Арбуз со свиным хрящиком: как БАМ подобрался к Псковскому кремлю

В Пскове под Троицким мостом прошли дебаты о способах реконструкции этого инженерного сооружения. Решали что лучше: сберечь его как «свиной хрящик» или сделать из него за 400 лимонов «арбуз»?

Поводом для встречи в выходной день послужило письмо председателя Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Андрея Лебедева, который чуть раньше уведомил общественность о том, что им подано официальное заявление о «включении» Троицкого моста «в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В пояснении к этому заявлению Андрей Лебедев написал, что «мост явно прочен до сих пор. Но соврем. проектировщики хотят его сломать потому, что он, якобы не несёт возросшей транспортной нагрузки».

Андрей Лебедев. Фото Ольги Миронович.

Вот почему общественники наконец-то спохватились и требуют срочно признать Троицкий мост памятником. Ведь памятники ломать нельзя, их можно только реставрировать.

Слова Лебедева растревожили многих. И в первую очередь известного псковского экологического общественника Игоря Батова - между прочим, дальнего родственника того самого Батова, имя которого носит дом, уже давно признанный памятником.

Дело в том, что Игорь Владимирович – инженер-мостовик и в своё время строил мосты Байкало-Амурской магистрали. 17 мостов.

Как опытный общественный деятель он мигом обзвонил всех заинтересованных товарищей и организовал под Троицким мостом сходку, чтобы прояснить ситуацию.

В Пскове под Троицким мостом прошли дебаты о способах реконструкции этого инженерного сооружения. Решали что лучше: сберечь его как «свиной хрящик» или сделать из него за 400 лимонов «арбуз»?

«Я пойду пошшупаю: быват ишшо оптический обман здрения!»

В назначенное им час под мостом собрались: члены ВООПИиК, замглавы администрации города Пскова Алексей Захаров, проектировщик реконструкции Троицкого моста, директор ООО «Стройдормост проект» Елена Трошкова, известные псковские архитекторы и просто неравнодушные граждане.

Фото Ольги Миронович.

Игорь Владимирович к тому времени уже ознакомился кое с какими документами по Троицкому мосту, а также пристально осмотрел объект, поэтому был категоричен:

Елена Трошкова, Лариса Нуколова и Игорь Батов. Фото Ольги Миронович.

1. С такой транспортной нагрузкой, как сейчас, Троицкий мост не простоит и пяти лет. Он уже и сегодня в «предынфарктном состоянии».

Ощелачивание бетона. Фото Ольги Миронович.

Взгляните, мол, на эти сталактиты. Это не что иное, как выщелачивание бетона – первый признак того, что дело плохо.

Мост, по словам Игоря Батова, довели до ручки городские власти – тем, что последние 20 лет неправильно его содержали и эксплуатировал. Если б не это, он бы, может, простоял ещё 20 лет.

Фото Ольги Миронович.

Его можно оставить таким как есть, только если он станет пешеходным. Тогда да, он и сорок лет простоит. А если по нему будут ездить автомобили и автобусы-сцепки, навряд ли.

Андрей Лебедев и Игорь Батов. Фото Ольги Миронович.

2. Никакой этот мост не «памятник инженерного искусства своего времени», а «ширпотреб» - типовое сооружение 50-х годов. Тут и защищать нечего.

Фото Ольги Миронович.

3. Единственный способ сохранить его внешний вид – это согласиться с проектировщиками и заменить железобетонные пролёты на цельную металлическую конструкцию, как власти и собираются сделать.

Но и тогда придётся немного поменять вид моста и, например, приподнимать на 10-15 сантиметров перила, потому что их высота не соответствует современным нормам безопасности

Троицкий мост. Фото Ольги Миронович.

Зато можно будет сохранить в первозданном виде все мостовые опоры – подбрюшье Троицкого, которое так радует глаз туриста.

Фото Ольги Миронович.

В любом случае это будет новодел, но с этим новоделом псковичам надо смириться. Потому что мост «должен работать». «Это транспортная артерия», а не просто украшение городской среды.

Фото Ольги Миронович.

Хотите аутентичности? Ну выкрасите металлическую конструкцию в серый бетонный цвет, приклейте к ней «кирпичики» – да и дело с концом, предлагает Батов.

 

Тогда она будет «полностью имитировать бетон со всеми его декоративными элементами».

Фото Ольги Миронович.

«Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ»

Андрей Лебедев пробовал было спорить, сравнивая Троицкий мост с другими псковскими мостами, которые, по его словам, ощутимо колеблются, сколько бы их эпоксидной смолой ни укрепляли.

Андрей Лебедев. Фото Ольги Миронович.

А этот, дескать, стоит как влитой, даром что старше их всех.

Так ли уж необходимо его срочно перестраивать. Может, лучше поверх уже имеющихся ограждений дополнительные высокие поручни поставить – да этим и ограничиться?

Под мостом. Фото Ольги Миронович.

Но Батов от этих умозаключений камня на камне не оставил.

- Сопромат вы изучали? Да? Видимо, плохо, - подрезал ветеран БАМа уважаемого архитектора и на всякий случай просветил его, что все мосты качаются. По его словам, сравнивать амплитуду колебаний у мостов с разной длиной пролётов и из разных материалов – это то же самое, что «сравнивать ай-кью по аппетиту».

 

А если мост просто укрепить? Дополнительной арматурой, бетоном? – не унимался Андрей Лебедев.

- Да не соединяется новый бетон со старым! – кипятился Игорь Батов.

Елена Трошкова, Андрей Лебедев и Игорь Батов. Фото Ольги Миронович.

Елена Трошкова в свою очередь терпеливо объясняла общественникам, что под сегодняшние нагрузки Троицкий мост можно сделать железобетонным, только если переделывать и опоры тоже.

Их пришлось бы расширять, утяжелять. Иначе мост «современную нагрузку» не сможет «принять». А металл легче – под него и старые опоры сойдут.

 

- Но мост же поставлен на скалу, что может быть прочнее, – продолжал спорить Андрей Лебедев, отказываясь верить в то, что Троицкий мост дышит на ладан.

Фото Ольги Миронович.

- Есть такое понятие - несущая способность грунта… - втолковывал ему Игорь Батов.

- Вы пытаетесь сохранит то, что опасно для людей! – сердилась и Елена Трошкова тоже. - Кто будет нести ответственность через два-три года, когда мост рухнет? Вас только жертвы убедят?

Нельзя игнорировать расчёты специалистов, вторила она Игорю Батову. «Мост можно сохранить в нетронутом виде при одном условии: закрываем движение и делаем его пешеходным».

Елена Трошкова и Андрей Лебедев. Фото Ольги Миронович.

«Конфигурацию моста мы не меняем», - успокаивала она председателя Псковского отделения ВООПИиК. Единственное, чтобы немного расширить тротуар на мосту при сохранении четырёхполосного движения, проектировщик собирается увеличить ширину моста приблизительно на один метр. Всего-то.

Елена Трошкова и Андрей Лебедев. Фото Ольги Миронович.

Зато ограждения: «эти сняли – эти и поставили». А вот если городить дополнительные поручни поверх имеющихся – это, мол, будет действительно «неэстетично».

 

«У вас есть визуализация проекта реконструкции?» - на всякий случай спросила я.

- Так вот же она, - Елена Николаевна обвела рукой мост у нас над головой. – После реконструкции он будет выглядеть точно так же.

Елена Трошкова. Фото Ольги Миронович.

Вчерась велели мост состряпать, так пожалуйте работу принимать!

«Мы предлагаем заменить пролётное строение на абсолютно идентичное тому, что вы видите сегодня, металлическое. За счёт того, что оно будет более лёгкое, нам не придётся трогать опоры и фундаменты моста».

По словам Елены Трошковой, верхнюю 33-метровую часть балки сварят на заводе и доставят в Псков уже в готовом виде.

Цена вопроса – 400 миллионов, работы тут примерно на год. Если всё пойдёт по плану, то уже в сентябре можно будет подавать заявку на финансирование этого проекта под туркластер.

Если же мост признают памятником и его придётся восстанавливать в железобетоне, то на эти работы уйдёт в два раза больше времени и денег.

А может, и не в два: бетон сохнет долго. К тому же под такие масштабные работы придётся разворотить берег вокруг Троицкого моста – а значит, порушить не только мост, но и столь лелеемый защитниками памятников исторический ландшафт.

Фото Ольги Миронович.

Проект реконструкции Троицкого моста уже и так придётся отложить на время проверки по обращению Андрея Лебедева. Ведь Госкомитет по охране объектов культурного наследия теперь должен провести историко-культурную экспертизу этого инженерного сооружение. А для этого надо искать редких специалистов где-нибудь в столицах.

В случае, если они признают ценность Троицкого моста как объекта культурного наследия, замазыванием щелей уже не отделаешься, заметила заместитель председателя псковского ВООПИиК Ирина Голубева. Придётся браться за его полноценную реставрацию с сохранением всех материалов.

Фото Ольги Миронович.

А кто за это заплатит? Минкульт? – вставил Алексей Захаров. Как бы не так, деньги придётся черпать из дорожного фонда и не факт, что власти смогут найти столько денег.

Елена Трошкова и Алексей Захаров. Фото Ольги Миронович.

Архитектора Ларису Нуколову эти доводы убедили. Она сказала, что всецело доверяет специалистам-мостовикам, которые проводили обследование Троицкого моста и убедились в его предаварийном состоянии.

Елена Трошкова, Ирина Голубева и Лариса Нуколова. Фото Ольги Миронович.

Но вместе с тем Лариса Александровна переспросила Игоря Батова: «Правильно я поняла, вы оцениваете этот мост только как техническую конструкцию?»

Батов кивнул. И тогда Лариса Нуколова попыталась объяснить ему, что Троицкий мост – это ещё и образ, архитектурный элемент городской среды, вписанный в исторический ландшафт.

Фото Ольги Миронович.

«Я не могу настаивать, но вообще-то я настаиваю, чтобы он был сохранён».

Пушшай от своего крыльца до нашего дворца предъявит мост! Анженерной системы! И чтоб из хруфсталя!!!

«Я прекрасно понимаю, - сказала Лариса Нуколова. - Что тогда нужно будет на год или два перекрыть эту реку, выполнить работы по откачке воды, а также по укреплению и наращиванию фундамента… Потому что для этого места это важно, это правильно, это красиво. Это сохраняет память. Память нельзя выкинуть».

Фото Ольги Миронович.

Ведь этот мост был построен вскоре после войны. Тогдашние псковичи ведь как-то нашли деньги, привезли гранит, потерпели сколько надо было, напомнила Лариса Александровна. Значит, и теперь обязаны потерпеть.

«Конструкцию бетонную необходимо сохранить».

Фото Ольги Миронович.

Почему нельзя заменить её на металлическую, выкрашенную серой краской под бетон, как предлагает Игорь Батов? Да потому, что это будет «мимикрия», «имитация», сказала Лариса Александровна.

«Я против подмены. Написано «реконструкция» - делайте реконструкцию, - подытожила она. Реконструкция, мол, подразумевает и деньги, и время.

Троицкий мост. Фото Ольги Миронович.

«Ну делайте её два года, чтобы сохранить что есть, а не ставить картонную коробочку».

- Да, но этом случае придётся разобрать до основания весь мост! – изумился Игорь Батов. – Что же мы тогда сохраняем?

Лариса Нуколова и Игорь Батов. Фото Ольги Миронович.

- Мы сохраняем архитектонику – архитектурный вид этого всего пространства, - спокойно объяснила Лариса Нуколова.

- Развалив его полностью?

 

Или делайте новый мост - красивее и лучше, который бы соответствовал нашему времени, вдруг предложила Лариса Александровна. Чтобы приезжие ахнули.

Дескать, вон же в Венеции десять лет назад построили супер-современный модернистский мост через Гранд-канал (в самой Венеции!) – и ничего страшного не произошло. Главное – понимать, ради чего это всё делается.

Елена Трошкова тут же призналась, что был у проектировщика и собственный проект Троицкого моста. Но как только начались эти холивары, проктировщики просто-напросто побоялись предъявить его общественности.

«А вы защищайте свой проект!», если он настоящий, а не имитация, - убеждала Елену Николаевну архитектор Лариса Нуколова.

Стоит ли тратить деньги на подделку только ради того, чтобы обеспечить транспортный поток?

Мой дом с крыльцом и мост кольцом из Парижу на прежнее место поставить!

Тем более, что сверхзадача-то у авторов Генплана Пскова была другая. Они собирались сделать исторический центр города пешеходным, напомнила Лариса Александровна. Потому что к этому сегодня стремятся все старинные города: снизить до минимума автомобильный поток, пересадить людей в общественный транспорт и на велосипеды.

Чтобы вернуть города людям, а не подстраивать их под возросший автомобильный поток.

 

Эта градостроительная задача у нас в Пскове не решается и, скорее всего, в обозримом будущем не будет решена, печально заметила Лариса Нуколова. И не только потому, что у городских властей нет такой возможности, а в большей степени потому, что они не хотят.

Алексей Захаров и Лариса Нуколова. Фото Ольги Миронович.

Ведь это требует очень много усилий по созданию перехватывающих парковок, по организации общественного транспорта, по обустройству веломаршрутов и строительству в городе других мостов…

Если у тебя есть фонтан родник, дай отдохнуть и роднику

Вот тут в разговор наконец-то встрял Алексей Захаров и популярно объяснил Ларисе Александровне, кто должен решать, как лучше реконструировать Троицкий мост:

«Предоставьте это власти, она «делает для людей» и ответственность «пока несёт».

 

Неожиданно, правда же? Это всё у нас «для людей», оказывается: повальная вырубка городских деревьев, пыль в глаза от тракторов…

При этом Алексей Захаров не против пешеходного исторического центра Пскова, но почему-то предлагает сперва спросить мнение жителей, а оно им ннадо.

Ну конечно, возразила ему Лариса Нуколова, сколько людей – столько и мнений: кому милей арбуз, а кому – свиной хрящик.

- А не нужен ваш свиной хрящик! Нужен арбуз! – разгорячился замглавы городской администрации. И важнее, по его словам, первоочередные насущные задачи, а не какие-то там прожекты.

После этого Алексей Захаров проявил чудеса офлайн-троллинга и зачем-то стал звать собравшихся на сто метров в сторону, чтоб они заодно посоветовали ему, что делать с новым родником на берегу Псковы.

 

Раз тут все собрались такие умные и не желают «предоставить власти» самой всё решать, чтобы «сделать для людей».

…Чем и разогнал наш несанкционированный митинг.

 

Мост! Усохни моя душенька, мост! Маремьяна!

Ну раз уж замглавы городской администрации призвал припасть к истокам, полюбуйтесь, какие псковичи строили мосты в те времена, когда власть в городе была не настолько ответственная и вместо того, чтобы «делать для людей» и как лучше прямо сейчас, делала для народа и на века.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Тогдашние отцы города как-то умудрялись найти средства, чтобы строить красиво, а не просто решать насущные вопросы обеспечения транспортного потока: перекинули через реку металлическую балку - и готово.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

И это при царе было, а не при Илоне Маске.

Ольга Миронович.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру