Дездемона с нашего района. Слово худрука

В Пскове состоялась премьера спектакля про женский абьюз, а точнее о том, как три взрослых мужика (а четвёртый подзуживал) еле-еле прикончили одну маленькую юную ПТУшницу, которая их замучила

Спектакль называется «Мой не мой» и основан на пьесе «С училища» белорусского драматурга Андрея Иванова. Написана она была в 2017 году и с тех пор её ставят все кому не лень. Вот и художественный руководитель Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев решил попытать счастья.

В Пскове состоялась премьера спектакля про женский абьюз, а точнее о том, как три взрослых мужика (а четвёртый подзуживал) еле-еле прикончили одну маленькую юную ПТУшницу, которая их замучила
Фото И. Ефименко, drampush.ru

Чтобы не сильно спойлерить, но читателю стало понятно, о чём спектакль, цитирую аннотацию с официального сайта: «Слабовольный гуманитарий Сережа имеет большие амбиции, но преподает философию в ПТУ. Однажды он соглашается принять участие в сомнительном пари – сможет ли он соблазнить свою ученицу Таньку?.. Бытовая комедия превращается в криминальную драму…»

Фото И. Ефименко, drampush.ru

В действительности самое интересное в этом спектакле не фабула, а то, что это парафраз сразу нескольких постановок того же дрампуша.

«…В героях спектакля вы, возможно, опознаете тех, с кем встречаетесь на улицах, а, возможно, даже героев русской и мировой классики – только, пожалуй, поиздержавшихся и деградировавших за прошедшие годы…» - обещает зрителям Псковский театр драмы, почему-то забыв добавить, что в этой постановке буквально задействованы уже знакомые нам персонажи из других спектаклей.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

И наблюдать эту автопародию для завзятого псковского театрала – отдельное удовольствие.

Это «Отелло» очень интересное

Во-первых, главная героиня спектакля «Мой не мой» Танька – это, конечно же, личинка Жанны из одноимённого спектакля по пьесе Ярославы Пулинович.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Поэтому зрителю мужескаго полу из числа завсегдатаев Псковского театра драмы, наверное, будет приятно посмотреть, как эту стерву Жанну наконец-то задавили в зародыше.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Во-вторых, это тот же «Пигмалион», только в новомодном формате «Слово пацана». Но если у Бернарда Шоу найденная бесхарактерным интеллигентом на помойке (точнее, на базаре) гопница, несмотря на всю её неотёсанность, взяла главного героя за яйца с таким утончённым изяществом, что в финале это он на её фоне выглядит невоспитанным мужланом, то новая Элиза Дулиттл не такая.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Она как была похабной бабищей из киоска с рыбой – так ею и остаётся, и, наоборот, псковский «профессор Хиггинс» вынужден учиться у неё матерным словам, чтобы пройти свой «марафон желаний» и соответствовать, так сказать, вызовам современности.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Папенька Элизы из спектакля Псковского театра драмы «Пигмалион» так и вовсе перекочевал в спектакль «Мой не мой» почти в неизменном виде.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Этот тот же самый Андрей Кузин в роли златоуста Альфреда Дулиттла, только теперь он называется «Егор, отец Таньки» и на голове у него не шляпа китобоя, а вязаная шапка с ушками торчком (потому что он же тоже Её цепной «пёс», «любить тебя, сука, буду!»).

Наверное, поэтому Андрею Кузину не хватило в пьесе Андрея Иванова текста, и ему насочиняли всякой забавной отсебятины, чтоб зрители уж наверняка признали в этом запьянцовском пузатом дядьке того самого английского мусорщика, которому лишь бы попиз…

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Кстати, в пьесе Андрея Иванова есть и буквально отзеркаленная сцена из «Пигмалиона», в которой шокированный манипулятивным поведением главной героини главный герой прибегает за утешением к своей матушке и в ужасе узнаёт, что его чадолюбивая родительница с его мучительницей заодно.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Не знаю, почему из псковской постановки «С училища» выпилили матушку главного героя, а то бы актриса Ирина Смирнова была тут едина сразу в двух лицах (Миссис Хиггинс и Жанны), не считая новой роли.

Отрывок из спектакля «Отелло» так и вовсе вмонтирован в «Мой не мой», как титановый протез. Прямо вместе с Денисом Кугаем в роли Яго.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Ну что б уж зритель не сомневался, откуда у этой новой драматургии ноги растут, и заодно лишний раз уяснил, что всё не так однозначно (если б Отелло не придушил Дездемону, она бы сама его первая прикончила?).

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Главный герой спектакля «Мой не мой» и главный герой тоже месхиевского спектакля Псковского театра драмы «Серёжа очень тупой» опять же тёзки «совпадение не думаю». Этот новый Серёжа даром что преподаёт где-то в Танькиной «шараге» философию, на самом деле явно уступает этой ПТУшнице в ай-кью.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

«Серёжа очень… бухой» - недвусмысленно намекает на это герой Дениса Кугая в барбершопе после того, как подбил его на спор.

И даже неувядаемый псковский «Ионыч» незабвенного Василия Сенина машет нам из нового спектакля Псковского театра драмы ручкой. Потому что опять мы незримо ощущаем присутствие большого художника, вынужденного прозябать где-то на псковских задворках среди ссучившихся Танек, спившихся Егоров, подлецов Славиков, условно-досрочных Костянов и очень тупых Серёж, даже если эти серёжи и разговаривают цитатами из «Сапокла».

Фото И. Ефименко, drampush.ru

А такого объектива, как у фотографа Дмитрия Маркова, чтобы разглядеть в этих сгустках провинциальной подножной биомассы что-то поинтересней, ни у вдруг ставшего таким популярным белорусского драматурга Андрея Иванова, ни у режиссёра Дмитрия Месхиева нет.

А мужики-то не знают

Чем ещё отличается псковская постановка нашумевшей белорусской пьесы? Это не только театральный капустник и обличение нашего провинциального жлобства, но и очередная попытка сделать кассовый мужской спектакль.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

По-видимому, небезнадёжная. На втором показе в воскресенье я наблюдала с балкона компанию из одних только парней (их было пятеро), которые сидели посреди партера рядком и ржали.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Соответственно, этот спектакль оформлен как какие-нибудь бои без правил: одно действие называется «нокдаун», другое – «нокаут», а сами названия этих действий на сцену выносит шикарная ринг-гёрл в исполнении Марии Кузьминой. Каждый раз в новом обтягивающем платье с глубоким вырезом на спине.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Упругие ягодицы главной героини, которые приоткрываются публике во время постельных сцен, и её трогательные белые хлопковые трусики тоже наверняка призваны наконец-то изменить гендерные признаки типичного псковского театрала.  

Фото И. Ефименко, drampush.ru

К тому же в этом спектакле, как и в пьесе, много нецензурной лексики, о чём зрителей предупреждают в дисклеймере, который им зачитывают из динамиков перед началом представления, но уже в кромешной темноте, предлагая уносить ноги пока не поздно.

Но это вам не «почти голая вечеринка» у Ивлеевой, поэтому все даже самые ярые псковские моралисты как-то удержались от искушения гордо покинуть зал, а только посмеивались потом в кулачок на обсценные вербальные эскапады героев представления, конечно же, необходимые для «их речевой характеристики».

Настолько необходимые, что создателям псковской постановки показалось, что в оригинальном тексте мата даже как будто и маловато будет. Поэтому доложили там кое-что от себя.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Если кого-то в зале это и шокировало, то они не подавали виду. Лично я тоже слежу за обстановкой в стране и мире, поэтому и ухом не повела. Меня больше покоробило от образа главной героини, которая вначале кажется какой-то уж совсем умственно отсталой, хотя развитие событий этому, вроде бы, противоречит.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Но это не какое-то там режиссёрское решение или актёрская беспомощность, а так оно и есть в пьесе, которая даже была номинирована в 2018 году на «Золотую маску».

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Или как

Особенно неправдоподобно выглядит эпизод, в котором Серёжа по её же просьбе ведёт Таньку в театр, а она там едва не затевает драку с другими зрителями прямо во время представления.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

И эти Танькины бесконечные матерные проговорки, когда она клеится к своему снобу-преподу и изо всех сил прикидывается хорошей девочкой, но постоянно лажает, тоже несколько утомляют.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Не верю, что такая целеустремлённая особа не умеет переключать регистры. Автор пьесы как будто набирался опыта в общении с ПТУшницами, подслушивая их разговоры на улице, а то бы он узнал, что при желании они ровно такие же феечки, как и ведьмочки.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

И уж совсем непонятно, почему эта Танька до такой степени зациклена на своей девственности, но, будучи недотрогой, нисколько не стесняется зачем-то громогласно держать собственного папеньку в курсе своего интимного физиологического статуса.

Впрочем, все эти вопросы следовало бы задать драматургу Андрею Иванову, а что касается актрисы Ксении Чеховой, то она сыграла придуманную им быдлоТаньку настолько безукоризненно, что некоторые экзальтированные дамы в зрительном зале потом сказали, что так ей и надо, нисколько не жалко эту мразь.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Справедливости ради, с тех пор, как пьеса «С училища» была написана, реальность сама по себе начала ей подражать. Взять хотя бы историю Костяна, который «завалил» одного из Танькиных бывших поклонников в состоянии алкогольного опьянения, то есть с отягчающими, но вдруг возвращается домой по УДО.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

«Тебя отпустили по УДО, или как?..» - удивляется Танькин отец Егор.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Ага: «или как».

Ещё мне показалось интересным, что в псковской интерпретации пьесы чуть-чуть убавлено авторской мизогинии и под конец режиссёр-постановщик даже как будто жалеет свою Таньку, которой и на том свете нет покоя от её псов.

В оригинальной концовке пьесы мы узнаём только, что у Серёжи теперь всё хорошо и он благополучно релоцировался туда, где можно неплохо жить и за счёт одних только «сапоклов». Только переживает, как бы там Танькин отец Егор не оголодал, оставшись без дочки один на один со своей пенсией.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

…Ну и вроде бы начинает мало-помалу «отдуплять», что дело не в Таньке. Но это не точно.

Серёжа очень ничо

Серёжу играют сразу два псковских актёра и, конечно, по-разному.

В исполнении Александра Овчаренко это такой постмодернистский Шурик или, может, Женя Лукашин из «Иронии судьбы», только ещё более вшивый интеллигентишка, который вынужден преподавать каким-то соскам примерно одного с ним возраста «сапоклов», а на самом деле мечтает, чтоб его с кем-нибудь перепутали и посадили на авиарейс Псков-Гоа.

Потому что там «вот такие маракуйи», а не вот это всё.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

(В оригинале речь идёт про Мальту и гранаты, но автор постановки почему-то заменил их на Гоа и маракуйи… А ведь и правда, могут подумать, что у Месхиева «гранаты» не той системы, да ещё и на Мальте этой какие-то неправильные форумы нынче проходят).

В исполнении Максима Митяшина Серёжа больше похож на Серёгу и уже даже веришь, что он может что-то там такое загнуть и про Софокла с Сократом, припудривая мозги малолеткам.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Но тогда вопрос: почему этот утомлённый жизнью философ с накаченным торсом точно так же позорно убегает по пересечённой местности от невнятного Костика, как и худосочный мальчишеского вида герой Александра Овчаренко.

Да и стриптиз у Митяшина получился какой-то… излишне трагический, что ли. Как говорила Дженнифер Лопес в одном старом фильме: «От этого веет отчаянием».

Фото И. Ефименко, drampush.ru

То ли дело Овчаренко зажёг, напомнив зрителям, что это же всё не всерьёз, а самоирония такая, фарс на грани фола.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Но в целом в образе у Максима Митяшина, хотя на второй премьере он явно был не в ударе и даже заговаривался, чуть больше красок. Поэтому его «ничо» в ответ на такое же Танькино «ничо?» звучит как будто более объёмно, а когда он просит Костяна забрать это «сучилище» Таньку обратно себе, то уже, и правда, не смешно.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Но образ, созданный Александром Овчаренко, наверное, больше соответствует выдуманному драматургом в «лучших» советских традициях никчёмному образованцу.

Котики

А вот Георгию Болоневу снова не повезло с ролью, потому что там особо и нечего играть, ведь его персонаж, считай, фольклорный – ни убавить, ни прибавить.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Денис Кугай опять играет Дениса Кугая, но на этот раз он ещё и своего рода гений места, потому что там такие декорации (про них чуть ниже), что без силуэта Дениса на светящемся фоне сценография этого спектакля была бы неубедительной.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

А когда Кугай неожиданно переодевается в Йагу Яго, то вдобавок выступает в роли спойлера финальной сцены.

Я только не поняла, почему Денису перед премьерой не переписали текст про Елену Блиновскую с её «Марафонами желаний». Ведь, соблазняя Серёжу лёгкими деньгами, Славик ставит ему в пример именно Блиновскую, которая, по его словам, тоже могла бы уехать куда-нибудь на Гоа за маракуйями, если бы вела себя потише и не выпендривалась.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

А вместо этого, утверждает Славик, теперь гуляет по собственной квартире в Москве с браслетом на ноге.

Тогда как на самом деле несколько дней назад Блиновскую перевели в СИЗО, где она пробудет по меньшей мере три месяца. (Ну не похож герой Дениса Кугая на человека, который настолько не догоняет информационную повестку.)

Зато истекающая кровью собачка-то как идеально вписалась в контекст! После гибели кота Твикса, которая вызвала в российском обществе небывалый резонанс, это даже немного чересчур слишком сильный режиссёрский ход!

Фото И. Ефименко, drampush.ru

…А сколько в этом спектакле всего убитых (вернее, упоротых) пёсиков, сходите и посчитайте сами.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Встанем

Теперь про главного героя нового спектакля. Это, конечно же, Псков. Такой узнаваемый и нежно, сука, любимый. Декорация этого спектакля – ещё один шедевр художника Александра Стройло.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Драное объявление голубым по белому на металлической двери подъезда, в котором живёт Танька, («ВОЛОСЫ. Купим дорого») вообще до слёз.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Тут вам в глубине сцены и те самые металлические ворота с серпами и молотами из арки на Октябрьском, тут вам и выдвинутый в зал старинный чугунный столб для электросетей (у меня рядом с домом сохранился такой же)…

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Украшенный скелетами в стиле Хеллоуина барбершоп отдельно порадовал: если кто не в курсе, одна из мужских парикмахерских на ближнем Запсковье называется The Last Wish.

Проблема только в том, что в таких псковских двориках в историческом центре города теперь обитают сплошные Славики, а вся эта гопота типа Костянов, Танек и Егоров уже давно переехала куда-нибудь в хрущобы на Гражданской, Новосёлов или в Лепешах, где совсем другая, по-настоящему убийственная, эстетика.

Так что тут художник немного приукрасил суровую провинциальную обыденность социальных низов, но пускай. В аннотации же к спектаклю заявлено, что это «слегка лубочный, немного фантастический» Псков.

Вот и спектакль «Мой не мой» тоже «слегка лубочный, немного фантастический». Но когда артисты вышли на поклоны, псковские зрители не только зааплодировали и закричали им «браво!», но даже более или менее дружно повставали со своих мест, чтоб поприветствовать идейных борцов с воинствующим феминизмом (а псковичи, между прочим, даже в очередь, чтоб подписаться за кандидатов в президенты, не вставали… в отличие от жителей некоторых других городов!).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру