Не старайтесь быть идеальными: псковская многодетная мама на карантине

Вопрос «а нельзя было закрыть детей в школе на три недели? Зачем дома-то?», облетевший родительские чаты Пскова на прошлой неделе, стал выражением целой гаммы эмоций. От грусти и печали до обиды и чувства бессилия. «Мой засел в ноутбуке! - сетует одна псковская мама, «Моего не заставить книгу прочитать!" - расстраивается другая, «Не домашнее обучение, а какое-то мучение!» - констатирует третья. А представьте, если ребенок не один, а, допустим, трое?

Не старайтесь быть идеальными: псковская многодетная мама на карантине

Многодетной семья Петуховых стала год назад: к 12-летнему Кириллу и 9-летнему Артему прибавилась малышка-улыбашка Полина. Мама Лариса поделилась с «МК в Пскове» своими впечатлениями о том, каково это - сидеть в карантине с тремя разновозрастными непоседами? Сразу оговоримся: бабушек, гувернанток и теть в этой семье нет - Лариса со всем справляется сама.

О внимании

- Я не могу сказать, что с кем-то сложнее, с кем-то легче. Все дети требуют внимания, но каждый по-своему.

Полина совсем малышка, ей нужно постоянное внимание и мое присутствие рядом. Иногда для нее достаточно, чтобы я была в ее поле зрения, говорила с нею, улыбалась. Таким образом я выигрываю время и могу делать несколько дел одновременно. Ее внимание можно увлечь новыми бытовыми вещами, такими как ложки – поварешки и т.д., или новыми игрушками. Маленькие дети с любопытством изучают новые предметы некоторое время. Им интересно все. Так вот, пока Полина «изучает» и играет, я успеваю выполнить много мелких дел: готовить, заложить грязную посуду в посудомоечную машину, разложить чистую по местам, сделать уборку, полить цветы. Делая свои домашние дела, время от времени отвлекаюсь на дочку, говорю ей что-то, могу покружить ее, предложить новый предмет изучения. Со стороны все это выглядит, как будто мама порхает хаотично по дому, а тем временем дела выполняются, дом становится чище и уютнее, на плите готовится обед.

Кирилл и Артем - взрослые и не требуют столь пристального внимания.

О дистанционном обучении

На данный момент мною усвоены две вещи. Первая: мы живем в быстро меняющемся мире, постоянным он уже не будет никогда. И чем быстрее мы поймем это, научимся внутренне принимать изменчивость мира, а не испытывать от нее стресс, тем проще нам будет жить дальше.

Вторая: виртуальность давно прочно вошла в нашу жизнь, Интернет поделил наш мир, который мы видим, слышим, чувствуем, на два пространства: реальное и виртуальное. И оба эти мира прекрасны! Теперь мы можем иметь друзей рядом, реальных, и общаться по интересам с виртуальными друзьями, живущими где-нибудь далеко, в другом городе, в другой стране. Мы можем пойти на экскурсию в музей, можем совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу, например. Можем пойти в кинотеатр, а можем и остаться дома и посмотреть кино он-лайн. Это же чудесно!

Когда я усвоила две эти вещи, дистанционное обучение показалось мне чем-то новым, современным, прогрессивным, идущим в ногу со временем, чем-то, что кардинально изменит нашу жизнь, ее качество. Дистанционное обучение позволяет детям продуктивнее планировать свой день, больше отдыхать, больше заниматься любимыми делами. Самостоятельно к дистанционному обучению люди пришли бы не скоро, но в сегодняшних условиях, когда не было другого выхода, мы вынуждены были его применить.

Конечно, дистанционное обучение требует больше родительского внимания и контроля. Родители должны обладать еще большим, чем при классическом обучении, внутренним ресурсом, чтобы помогать ребенку, а не снисходить до криков и угроз. А еще под вопросом, как скажется качество образования, что зависит в том числе от продолжительности этого периода.

Школы максимально старательно подошли к организации обучения дистанционно. Они проводят вебинары для родителей и учеников по организационным вопросам. Учителя стараются поддерживать учеников, стараются организовать обучение максимально доступно и понятно. Хотелось бы от учителей увидеть в большей степени не указания на то, что и где прочитать, а записанные видеоуроки, в которых информация объясняется самими же учителями доступным, понятным языком, кратко, лаконично, без отвлеченных тем. Конечно, всем непросто. Все учатся, все привыкают, все набираются опыта.

О самых маленьких

У малышки в этом возрасте потребностей не так много: питание, памперсы и мамина любовь. Пока в магазинах все есть, всего предостаточно. В период карантина за покупками отправляется папа, сейчас не время совместных походов по магазинам. Ну а маминой любви у Полины предостаточно!

О режиме дня

Мы стараемся придерживаться режима. Поднимаемся около восьми часов утра. Далее до девяти часов утренняя прогулка, пробежка или велосипеды, кому как нравится. Например, у меня, прогулка с утяжелением в виде Полины, десять килограммов все-таки…Мальчики чаще выбирают велосипеды) Такие прогулки позволительны для нас, так как мы живем в своем доме в деревне, и гуляющих на наших улицах очень мало.

Далее время семейного завтрака. В условиях карантина это время стало более продолжительным и приятным.

Потом наступает время обучения. Мальчики делают уроки, сделанные уроки несут мне на проверку. Устные задания читают и рассказывают, пока я готовлю обед.

Если уроки сделаны, то снова отправляю их на прогулку.

Каждый день объявляю им несколько поручений, которые они должны сделать в течение дня. Цель – научить их самостоятельно распределять свое время, чтобы успевать учиться, гулять, выполнять домашние дела, и, самое главное, заниматься любимыми делами.

О гаджетах

Дети сидят в гаджетах долго по двум причинам. Первая – интерес и времяпрепровождение, ведь там особый мир, там весело и круто. Вторая причина – самореализация. Когда в реальной жизни не хватает ощущений, ничего нельзя, за все ругают, критикуют, в том числе и в школе, ведь некоторые учителя избирают политику унижения и критики детей, ребенок ищет эти самые ощущения в виртуальном мире, где он может быть смелым, сильным, проходить испытания и трудности. Эти причины зависания в гаджетах опасны тем, что в скором времени, ребенок может заменить нереализованный реальный мир на виртуальный, и стать интернет-зависимым.

Поэтому жизнь должна быть реальной. Мальчикам нужны испытания и трудности. Любые трудности, кроме унижения, закаляют их, делают лучше.

Стараемся с детьми договариваться, сколько по времени они играют в смартфоне. Если договоренность достигнута, но не выполняется, то далее следуют предупреждения и отъем телефона. К сожалению, иногда приходится проявлять родительскую настойчивость и деспотизм. В вопросах безопасности и здоровья они незаменимы.

Об усталости

Иногда есть ощущение, что «голова кругом». Иногда есть ощущение, что руки опускаются и все бессмысленно. Но я понимаю, что это часть воспитательного процесса. Дети – люди, которые растут, развиваются, учатся, выражают свои эмоции, в том числе негативные, отстаивают свои интересы. Они не ведут себя идеально. Они же не искусственные, а живые.

В моменты, когда внутренние мамины ресурсы почти исчерпаны, я им об этом говорю. Говорю, что сержусь, что устала, что сейчас начну ругаться. Я же тоже человек. Я тоже не идеальна. Я предупреждаю. И в этот момент, они начинают беречь и меня и себя. Самое главное для них, чтобы мама была веселой, улыбчивой, довольной, счастливой. Тогда и все в семье будет хорошо.

А напоследок Лариса поделилась своими советами с мамами:

- Говорите детям то, что чувствуете сейчас. Проговаривайте свои чувства. Мы все не идеальны. Тогда и ваши дети научатся быть честными сами с собой, чувствовать другого человека, не бояться своих чувств, не бояться быть самим собой, принимать мир таким, какой он есть. Чувства – наши помощники, они указывают на то, что нам делать и что лучше для нас.

- Дорогие мамы, берегите свой внутренний ресурс. В нем нуждаются все ваши домашние и родные. Если вы отдаете больше, чем получаете, то вы исчерпаетесь. И тогда не сможете сделать ничего, кроме крика. Восполнять ресурс можно различными способами: общение с приятными вам людьми, занятие любимым делом, прогулки, смена обстановки, просмотр фильма, чтение книги и многое другое. Бросьте все, залезьте в горячую ванну, пусть обед не приготовлен еще, вы все наверстаете, как только восстановите свой внутренний баланс.

- Не старайтесь быть «идеальными» «хорошими» мамами, контролирующими все и везде. Это всего лишь комплексы «хороших девочек», которые задержались в своем детстве и до сих пор доказывают своим мамам, что они «хорошие», что они все могут. Нужно максимально стараться и стремиться к лучшему, но все мы не проконтролируем, мы не боги.

- Часть вещей, которые мы пытаемся контролировать, можно доверить нашим детям. Они очень мудрые и умные у нас. Они могут это сделать сами. Они сами могут завязать шнурки в шестом классе (и такое я тоже видела!) и не только это. Будем им доверять. Будущим мужчинам нужна любовь-доверие. Делайте все дела с девочками вместе. Девочкам нужна любовь-забота.

- Доверяйте своему мужу, не стоит думать, что он все сделает не так. Он все умеет, поверьте. Внешние обстоятельства мы тоже не сможем сделать такими, какими хотим их видеть. Доверимся жизни! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру