В поле с конём: псковичи решили спасать усадьбу Строганова молитвами

Как жители деревни Волышово в Порховском районе Псковской области «вздумали мыться, когда суббота прошла», но всё равно нашли, кто вместе с ними будет париться над восстановлением барской усадьбы

На запертых дверях одной из волышовских развалюх висит объявление:

«25 июля, в четверг, в 18.00, у здания усадебного храма состоится собрание-встреча жителей с. Волышова и ближайших деревень с представителями Псковской епархии и Благочинным Порховского р-на. Будет обсуждаться возрождение православной жизни и храма Всемилостивого Спаса в нашем любимом селе. Приходите».

К назначенному дню добровольцы из организованного областной администрацией волонтёрского лагеря повалили заросли борщевика, который застил все подступы к домовой церкви Васильчиковых-Строгановых, также служившей для этих двух знатнейших родов России усыпальницей.

Ближе к вечеру в усадьбу приехал «представитель Псковской епархии», между прочим, член Патриаршего совета по культуре Михаил Семёнов и по свежевыстланной гати из борщевика пошёл осматривать развалины храма, вполголоса обсуждая с реставраторами некую «владычную программу», в которую, если повезёт, можно было бы включить и этот объект культурного наследия.

Специалисты из «Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры» при Комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области перестали штукатурить графскую голубятню, заглушили электрокосилку и начали один за другим подтягиваться к месту собрания.

«Мы тоже люди заинтересованные», – объяснил директор центра Алексей Калиненко.

…Примерно за полчаса до объявленного времени в усадьбу приковыляли две бабульки: Евгения Григорьевна Яковлева и Валентина Егоровна Гусева.

- Кто-то ещё придёт?

- Откуда ж я знаю, дочь? – отвечает мне Евгения Григорьевна. – Я коня с собой – и сюда.

- А конь где?

- Вот он, «конь», – показывает на свою клюку.

Реставраторы притащили откуда-то стулья и поставили прямо на порушенный волонтёрами борщевик, чтобы усадить бабушек. И те начали рассказывать, что раньше в этом здании был клуб и что, казалось бы, совсем недавно, в начале 90-х, там крутили кино…

- Небось, вы и на танцы сюда когда-то бегали?

- А как же, дочь! Когда были молОдые. Это мы сейчас никуда не годимся, списывать пора…

- Зачем вам тут храм?

- Богу помолиться. А то ж мы никуда не с места, – разъясняет мне, как умственно отсталой, Валентина Егоровна.

Но в нескольких километрах от Волышова в деревне Логовино есть действующий храм…

- Вы туда ходите?

- А никуда не ходим, дочь. Ноги нейдут.

Ждём остальных жителей Волышова. Видя, как я в нетерпении озираюсь по сторонам, Евгения Григорьевна заранее своих односельчан оправдывает:

- Все хотят прийти, все! Но кто больной, кто на работе...

Однако ровно к 18.00 на площадке перед погорелым графским дворцом собрались человек тридцать: старые, молодые, малые… женщины, мужчины, дети…

Чуть погодя к месту встречи подъехали подростки на мотоцикле, подпёрли подбородки кулаками наподобие роденовского мыслителя и начали внимательно слушать, кто что говорит.

Благочинный Порховского округа отец Виктор (Шелухов) в сопровождении логовинского попа Сергия (Тимошенко) явились точно ко времени.

Благочинный начал с того, что осторожно поинтересовался у представителя Псковской епархии, не собирается ли тот вести собрание.

Кто инициатор – тому и вести, ответил высокий гость. Батюшка, как чуть позже выяснилось, и сам очень хотел узнать, кто инициатор. Но начал издалека.

Говорит, чтобы в Волышове появился храм, нужен священник… А где он будет жить? А сколько человек в этот храм готовы регулярно ходить? Вон, в Логовино народ тоже хотел храм, а теперь в него почти никто не ходит…

Мы в Логовино не можем ходить, мы старенькие, снова запричитали старушки.

- Так, может, мы лучше организуем вам бесплатный автобус до Логовино?

- Нет, мы сюда хотим ходить в любое время! – опомнились жители Волышова. – Чтоб поставить свечечку хоть за упокой, хоть за здравие! Вон у нас тут сколько народу: старики, дети… Если в Логовино в храм десять человек ходит, то у нас наверняка будет больше…

- А сколько у вас народу? Сколько детей? – деловито поинтересовался благочинный. – Нет, вы не подумайте, что мы против храма в Волышове, мы просто хотим понять, нужен ли он. Если в логовинский храм за пять лет никто из вас не пришёл, то придёте ли вы в волышовский?

- Я вот верующий человек, но в Логовино не пойду, – вдруг сказала как отрезала одна женщина. – Там храм в помещении бывшего магазина возле дороги.

- А у вас где будет? – лукаво спросил священник.

- Вот он стоит!

- А вы знаете, что об этом пока даже речи не идёт. Это потом, когда его отреставрируют. «Магазин» в Логовино вам не надо? А где вы в Волышово найдёте помещение для храма? Никто ведь собора с золотыми куполами вам в деревне в одночасье не построит…

Тут в разговор вмешались реставраторы и принялись объяснять, что временный волышовский храм можно было бы обустроить в здании из красного кирпича на входе в усудьбу, которое раньше относилось к конезаводу.

Оно неаварийное. Там есть второй этаж для отдыха священника.

- В чьём оно ведомстве? – попробовал уточнить благочинный.

Никто не знает. Видимо, принадлежит государству.

- Можно я скажу? – не выдержал псковский реставратор Игорь Лагунин. И рассказал, как жители ещё одной порховской деревни (Бельское Устье) вот точно так же создали церковную общину, взяли шефство над тамошним старинным храмом и благодаря этому добились госфинансирования на его реставрацию.

Реставрация, конечно, идёт не так быстро, как хотелось бы (из-за перебоев с финансированием), но уже близка к завершению. В Волышове, мол, есть возможность сделать быстрее…

- Игорь Иванович, а давайте правду скажем? – начал вежливо сердиться благочинный. – Даже если волышовский храм передадут церкви…

- Он уже передан!

-... вы понимаете, какие это большие затраты, какие трудности!

Вы, мол, представляете, сколько придётся платить за свет в этом храме, за коммунальные услуги, за ремонты?! Это вам не город, напомнил священник, а деревня. Тут церковная община столько средств не соберёт, чтобы содержать такое большое помещение.

На это из толпы вышел пожилой мужчина и сказал:

- Я вообще не понимаю, почему надо начинать именно с храма. Помолиться мы всегда успеем. Начинать надо вот с чего! (и махнул рукой в сторону наполовину уничтоженного прошлогодним пожаром графского дворца).

- Ну Ви-и-итя! Сейчас не об этом! – завздыхали женщины.

- Я вам объясню, почему надо начинать с храма. – горячо продолжил Игорь Лагунин. – Потому что у этого дома (он тоже показал на графский дворец) нет ни хозяина, ни пользователя. И никто пока не придумал, кто б это мог быть. А церковная община – это готовый пользователь. И под храм, который она берёт в управление, можно получить федеральные деньги. Просто так неизвестно кому никто деньги на реставрацию не выделит. Поэтому мы надеемся, что именно храм станет очагом возрождения усадьбы «Волышово». Ну с чего-то надо начинать!

- А говорят, что этот храм не подлежит восстановлению? – заволновались собравшиеся. И рассказали, что года два назад из Пскова в Волышово якобы приезжал некий архитектор и заявил, что проще новый храм построить.

Да уже даже проект реставрации волышовского храма готов, хоть он и не прошёл пока историко-культурную экспертизу, ответил им Игорь Лагунин. Автор проекта – архитектор Галина Тютюнникова.

А кто был инициатором письма на имя митрополита Псковского и Порховского Тихона, спросил благочинный.

- Мы, – сознались реставраторы. – Когда тут в прошлом году открылся первый волонтёрский лагерь, местные жители у нас то и дело спрашивали, когда будет отреставрирован храм. Вот мы их и подбили написать письмо. Начали собирать подписи…

- Сколько подписей собрали?

- 264.

И где эти 264 человека, почему на собрание не пришли, начал пенять жителям Волышова благочинный.

Те в свою очередь давай возмущаться: время неудобное, доярки и механизаторы ещё с работы не пришли, старикам и больным никак…

- Вот так всегда! – пожаловался священник. – Решается важный вопрос, а основной массы населения нету. Опять одни бабушки пришли…

- Почему?! В основном молодёжь пришла! – заспорили собравшиеся.

- Когда мы спрашиваем, кому нужен храм – всем! А когда храм открылся – приходит два человека, – продолжал ласково распекать жителей Волышова благочинный. – В Логвино тоже народ стеной стоял за храм, а сейчас знаете, сколько людей туда ходят? А почему? Я не буду отвечать на этот вопрос. (Вот это для меня было больно очень – про «магазин»). Я когда траву возле своего храма кошу, кто пришёл помог?

Но в Волышово же много людей приезжает, сказал кто-то из собравшихся. Туристы, например, в любом случае будут заходить в храм, а этих туристов в усадьбе летом – один автобус за другим.

К тому же в Санкт-Петербурге есть много влиятельных людей, которые переживают за судьбу усадьбы и наверняка захотят ей материально помочь – было бы на что конкретно жертвовать деньги, заметил Игорь Лагунин.

Вот пускай сперва пожертвуют. И «мы готовы принять от государства и потом тянуть».

«Нет, вы не подумайте, мы никого не отговариваем, - спохватился благочинный, - Мы просто объясняем, какие на этом пути возникнут трудности».

И в который раз спросил, почему жители Волышова всё-таки не хотят ездить на службы в Логовино («это ж три километра всего, туда маршрутка ходит каждые полчаса!»).

И предупредил, что «много средств» мы на храм в Волышове, «поверьте», не соберём: ну попросим в соцсетях, «ну у колхоза вашего попросим, дай Бог»

Собравшиеся, по его выражению, продолжали «стоять стеной».

Подавай им храм в Волышове – и всё тут. (Интересно, что почти полтора века назад волышовская знать вот точно так же выспаривала себе у епархии собственный храм: дескать, в другие далеко ездить, случись свечку поставить –  не доскачешься…)

«Ну раз вы хотите, то будем решать». Только, мол, учтите, что все «тягОты» потом придётся нести вместе, сдался батюшка.

И потребовал, чтобы жители Волышова немедленно выбрали «актив».

Все хотели, чтоб председателем церковной общины стала пенсионерка Любовь Андреевна («она у нас деловая»), но та почему-то смутилась и сказала, что не справится.

«Вздумали мыться, когда суббота прошла», – ворчала она чуть раньше, глядя на барский дворец.

В конце концов держать связь с епархией вызвалась молодая и красивая Алёна («в крещении Елена») Ребезова, которая хоть и живёт не в родном Волышове, а в Ленинградской области, постоянно приезжает на родину и в курсе всех дел (она, кстати, модерирует группу «Усадьба графа С.А. Строганова Волышово» «ВКонтакте»).

Пока выбирали, кто будет в общине за старшего, одна женщина заплакала. «Ну чего ты, Петровна?!», – стали утешать её односельчане. – «Сгоревшего дворца жалко!»

«Смотришь на это – и слеза наворачивается, – наконец-то растрогался и благочинный. – Мы все хотим, чтобы здесь было такое же благолепие, что и когда-то ДО революции. Что мы можем для этого сделать? Наладить здесь какую-то жизнь… Богослужебную. И верить, что всё это при нашей жизни восстановится, а не развалится окончательно. Но это не нам решать».

И напоследок пожурил жителей Волышова, что деревня вымирает и по их вине тоже: дескать, работать разучились, скот держать ленятся… на службу в логовинскую церковь – и то им далеко ездить.

Ну-ка, мол, поднимите руки, кто хотя бы раз в год принимал святое причастие?

Поднялось от силы десять рук.

- Вот видите, а вы должны молиться в храме, службы посещать…

- Мне не нужен храм, чтобы молиться, я хоть в поле помолюсь! – заспорила с батюшкой одна дерзкая пенсионерка.

А дядя Витя (но не этот, а тот, который говорил, что помолиться мы всегда успеем, и предлагал начать с графского дворца) ещё раз махнул рукой и пошёл прочь, не дожидаясь окончания схода.

Ольга Миронович.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру