Из Петербурга в псковскую глубинку: За что в регионе не любят деловых и активных

Из Петербурга в псковскую глубинку: За что  в регионе не любят деловых и активных
Фото героя публикации. Вот они, ягодные плантации до самого горизонта

Пустошка – небольшой город в 200 км от Пскова. Пять лет назад в окрестностях этого населённого пункта одна за одной стали появляться ягодные плантации. Их владелец, Алексей Травин, в прошлом 20 лет проработавший оперативником в петербургском убойном отделе, вышел на пенсию и переехал в псковскую глубинку.

Сейчас его компания с романтичным названием «Озёрный край» занимает площадь в 700 га, а сам Алексей Александрович является крупнейшим плантатором СЗФО и поставляет свой товар в города-миллионники.

В рамках проекта «Сельская жизнь» «МК в Пскове» расскажет подробнее об особенностях псковского сельхозбизнеса. О палках, которые местные жители и районная власть вставляют в колёса, и перспективах, а ещё о том, почему в Псковской области не любят деловых и активных – со слов руководителя компании «Озёрный край» Алексея Травина.

«МК в Пскове» продолжает проект «Сельская жизнь»

– Почему вы решили заниматься сельским хозяйством?

– Я пенсионер МВД, а мама у меня родом из этих мест. Выйдя на пенсию, решил заняться чем-то полезным. Вот так потихоньку купил землю в Пустошкинском районе, потом ещё и ещё. Сейчас мы выращиваем ягоду под механическую уборку. То есть ягоды, которые будут собирать комбайны. В настоящий момент мы являемся на Северо-Западе самыми крупными плантаторами. Пока не самые крупные производители ягод, потому, что всё только растёт. Но через год-два будем ещё и крупнейшими производителями.

– Какие культуры вы выращиваете, и насколько большие площади имеет ваше хозяйство?

– В настоящий момент у нас 165 га ягодных плантаций. Это чёрная смородина, жимолость, арония. Плюс ещё у нас поставлен большой парник для зелёного черенкования, плюс свои маточные насаждения. Общий земельный банк составляет где-то в районе 700 га в Пустошкинском районе.

В том году у нас был сигнальный урожай. Ожидали в этом году большой урожай смородины. Но, к сожалению, возвратные заморозки практически убили ягоду. Я даже комбайн не выгонял… Но зато плантации хорошо пошли в рост. В следующем году ожидаем полный урожай по смородине (там гектаров 40) и по аронии (гектаров 15-20). Мы первые, кто посадил на северо-западе жимолость. У нас её 10 га. И дальше не будем останавливаться. У нас будет порядка 40 га жимолости. Ну и потом ещё будем высаживать и красную смородину, и крыжовник, и иргу. И это всё сорта под мехуборку.

Здесь и далее фото героя публикации. Сочная, сладкая, вкусная арония, выросшая под Пустошкой

В следующем году, при самом плохом раскладе, планируем собрать 80 тонн минимум чёрной смородины.

– Жимолость и арония – культуры не совсем привычные для массового потребления и для жителей Псковской области. Почему именно такой выбор?

– Выбор этих ягод основывается только на том, что мне нужно создавать ягодный конвейер, чтобы у меня тот же комбайн начинал работать с начала июля и до конца сентября. А не только ходил бы по чёрной смородине. То есть я буду высаживать те культуры, которые плодоносят одна за другой. Это во-первых. Во-вторых, есть особенности погоды, например, возвратные заморозки, которые могут уничтожить урожай одной культуры и сохранить второй. Так что не надо все яйца в одну корзину складывать.

Пересадка саженцев инвитро жимолости на акклиматизацию в кассеты в парник с туманообразующей установкой

– А куда поставляете выращенные ягоды?

– Ягодный рынок практически пустой, особенно на Северо-Западе. А если ещё смотреть на то, что в 500 километрах у нас Москва под 15 миллионов жителей, Питер под 7 миллионов... Жители мегаполисов, как правило, стараются следить за своим здоровьем и стараются покупать в первую очередь свежие ягоды. Так что поставляем товар в Москву и Санкт-Петербург. У нас есть контракт с крупной международной фирмой, которая поставляет нашу ягоду в сетевые магазины.

– Псковский климат и экология, на ваш взгляд, мешают или помогают фермерам-растениеводам?

– Я не могут сказать, что мешают или помогаею. Чёрная смородина, игра и арония здесь прекрасно себя чувствуют. А если им помогать, можно очень хорошие урожаи снимать.

Красную смородину и крыжовник сажали ещё осенью

– А как обстоят дела с представителями власти? Они оказывают какую-то помощь?

– У нас было трудное вхождение в контакт с областными властями. Они не понимали, зачем смородину здесь сажать. Это продолжалось в течение двух лет. Ну а потом ситуация выровнялась, и мы практически все рабочие вопросы решаем по телефону. Мы получаем субсидии на закладку и на уход.

Что же касается районных властей, у нас тут случилась странная немножко ситуация. Год назад у нас в районе сменилась власть, главой стала Василькова Светлана Романовна. Решение, которое она приняла, ни к закону, ни к здравому смыслу не имеет никакого отношения. Я хотел приобрести в собственность 13 га неиспользуемой земли рядом со своими ангарами в Пустошке. 30% этой земли занимает болото, часть – канавы и «неудобья», где в своё время паслись коровы. Эта земля относится к городу и у меня возникла вот какая проблема: в связи с тем, что земля имеет статус зоны промышленного производства (хотя заводов и фабрик там никогда не было), мне отказались её продать. Не принесло плодов и моё предложение собрать депутатов и их голосованием поменять целевое назначение земли, чтобы я мог, как сельхозпроизводитель, купить её. И это при том, что никаких других перспектив, кроме как дальше зарастать, у этого участка нет! Там я планировал поставить питомник районированных сортов смородины и всего остального. Потому что у нас на Северо-Западе в настоящее время промышленных питомников нет. Мы практически 90% посадочного материала покупаем в Белоруссии! Я не понял эту женщину. Ладно бы, у Пустошки не было земли и на этот участок собиралась очередь из инвесторов… Но ведь это совсем не так!

Этим летом на территории компании появился парник для зелёного черенкования

– Действительно, странная ситуация. С какими ещё проблемами пришлось столкнуться?

– Здесь жители бедные, гордые и завистливые. Вот это проблема. Мы поставили часовенку, на третий или на четвёртый день обнаружили бумажку с надписью: «Ещё раз откроете – мы её сожжём». Вот как это можно объяснить? Кому часовня помешала? Не объясните никак! Или ещё случай: нанял механизатора, чтобы распахивать купленные мною поля, так мне в топливный бак трактора насыпали сахара. Там он карамелизировался. Тысяч 50 мне пришлось заплатить, чтобы отремонтировать. Или разбили мне в машине стекло боковое. Смысл? Я живу, я работаю, я никого не трогаю! Езжу по полям, плачу зарплату людям исправно. Такое ощущение, что скупив 700 га и вбухав сюда минимум 30 миллионов рублей, я одумаюсь, брошу всё и куда-то убегу! Бред!

Поле чёрной смородины у деревни Лешно

А недавно вообще была история странная и даже страшная. Около моего парника, в котором растут саженцы, есть зелёная зона. Там сосед выпасает свою лошадь. Мне не жалко! Так кто-то взял её чем-то пырнул в живот и ударил по коленке (подумали, может, что моя). Живот у лошади зажил, колено распухло – она не может ходить. Вот что это было? Какая-то злоба внутренняя и гадость. Такие уж тут люди.

На территории «Озёрного края» есть и собственная пасека

– Надеемся, сложности вас не испугают. Планы по расширению у вас есть?

– Мы планируем расширять посадки. За счёт маточных насаждений и за счёт организации своего питомника. И следующий этап у нас будет - переработка. В настоящий момент мы находимся в процессе создания сушильного цеха, где будем сушить ягоды наши, ягоды дикорастущие (те, что будем скупать у населения), например, клюкву и бруснику, грибы, яблоки и, может быть, даже травы. Планируем, что цех будет работать круглый год. В сезон будем сушить ягоды и грибы. Зимой, в несколько меньших объемах, скупать у населения и сушить чагу. Ну и плюс будем расширять свои плантации. На следующем этапе, если найдём инвестора, планируем производить варенье, джемы, соки прямого отжима, мармелад, пастила. В мыслях у меня полный цикл производства. Но пока я к этому не готов.

Сельхозпроизводитель создаёт самоходный рядный ягодоуборочный комбайн

Я заинтересован в том, чтобы в Псковской области создавать какие-то межрайонные центры по хранению и первичной переработке ягод и фруктов. Пустошка в этом отношении очень правильно логистически стоит.

В Псковскую область, на родину отцов и матерей, на свою малую родину, возвращаются. Здесь хотят жить и работать. Это не может не радовать. Как и то, что в районах одна за другой возникают не только государственные инициативы по развитию и сохранению сельских территорий, но и частные. И кстати, порой, последние оказываются не менее эффективными и значимыми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру