Самый сложный вид бизнеса: владелица ресторана «Калейдоскоп» о вызовах и путях их преодоления

Издание «МК в Пскове» в рамках проекта «Бизнес-политика Псковской области» рассказывает читателям о том, как вести бизнес в регионе, какие меры поддержки доступны местным предпринимателям и с какими проблемами они могут столкнуться.

Сегодня мы побеседовали с владелицей ресторана «Калейдоскоп» Еленой Закировой и обсудили, как ресторану удалось справиться с последствиями недавнего пожара, в чем особенности ведения ресторанного бизнеса в Пскове и почему ресторан получил благодарность от полицейских благодаря крольчихе.

Самый сложный вид бизнеса: владелица ресторана «Калейдоскоп» о вызовах и путях их преодоления
Фото: ресторан "Калейдоскоп" / ВКонтакте

— Начнем с событий недавнего времени. Расскажите, как ресторан восстанавливается после пожара. Во сколько оценивается причиненный ущерб? Когда удастся выйти на прежние объемы?

— К счастью, «Калейдоскоп» восстанавливается быстро относительно масштабов трагедии. Так скоро вернуться к жизни помогла поддержка и помощь многих друзей заведения.

Пожар случился неделю назад, 27 мая / Фото: архив "МК в Пскове"

Во время пожара в прошлую субботу у нас сгорела кулинарная лавка, которая находилась в одном здании с рестораном. Огонь уничтожил кондитерский цех и новую пристройку, пришлось попрощаться с различными видами оборудования и мелкого инвентаря. Но нам очень повезло, что ресторан не сгорел полностью, и главное – все остались живы!

Ущерб мы пока не подсчитывали. Если честно, даже боимся это делать, чтобы не расстраиваться. Сразу поясню момент со страховыми выплатами – страховка у нас совсем недавно закончилась, поэтому восстанавливать всё придется из своих средств. Возможно, придется брать заемные деньги.

К сожалению, находятся люди, которые пытаются «пропиариться», заявляя, что помогают нам деньгами. Однако денег мы ни от кого не получали, и никаких призывов собрать средства на восстановление ресторана в соцсетях не публиковали.

В планах на ближайшее будущее у нас – по максимуму возобновить работу производства. Делать это будем поступательно, поочерёдно, но быстро. К счастью, удалось найти временные решения, чтобы организовать работу полностью утраченного пекарного цеха. Большое спасибо за это нашим друзьям!

— Случай с пожаром показал, что неприятности могут настичь предпринимателей любой момент. Но мы помним и о других вызовах, с которыми пришлось столкнуться в последние годы — пандемия, введение санкций. С какими трудностями вы столкнулись в каждый из этих периодов? Как удалось организовать работу и продолжить развиваться в условиях глобальных проблем?

— Пандемия была настоящим кошмаром – тогда никто не знал, что это такое, и когда оно закончится. Было трудно запускаться, но мы с коллективом и это пережили.

Тогда я думала, что это было самым страшным, но вот – снова испытание, и опять нужно проходить путь решения вопросов и проблем. Но я благодарю всех, кто помогал и помогает нам, мой коллектив в первую очередь, близких и друзей.

Небольшая часть работников ресторана "Калейдоскоп" и кулинарных лавок "Розмарин"

Отдельно нужно сказать про наших поставщиков. Подобрать людей, с которыми было бы приятно и комфортно работать, особенно в поставке продуктов, достаточно трудно. Мы рады, что наши поставщики разделяют принципы работы «Калейдоскопа». Всё, как в романе Булгакова: «Свежесть может быть только одна – первая!».

— Какой период за время существования ресторана можно назвать самым сложным? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать владелец ресторана, чтобы выстоять при любых сложностях?

— Раньше мне казалось, что главной сложностью была пандемия. Но сейчас я вижу, что трудности могут настигнуть в любой момент.

Я не претендую на экспертное мнение, но уверена, что владелец ресторана, в первую очередь, должен любить своих гостей и покупателей. Не выручку, не интерьеры в облике ресторана, а именно людей. Нужно любить и уважать свой персонал. И, конечно, нужно искренне любить еду, которую готовишь и подаёшь.

В ресторане заботятся о комфорте посетителей / Фото: ресторан "Калейдоскоп" / ВКонтакте

— Кого или что можно назвать главной точкой опоры ресторана? Откуда ждете поддержку при любых трудностях?

— Моя сила и поддержка – это мои сотрудники. Не устану говорить им хвалебные речи.

— Пользуетесь ли государственными или региональными мерами поддержки предпринимательства? Если да, то какими?

— Да, конечно. Именно государственная поддержка и выделенные субсидии спасли нас в пандемию и позволили не только остаться на плаву, но и достичь новых высот.

Большую помощь нам оказывали и Фонд инвестиционного развития Псковской области, и Центр «Мой бизнес». Без надежного экономического тыла преодолеть этап ковидных ограничений было бы в разы труднее.

— Недавно стало известно, что руководство ресторана «Калейдоскоп» наградил общественный совет регионального УМВД за активное участие в городских мероприятиях. Расскажите, в каких мероприятиях участвуете чаще всего, и в каких форматах?

— Мы получили награду благодаря нашей любимой крольчихе. Она живет в специально отведенном для нее уголке при ресторане и уже давно стала любимицей гостей. Именно наша красавица приняла участие в съемке новогоднего поздравления к наступающему 2023 году – году кролика!

Что же касается городских мероприятий, для нас стало уже доброй традицией представлять свою продукцию на городских ярмарках и летних мероприятиях под открытым небом. На них выезжает фудтрак (правильнее даже назвать его автолавкой «Розмарин»). Мы всегда стараемся придумать свою изюминку для каждого городского мероприятия. Вот, в последний раз «зажгли» по-настоящему (улыбается).

Фудтрак мобилен и одновременно обустроен для торговли

Изначально фудтрак был отдельной историей, пандемийной. Его появление стало результатом решения попробовать торговлю вне стационарных площадок. Сегодня мы все очень любим свою автолавку – она оборудована и холодильником, и машиной для приготовления горячих напитков. Торговать с помощью нее можем в любой сезон года!

Фудтрак часто выезжает на городские мероприятия

— Ряд блюд из меню ресторана «Калейдоскоп» псковичи могут приобрести в кулинарных лавках «Розмарин». Расскажите подробнее об этом направлении работы – оно зарождалось и появлялось в пандемийный год? Стало ли оно необходимой точкой опоры в условиях тех жестких ограничений?

— Нет, идея зарождалась раньше, в пандемийный год мы открывали уже вторую точку. Формат кулинарной лавки, где можно купить готовые блюда, чтобы сразу пообедать или устроить небольшой пир дома, всегда востребован покупателями.

Скажу больше, мы сами настолько привыкли к кулинарным лавкам, что когда после пожара пришлось приостановить их работу на три дня, мне самой их очень не хватало! Особенно приятно видеть реакцию наших покупателей, их радость после открытия любимых точек. Оказалось, люди очень переживали за нас в этот период!

Формат кулинарной лавки востребован у псковичей

— Анализируя рынок псковского общепита, мы видим, что есть заведения, которые работают уже долгие годы, а есть кафе-однодневки – они быстро открываются, но так же стремительно и уходят с этого поприща. На ваш взгляд, в чем могут быть причины быстрого закрытия таких кафе? Какие советы вы, как опытный ресторатор, можете дать тем, кто только начинает свой бизнес?

— Ресторанный бизнес очень сложен. Мой муж всегда подчеркивает, что это один из самых сложных видов предпринимательства. Только со стороны кажется, что это просто и подарит легкие деньги.

Я считаю, что главное – не искать выгоду, а наслаждаться своей работой. У каждого ресторана всегда есть своя судьба, и какой она окажется, покажет время. Ресторанный бизнес диктует определенный стиль жизни. Если вы готовы к нему и уверены в своих силах – непременно дерзайте!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру