Машиноместо пусто не бывает: как решается проблема с парковками в Пскове

«Я каждого клиента в лицо знаю. Куда они теперь пойдут?» - расстраивается охранник платной автостоянки, расположенной на улице Рокоссовского, 1В. Недавно стало известно о том, что стоянка прекратит свое существование. А значит, перед 130 псковичами, постоянно оставлявшими здесь авто, возникнет проблема: где парковаться - на газоне или «в подъезд»? И такая проблема ежедневно стоит перед десятками тысяч других горожан.

Машиноместо пусто не бывает: как решается проблема с парковками в Пскове

Ходатайство

Впрочем, прежде чем проблема возникнет, горожане решили побороться за «место под солнцем». На сайте губернатор60.рф за несколько дней появилось сразу три обращения к главе области с просьбой содействовать сохранению платной парковки. «В нашем 10 микрорайоне вышеуказанная автостоянка является очень востребованной и необходимой, так как и без того все дворовые территории, в том числе зеленые зоны и детские площадки, заставленные транспортными средствами, окажутся полностью «захвачены» хаотичными автостоянками, что приведет за собой напряженность в обществе, в связи со скоплением автотранспорта в придворовых территориях», - пишет, в частности, Сергей Городнов.

Один из авторов считает, что стоянка «помешала» ГП «Псковпассажиравтотранс», которое планирует расширить автобусную стоянку. А другие уверены, что после закрытия парковки этот участок опустеет - как множество других завеличенских парковок. Например, на пересечении Рижского и Рокоссовского (за кафе «Березка») или на улице Западной, 30А (кстати, судя по кадастровой картой, назначение этих участков по-прежнему - «для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства»).  

Принсткрин кадастровой карты - парковка на Рижском, 92А

По одной из жалоб уже появился комментарий председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Бориса Елкина. По словам чиновника, земельный участок, где расположена парковка, находится в собственности Псковской области и начиная с 2013 года передан ГППО «Псковавтотранс» в аренду на 49 лет для размещения на нем площадки для стоянки городского пассажирского транспорта.

«В рамках рассмотрения Арбитражным судом Псковской области иска ГППО «Псковавтотранс» к ИП Харченко (владелец существующей стоянки) установлено, что использование данного земельного участка под стоянку автомобилей и сопутствующее извлечение прибыли ИП Харченко является незаконным. На основании изложенного существующая стоянка подлежит ликвидации», - резюмирует Борис Елкин.

Не совсем понятно, на каком основании частная парковка разместилась на землях муниципалитета и почему вопрос с парковкой оставался открытым в течение шести лет.

Ситуацию прояснил первый заместитель генерального директора ГППО «Псковавтотранс» Алексей Семёнов. По его словам, данный земельный участок относится к непрофильным активам предприятия, использовать его ГППО никак не может, но за использование платит. Когда участок передавали в аренду «Псковавтотрансу», стоянка там уже была. Предприятие обратилось в комитет по имуществу Псковской области с просьбой о возврате участка в пользование собственника, то бишь региона. На этом этапе и возникла проблема с парковкой: вернуть можно только пустой участок, так сказать, в первозданном виде. Суды длились несколько лет, в итоге было принято решение: стоянка должна быть ликвидирована.

«Вопрос о дальнейшей судьбе стоянки надо решать с КУГИ, а не с нами, - подчеркнул Алексей Семенов. - КУГИ может объявить торги для предпринимателей на этот участок - под автостоянку, под что угодно. Или же ИП может попытаться узаконить свой бизнес. В любом случае ГППО - хозяйствующий субъект, не имеющий права сдавать участок в аренду. Землей распоряжаться мы не можем».

Казалось бы, частный спор двух хозяйствующих субъектов. На самом деле эта частная история - яркий маркер общей ситуации с парковочными местами в Пскове. Из-за стоянок в некоторых дворах войны разворачиваются страшнее и абсурднее, чем в гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Чем дальше в Псков - тем меньше места

Фото: Псковская Лента Новостей

В марте этого года стало известно, что Псковская область вошла в десятку регионов с наибольшим количеством автомобилей (по данным портала «За рулем»). На 1000 человек в нашем регионе числится 362 машины (для сравнения: в Санкт-Петербурге - 353 штуки). Все это богатство, конечно, надо куда-то девать. Гаражи есть не у всех, да и оставлять машину где-нибудь в Любятово, чтобы потом общественным транспортом добираться до Юности, например, тоже не айс.

В большинстве случаев горожане решают проблему стихийно - забивая автомобилями любой кусочек пространства перед домом. Неудобно всем, более того - опасно: машины скорой помощи и пожарных расчетов не могут подъехать к подъезду, дети и пожилые люди лишаются возможности спокойно отдыхать на придомовых площадках.

Самые передовые псковские дворы нашли цивилизованный способ решения проблемы, договорившись с домоуправлением об оборудовании стоянок на общедомовой территории - парковки включали в проект ремонта двора или же выгораживали от основной площади, засыпая гравием.

А что делает в этой сложной ситуации администрация города? По словам заместителя главы администрации Пскова Валентины Зубовой, в последние два года муниципалитет предпринимает меры по снижению остроты проблемы парковочных мест в Пскове. В частности, в нормативах, которые должен учитывать застройщик при проектировании многоквартирных домов, увеличены требования по количеству парковочных мест на одну квартиру (было 0,24, стало 0,7).

Сложнее приходится в тех районах города, где застройка давно сложилась, например, в центре. Здесь вопрос пытаются «снять» в ходе плановых реконструкций - как это было в случае с улицами Калинина и Свердлова, как это будет с Поземского и Фабрициуса. В рамках работ обустраивают дополнительные карманы для парковки транспорта. К слову, несмотря на распространенную практику взимания платы за парковку в исторических центрах ряда российских городов, псковская администрация не планирует перенимать опыт соседей и сохранит свободный доступ к общественным стоянкам.

Хорошо, раз существует проблема - почему бы бизнесу не взяться за ее решение? Вот же она - не занятая конкурентами ниша. Попытки наладить взаимовыгодное сотрудничество между городом и предпринимателем в вопросах организации автомобильных стоянок были. Например, в ноябре 2014 года Иван Цецерский, бывший тогда главой Пскова, заявил, что в 2015 году начнётся строительство первой многоярусной парковки на месте частных гаражей на пересечении улиц Кузбасской дивизии и Западной. Он заявил, что запущен процесс выделения участка и поиска инвестора. Но то ли участок так и не выделили, то ли инвестора так и не нашли - долгожданной современной парковкой Псков так и не обзавелся.

В разговоре с журналистом «МК в Пскове» Валентина Зубова напомнила, что платные автостоянки были популярны 15-20 лет назад. В настоящее время, по мнению муниципального чиновника, этот бизнес стал невыгодным. Чтобы открыть парковку, предприниматель должен соблюсти ряд требований, в том числе по оборудованию ливневки, по обеспечению участка электричеством, заключить договор на вывоз мусора. Нельзя просто так взять, огородить участок земли и назвать его стоянкой. По мнению Валентины Анатольевны, арендная плата, скорее всего, не покрывает расходов предпринимателя на открытие и дальнейшее содержание платной парковки. Причина проста: такие услуги не пользуются спросом, так как местные жители предпочитают парковаться во дворах.

Интересно, что, по данным на 2014 год, средняя себестоимость квадратного метра простейшего наземного паркинга с минимумом инженерных систем составляет около 17 тысяч рублей за квадратный метр и выше. Срок окупаемости такой стоянки в среднем – от 5 лет. 

Без контроля

Фото: Псковская Лента Новостей

По мнению активистов общественного движения «Убитые дороги Пскова», проблема парковок изначально связана не столько с их отсутствием, сколько с нежеланием городских властей осуществлять контроль в данной сфере.

Такие функции могла бы взять на себя так называемая «коммунальная полиция» - в России есть опыт создания таких структур. К примеру, в Ижевске такое подразделение создано в структуре мэрии. А в Пензе в 2014 году сократить численность сотрудников городской и районных администраций и создать за счет освободившихся людей отряды коммунальной полиции мэру города предлагал губернатор. Действуют такие структуры и в ряде европейских стран.

Предполагается, что «коммунальная полиция» может заниматься правонарушениями, которые не вошли в федеральный КоАП и закреплены в местном Кодексе. «Закон «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» носит формальный характер, несмотря на то, что там прописаны штрафы по всем статьям, в том числе предусмотрено наказание и за парковку на газоне, - говорит активист «Убитых дорог» Николай Мельков. - Но этот закон, во-первых, «криво» написан (что такое «зеленая зона»?), во-вторых, никто не контролирует его соблюдение. Чтобы не было правового нигилизма - надо следить, иначе ничего не добьемся».

«Я понимаю, что все хотят ехать домой, чуть ли не в подъезд, но надо все-таки сознавать, что есть какие-то правила поведения, - поясняет свою позицию Николай. - Нигде ведь не пройти: машины стоят на поворотах, на углах - не пройти пешеходам, мамочкам с колясками, пожилым людям. В том районе, где я живу, после 10 вечера на улицу лучше вообще не ходить, потому что пройти между машинами, не испачкавшись, практически невозможно».

Автовладельцы не думают о других людях и в том смысле, что паркуясь на газонах, они не только портят его, превращая в вечное месиво, но и после разносят эту грязь по тротуару, усложняя процесс уборки дворовых территорий.

Более-менее приемлемая ситуация с придомовыми парковками складывается в новых спальных районах. В центре - беда, здесь Николай полностью согласен с горадмином, отстаивая, правда, свою любимую идею: сердце города надо делать пешеходным - иначе получается «кавардак». Яркий пример - реконструкция улиц Калинина и Свердлова, при которой, по словам активиста-общественника, было допущено множество технических ошибок, включая установку знаков парковки.

Платные стоянки могут стать одним из позитивных способов решения проблемы нехватки парковочных мест в Пскове, считает Николай Мельков. Логика проста: размер штрафа за неправильную парковку составляет от 1000 до 1500 рублей. «Это один штраф, а паркуетесь вы каждый день, - говорит наш собеседник. - По сути за эти же деньги вы арендуете место на месяц».

К тому же, напоминает Николай, в ноябре прошлого года Судебная коллегия Верховного суда, разъяснила, что в гостевых карманах автомобиль можно парковать только на короткое время. Те же, кто оставляет автомобиль в гостевых карманах на длительный срок, нарушают действующие Санитарные правила. Это решение ставит парковку в гостевых карманах вне закона. В общем, возможность парковаться на платной стоянке могла бы стать гарантией не только целостности авто, но и сохранности дензнаков в наших кошельках.

***

Понять, что проблема с парковками в Пскове остра как никогда, легко: достаточно выглянуть в окно. Вот, например, мой двор: прямо сейчас так называемый газон (он у нас просторный, соток 15) пересекает наискосок внедорожник. Под одной из березок паркуется мужичок. Вру - три мужичка. У каждого уже годами «накатан» свой подъезд к месту стоянки. У двери в подъезд, ровно посеред входа, красуется черный джип («а где мне еще парковаться, по твоему мнению?» - перл от владельца джипа).

А что видите вы? И еще интересно - какие пейзажи псковских дворов и улиц увидим мы с вами лет эдак через десять? Сбудется ли мечта нового главы города Елены Полонской о том, что ««Псков должен быть городом, в котором хочется жить: гостеприимным, уютным и комфортным, в первую очередь для проживания псковичей»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру