Да катись ты – как 100 лет назад ездили псковские велосипедисты

Да катись ты – как 100 лет назад ездили псковские велосипедисты
Фото: Государственный архив Псковской области. Кахановский бульвар - ныне Октябрьский проспект, одна из самых оживлённых улиц Пскова

Велосипед – не просто средство передвижения. Это почти стиль жизни. Правила поведения на дороге для владельцев «железных коней» сейчас чётко прописаны, хотя и возникают в Пскове трения на этот счет. Но ещё век назад в некоторых городах, в частности в вольнолюбивом Пскове, устанавливали другие порядки.

Итак, какими же правилами передвижения на «железных конях» были в прошлом столетии? Вы удивитесь, но в документах XX века появляются совершенно неожиданные ограничения. Например, такое: не кататься группами более трёх человек. Но почему? Подробностями с «МК в Пскове» поделились в Государственном архиве Псковской области.

Билет на велосипед

Порядок езды на велосипедах по Пскову депутаты Псковской городской думы утвердили в 1902 году. Во-первых, по новым правилам, прокатиться на велосипеде по улицам и паркам города могли лишь те, кто получил специальный билет, а в придачу к нему два номерных знака.

«Каждый, получивший билет на право езды на велосипеде, снабжается городской управой 2-мя номерными знаками, из которых один прикрепляется к задней вилке, а другой к передней. Знаки эти должны быть всегда на виду. Загибать их края воспрещается. Кроме того, он обязан иметь при велосипеде звонок и фонарь, который с наступлением сумерек обязательно должен быть зажигаем», - гласил текст документа.

Фото: Государственный архив Псковской области

Но вот незадача: даже если и вы, и ваши приятели получали «велосипедные» билеты и номера, а после выполнили все остальные требования, мечтать о весёлой поездке всей гурьбой через город, скажем на речку или в парк, не приходилось. На «железных конях» в начале XX века запрещалось передвигаться группами более трёх человек.

Вот вам и семейная поездка

Не так-то просто всё складывалось и для парочки, ну, или супругов, решивших прокатиться на велосипедах. Правила поведения для них депутаты в 1902 году Псковской городской думы перечислили отдельно.

Текст документа гласит: «При совместной езде велосипедистам отнюдь не разрешается ехать рядом; они должны следовать друг за другом на расстоянии не менее 2 саженей и группами не более 3 человек».

Фото: Государственный архив Псковской области. В наши дни улица на фото - это пересечение Октябрьского проспекта и улицы Некрасова.

Ко всему прочему, обладателям велосипедов в начале XX века запрещалось ездить  по тротуарам. Передвигаться они могли исключительно по проезжей части.

Но и при соблюдении всех этих правил полиция могла запретить пользоваться велосипедом. Причин на то могло быть несколько: движение по городу высочайших особ, крестный ход с иконами и хоругвиями и шествие других больших процессий и, наконец, как бы мы сказали сейчас, массовое мероприятие, – большое скопление экипажей и публики.

Фото: Государственный архив Псковской области

Вот такие правила существовали в прошлом столетии.

Конечно, сейчас, когда в городах стало больше транспортных средств, и легковых, и грузовых, список правил увеличился. Прокатиться теперь можно и компанией и даже устроить массовую велогонку (ну, разумеется, только когда коронавирус отступит).

Почему же век назад правила были так строги? Возможно потому, что в России велосипеды стали появляться лишь во второй половине XIX века. Да и то, первым делом в Петербурге. Пока лавина «железных коней» хлынула в губернский Псков, пока в нём привыкли к велосипедам и научились с ними обращаться… Впрочем, это уже совсем другая история, которая продолжается и сейчас.