансамбле «Уграда».

Фото из архива Анастасии Филонович

Она способна настолько аутентично воспроизвести подлинное народное пение, что режиссёру пришлось немного прикрутить фитилёк.

Во-первых, чтобы не шокировать неподготовленную публику чрезмерным трагизмом старинной свадебной церемонии. Во-вторых, чтобы не скатиться в настоящий фольклор. Так что традиционные придыхания на грани с рыданием девушки изображают вполсилы.

Ведь спектакль «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» не про фольклор в чистом виде, а про его переосмысление – про то, как молодые люди воспринимают это творческое наследие сегодня.

«Мы нарочно не стали воспроизводить народные костюмы или другие исторические артефакты, чтобы «не оскорбить чувства верующих» (я имею в виду тех, кто серьёзно занимается фольклором). Это всего лишь наши ассоциации и фантазии по мотивам творчества Ольги Сергеевой», - объясняет Анастасия.

Хоореографию в спектакле «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» поставила Ольга Сагал, которая, как и Анастасия Филонович, только недавно пришла преподавать в Псковский колледж искусств – сразу после института.

За пение в этой постановке отвечала педагог колледжа Инна Суровицкая. При этом Инна поёт вместе со своими учениками, а Ольга – танцует.

Роль отца главного героя и самого колоритного бородатого участника массовки, который красиво рубит дрова на заднем плане в музейном дворике, а после оказался тем самым лесником, который пришёл и всех разогнал, исполнил ещё один педагог – контрабасист Роман Романов. Он в Псковском колледже искусств тоже новичок – под него там теперь создали целое струнное отделение.

«Представляете, у нас преподаватели трудились наравне со своими студентами. Что может быть лучше, особенно, в Год педагога и наставника!» - восторгается Анастасия.

А ещё спектакль «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» инклюзивный. Ведь в нём участвует девушка с ДЦП, но вы бы этого никогда не заметили, если бы вам не сказали, потому что… волшебная сила искусства, кроме шуток.

 

На траве дрова

Сюжет спектакля Настины студенты придумали сами, вслушиваясь в тексты песен Ольги Сергеевой. Получилась волнующая история любви, а вернее, история противоборства материнской любви с любовью, которая делает из юноши мужчину.

Поскольку этот проект плохо вписывался в учебную программу, ребята репетировали свой спектакль урывками. И где придётся, потому что во время учебного года все более или менее просторные помещения колледжа постоянно заняты. А вообще в Пскове, как утверждает Анастасия, нет ни одной площадки для любительского театра.

В музей на репетиции студентов пустили всего несколько раз опять же потому, что там полно собственных мероприятий и столько охранных ограничений, что каждая репетиция становилась маленьким апокалипсисом.

Соответственно, заняться этой постановкой вплотную все её участники смогли только после окончания сессии, уже в середине июня, когда большинство студентов ушли на каникулы и колледж наконец-то опустел.

Фото Ольги Миронович

Все, конечно, спрашивают, на какие шиши Филонович это всё замутила. Ведь даже по самым скромным прикидкам, создатели спектакля «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» только на реквизит потратили тысяч сто, если не втрое больше.

Нет, никаких грантов Анастасия не выигрывали и не получила на свой проект почти никакого финансирования, если не считать трёх банок красной краски, которые были приобретены за казённый счёт.

Весь реквизит для этой постановки либо смастерили из чего придётся сами студенты, либо купили за собственные деньги их преподаватели.

Допустим, красные серьги и бусы на шею юным артисткам их наставники заказали на «Озоне», выгадывая со своих двадцатитысячных зарплат. Анастасия – студенткам своего курса, Ирина и Ольга – девочкам со своих отделений.

Фото из архива Анастасии Филонович

А гигантские ягоды рябин молодые люди сделали сами – из папье-маше. И раскрасили той самой казённой краской. Их в спектакле ровно сто штук – в честь прошлогоднего столетия Ольги Сергеевой.

При чём тут вообще рябина? Это одна из Настиных ассоциаций. «Ведь я всё детство щеголяла в рябиновых бусах», - объясняет она.

К тому же, кто сказал, что это ягоды? Может, это планеты Солнечной системы. Миры. Или те самые молекулы, из которых Анастасия Филонович собирала свой спектакль.

Рядом с некоторыми особенно крупными рябининами занятые в спектакле артистки смотрятся, как та самая девочка рядом с тем самым шаром. А в другой раз это девочки вроде как с персиками.

И если приглядеться, то у каждой ещё и ноготки на босых ногах были рябинового цвета:

И таких пасхалок в спектакле Филонович хоть отбавляй. Когда ребята поняли, что их герои по ходу пьесы, что называется, «наломали дров», то Анастасия предложила им показать это зрителю буквально – выстукивая ритм на берёзовых поленьях.

Заодно они смогли встроить в свою постановку ещё одно важное для России растение, потому что символ – берёзу.

Для финала спектакля «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ», который эпичен, как в опере «Аида», Анастасии понадобилась «река». Сами догадывайтесь, зачем главные герои входят в эту реку и куда она их потом должна унести, как ёжиков в тумане.

Надо – так надо, не задавал лишних вопросов руководитель проекта, он же заместитель руководителя Псковского колледжа искусств Игорь Герасимов. Только не спрашивайте, за чей счёт заказывали аквариум (между прочим, внушительных размеров: 240см×50см×50см).

Траву для финальной сцены сначала тоже хотели купить, но подумали, что дешевле выйдет съездить за камышом на ближайший пляж рядом с городом (в посёлке с символическим названием Родина). Правда, потом этот камыш всё равно пришлось отдавать в химчистку, ведь в нём оказалось столько жучков, что музейщики ни за что бы не позволили затаскивать его в помещение.

И даже после химчистки не позволили. А ведь идея была – заставить зрителей продираться сквозь этот камыш к счастливому финалу, как через тернии к звёздам. Вернее, они (мы) должны были протискиваться сквозь эти камышовые кущи к той самой реке в аквариуме, которая по замыслу Анастасии могла бы журчать в подвале Поганкиных палат…

Но! Температурно-влажностный режим этому воспротивился. Поэтому «реку» перенесли на свежий воздух.

Резать, не дожидаясь перитонита!

«На самом деле накануне премьеры нам ампутировали по меньшей мере треть спектакля», - сокрушается Анастасия как истинная дочь медицинских работников.

Всё-таки музей оказался не самым подходящим местом для подобных экшенов. И это при том, что осуществить задуманное Анастасии очень помогла ещё одна горячая поклонница творчества Ольги Сергеевой, автор посвящённого усвятской песнехорке прошлогоднего грантового проекта «Звук русского», а теперь сотрудница Псковского музея-заповедника Софья Кобелева.

Софья Кобелева. Фото из группы "Звук Русского" "ВКонтакте"

Но даже она не могла пойти против строжайших музейных регламентов и позволить артистам из колледжа искусств творить всё, что им вздумается.

Допустим, они намеревались поставить в зал с колонной дым-машину, которая на самом деле генерирует не дым, а пар. Но даже такая, казалось бы, безобидная театральная техника в музее, как выяснилось, ни в коем случае недопустима.

Так что задействовать все шесть зрительских чувств, включая осязание, вкус и обоняние, как она задумывала, у Анастасии не вышло. Например, сцену с выпечкой хлеба, в которой Настя собиралась использовать специальные аромалампы, пришлось вырезать полностью.

«А мне так хотелось, чтобы все почувствовали, что русская народная культура – это не когда пахнет бабушкой. Нет, когда пахнет твоей собственной бабушкой – это все любят. А когда какими-то чужими старыми обносками и нафталином – это никому не нравится. Так вот у многих традиционная русская культура ассоциируется как раз-таки с чужой бабушкой. Я просто пытаюсь это изменить».

…Пылить мелом в подвале Поганкиных палат артистам тоже строго-настрого запретили. Так что неистовая свекровь грациозно погибает в песочнице только на видео, наспех изготовленном накануне премьеры. Зрителям эту сцену показывают на стене с помощью проектора.

Но Анастасия больше всего жалеет о том, что её ребятам пришлось разыгрывать финал на улице – в том же самом музейном дворике, где начинался спектакль. И всё из-за камышей с аквариумом, которые им не разрешили занести в подвал.

Ведь по замыслу создателей спектакля, побродив в таинственном полумраке по Поганкиным палатам, зрители в конце концов должны были выйти на свет божий, в музейный дворик, а там – всё как обычно и ни малейших следов только что разыгравшейся драмы. Ну только если где-то в траве блеснёт крошечная красная бусинка. Или, как на втором показе, – целая оброненная кем-то из артистов серёжка в виде рябиновой грозди.

А в остальном: навеянный песнями Ольги Сергеевой мираж должен был рассеяться, как дивный сон. Была Ольга Сергеева и призрачный мир героев её песен – и вот уже их нет, как с белых яблонь дым. Ищи – свищи в глиняные свистульки-пташечки.

Фото Ольги Миронович

Но вместо этого получился вполне традиционный театральный финал с поклонами, как Анастасия Филонович очень не любит. Только что занавес не опускали и не вызывали певцов на бис.

 

Что есть красота

При этом многие восторженные зрители не только бурно аплодировали, но и спрашивали: когда следующий показ, и где можно купить на него билеты, чтобы снова всё это как следует разглядеть и поразгадывать – теперь уже более обстоятельно.

И чтоб иногородние туристы тоже увидели, в свете ж вот какое чудо. Причём, доморощенное псковское: знай наших («Нет, вы видели, что студенты псковского «кулька» наворотили? Константин Эрнст нервно курит с телевышки в Останкино»).

Когда же спектакль «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ» станет достоянием широкой культурной общественности? В ответ Анастасия только руками разводит. Ведь у музея свои планы и все задействованные в её проекте помещения к осени будут заняты под экспозиции.

А где ещё можно было бы показать этот спектакль, никто не знает. Ну нет в Пскове больше таких интерьеров, куда студенты Псковского колледжа искусств могли бы заявиться со своим сделанным на коленке переходящим театром про тени забытых предков.

Фото Ольги Миронович

Дом Печенко? Солодёжня? Палаты Меншикова? Не смешите мои арепеи.

Правда, саму Анастасию Филонович это теперь не слишком заботит. Она считает свою миссию выполненной и уже генерит новые идеи. «Мы же делали этот спектакль для себя. И для нас важнее всего был процесс. Я смогла доказать своим студентам, что Ольга Сергеева не «нормально», а невероятно. Это главное. И я услышала, как кто-то из зрителей после нашего спектакля сказал: «Ничего не понятно, но так красиво!»

Ведь программка, которую перед представлением раздали зрителям, начинается с приветствия и четырёх пунктов:

1. Выключи, пожалуйста, звук телефона

2. Следуй за пташечкой

3. Не заходи за линию

4. Приятного просмотра.

Фото Анастасии Филонович

Потом идёт перечисление исполнителей, участников режиссёрско-постановочной группы, группы технической поддержки… И только в самом низу флаера внимательный зритель обнаруживает ещё и пятый пункт. Капслоком:

5. КРАСОТА

«Потому что я так и хотела. Чтобы после всего, что произошло, у каждого, кто в этом участвовал, осталось хотя бы одно сильное ощущение: красоты». (с) Анастасия Филонович

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: «СЕРГЕЕВА.ВАРИАЦИИ»: кто и зачем наломал в Псковском музее дров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру