Он же памятник: почему по цепным мостам в Острове ездят КАМАЗы

Он же памятник: почему по цепным мостам в Острове ездят КАМАЗы
Фото: Василий Иванов. Сайт губернатора Псковской области

На прошлой неделе по отреставрированным цепным мостам в Острове проехал КАМАЗ, груженный спиленными деревьями. Этот случай возмутил местных жителей: они сочли проезд грузового автомобиля по пешеходному мосту недопустимым и даже написали обращение на сайт губернатора Псковской области. Островичи в социальных сетях до сих пор не прекращают задаваться вопросом: кто отвечает за сохранность памятника культуры и можно ли устраивать мостам такую «проверку на прочность»? Корреспондент «МК в Пскове» разбирался в том, кому можно и нельзя ездить по цепным мостам, и могут ли большегрузы оказать негативное влияние на объект культурного наследия.

С момента окончания реставрации уникального для России моста по нему уже несколько раз незаконно проехали водители-нарушители. Самый яркий случай произошел в январе этого года, когда в сеть попали фотографии уроженки Острова, а ныне — жительницы Санкт-Петербурга, которая ради красивых «фоточек» прокатилась на иномарке по местной достопримечательности. Пользователей соцсетей возмутил поступок девушки, которая даже не постеснялась выложить видео своей «прогулки» в Instagram. Нарушительница неожиданно для себя вместо лайков и комплиментов собрала лишь волну недовольства от подписчиков и вскоре удалила видео. Плохой пример оказался заразительным для молодёжи, которая позднее тоже захотела поймать кураж и решила заехать на легковушке на архитектурный памятник. После таких прецедентов городская администрация поставила перед въездом на мост ограничительные бетонные блоки. Именно поэтому появление на мосту грузового автомобиля, полностью загруженного брёвнами, вызвал удивление жителей Псковской области.

Цепные мосты до реконструкции

Слишком маленькие штрафы

Глава Островского района Дмитрий Быстров в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» рассказал, что автомобильное движение по объекту культурного наследия однозначно запрещено, и об этом предупреждает перед входом на мост дорожный знак «Пешеходная зона». Однако позволяется проезд автомобилей определённых служб, в том числе коммунальных. Так было и в случае с КАМАЗом. Нахождение на тот момент грузовой техники на мосту было полностью согласовано с администрацией и ГИБДД. В остальном же нерадивые водители рискуют получить штраф на проезд по пешеходной переправе.

«Любые попытки проезда легковых автомобилей в различных целях — противозаконны. Это административное правонарушение. Заезд возможен только по согласованию с органами ГИБДД и администрацией района: но не более 1 единицы на пролёт моста — так указано в проектной документации», — заявил он.

Капитальный ремонт цепных мостов завершился к зиме 2020 года. Фото: Вадим Боченков

По словам главы муниципалитета, перед объектом культурного наследия установят новые препятствия для проезда: «Кроме тех ограждений, что есть сейчас, перед мостом появятся и другие барьеры. Молодёжь повторила за островичкой дурной пример. Но, в первую очередь, своими действиями они несут угрозу для себя и жителей, которые передвигаются по мостам, и только в последнюю очередь для самого объекта культуры. После установки камер все нарушители были привлечены к ответственности. Хорошо, что обошлось без жертв».

Дмитрий Быстров считает, что правила дорожного движения и благоустройства никто не в праве нарушать. «Штрафы за такой проезд небольшие, к сожалению. Совершенно несоизмеримые с последствиями», — отметил он. Так, нарушителям грозит штраф в размере 500-1000 рублей.

Разрушают ли грузовики объект культурного наследия?

Как объяснил корреспонденту «МК в Пскове» председатель комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик, полностью перекрыть движение по цепным мостам невозможно, поскольку их используют как единственную переправу через реку для перевозки усопших на отпевание в Никольскую церковь. Кроме того, находящийся неподалёку от мостов музей и жилые объекты нуждаются в коммунальном обслуживании.

По цепным мостам в Никольский храм доставляют умерших на отпевание

Инженерные особенности мостов позволяют выдерживать высокую нагрузку, уточнил руководитель профильного комитета. Однако Вадим Нэдик объяснил, что такие нагрузки весьма нежелательны для памятников культурного значения: «Сильно груженная машина — это чрезмерная нагрузка на мост, — считает он, говоря о передвижении КАМАЗа на прошлой неделе. — Эту массу можно было бы разделить и перевести бревна в 2-3 этапа. Технические возможности цепных мостов достигают очень высоких показателей, но нужно ли использовать памятник в качестве транспортного сооружения?»

По его словам, подвергать памятник систематическим нагрузкам категорически возбраняется. Они будут оказывать негативное воздействие на мосты даже при том условии, что инженерная конструкция позволяет выдержать внушительную массу.

По мнению руководитель профильного комитета, в увеличении штрафов за въезд на мосты нет особого смысла. Потому что ужесточение штрафов не снизит количество нарушений: «Это больше влияет на законопослушных граждан, которые и так бы не стали нарушать правила», — высказался он.

Цепные мосты радуют горожан и туристов своей привлекательной подсветкой. Фото: Игорь Вознесенский

Напомним, висячие цепные мосты в Острове капитально ремонтировали чуть больше года. На реконструкцию уникального памятника было выделено 308 миллионов рублей из областного бюджета. Кроме того, обновлённый объект получил подсветку из 364 фонарей и стал настоящим объектом притяжения для туристов с Псковской области и всей России.

***

Островичи выражают искреннюю обеспокоенность в отношении сохранности местной достопримечательности. Но пока выполняются требования по нагрузке, риск угрозы минимален, утверждают эксперты. Главное, чтобы больше не появлялось отчаянных людей, которым хайп и фото в «Инстаграме» важнее своих морально-этических принципов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру