Как псковичи на Масленицу старых дев жгли: жутковатые традиции наших предков

Зачем ходили на кладбище и вредили старикам

На Руси говорили: «Масленица семь дней гуляет». У каждого дня масленичной недели было своё особое название и свои ритуалы. Понедельник назывался «Встречей», вторник – «Заигрышем», среда именовалась «Лакомкой», а четверг «Разгуляем». Самая интересная часть праздника для наших предков начиналась именно с четверга – с Широкой Масленицы. О работе на предстоящие дни забывали, а отсиживаться дома и не участвовать в гуляниях считалось плохим знаком.

Зачем ходили на кладбище и вредили старикам
Для каждого дня масленичной недели на Руси существовали свои традиции. Семен Кожин «Масленица. Проводы», Россия, XVII век

Как же развлекались на Руси? Некоторые традиции, например, кулачные бои и покорение масленичного столба до нас дошли практически без изменений. А вот другие исчезли. Впрочем, это и к лучшему, ведь некоторые из обязательных ритуалов прошлого наводят ужас на современного человека.

Зачем на Масленицу кроме чучела в Псковской области жгли «старых дев»? С какой целью ходили на кладбище? И для чего вредили старикам? Об этом «МК в Пскове» рассказала главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки Мария Польская.

Про значение и обряды первых масленичных дней мы уже рассказывали ранее. Пришло время уделить внимание самым ярким дням праздника – Широкой Масленице, времени, когда гуляния устраивались без каких-либо ограничений.

День пятый – «Тёщины вечерки» или «Посиделки»

В пятницу в дом к зятю приходила тёща. К этому визиту семья готовилась основательно: накануне проводилась уборка, утром пеклись свежие блины, доставалась сметана, сыр, снеток, варились яйца. Принять тещу полагалось со всеми почестями. Ведь приходила тёща не одна, с собой она приводила подруг. Цель у этой кампании была очень важная: тёща хвасталась перед подругами зятем и хозяйственной умницей-дочкой.

Апофеозом Масленицы было воскресенье. Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица»

День шестой – «Золовкины посиделки»

В предпоследний день масленичной недели невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, рассказывали о своей жизни, интересовались новостями. Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот.

Всех гостей в этот день полагалось угощать блинами и одаривать подарками. Это считалось доброй приметой и проявлением расположения к семье и хозяйке дома.

В этот день девушки гадали. «Например, так гадали на замужество: клали на голову блин и подходили соседям под дверь, слушали, что там говорят. Если в разговоре услышат «иди» – значит выйдет замуж, если «сядь, сиди» – не выйдет на этот год. Девушки пекли блины и ходили с ними, предлагая взять. У взявшего спрашивали фамилию – такой будет и фамилия будущего мужа», - рассказывает библиотекарь Псковской областной библиотеки Мария Польская.

День седьмой – «Проводы» или «Прощённое воскресенье»

Апофеозом Масленицы было воскресенье. Этот день начинался со сборов по дворам старой соломы, тряпок, лоскутков и ненужных вещей. Занимались этим дети. Они же складывали свою «добычу» в специальном месте. По словам специалистов, как правило, это было на берегу реки, на льду озера, за околицей в поле, на горке, на перекрестках дорог, а порой и на могильниках.

Жгли чучело с песнями и хороводами. Детям полагалось вырывать горящую солому и подбрасывать её в воздух. «Уничтожение мифического существа, которое изображало чучело Масленицы, происходило с целью способствовать плодородию земли и всего живого. Смех и веселье, сопровождавшие обряд, имели магический характер: они способствовали усилению производительных сил природы: урожаю хлебов, трав, плодов. Чучело, сгорая, возвращало эту силу земле, это обряд уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть ради будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил», - объясняет Мария Польская.

Чучело жгли всегда с хороводами и песнями. Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица»

После костра народ всё с теми же песнями расходился по домам. Напоследок полагалось просить прощения за все причинённые обиды и кланяться в ноги. А обижаться ведь было на что! У наших предков, рассказывает главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы, бытовали несколько «диковатые» по сегодняшним меркам масленичные традиции. Вот некоторые из элементов праздника, без которых жители Псковской области не представляли Масленицу:

I. Воровство невест

Свадьбы на Руси было принято играть до начала масленичной недели. Эти семь дней перед началом Великого поста церковь называла также Мясопустной неделей, последней подготовительной перед постом. В это время запрещалось есть мясо и венчаться. Тот, кто не успел сыграть свадьбу до Масленицы, теперь вынужден был ждать окончания поста (ориентировочно в конце весны). Терпеть так долго готовы были не все. Именно поэтому, пользуясь всеобщим весельем и ослаблением контроля, в масленичные дни парни воровали невест.

Делалось это в большинстве случаев на ярмарках. К нарядным девушкам подъезжали на санях, предлагая прокатиться, а после, сделав несколько кругов по деревне, завозили в дом и держали там до утра.

Невест воровали в основном на масленичных ярмарках. Николай Фетисов «Широкая Масленица», 1990 год

Девушка, проведшая ночь в чудом доме, считалась «порченой». Замуж таких не брали.

II. Кулачные бои и поножовщина

С четверга по воскресенье в городах и больших сёлах проводили масленичные ярмарки. На них парни часто намеренно устраивали драки. Для того, чтобы задеть соперника, собирались по нескольку человек, ходили рядами – навстречу друг другу, кругами, сходились «к драке», пели под гармонь и балалайку вызывающие частушки и «озорные песни». Делалось это ради потехи и ради самоутверждения в глазах односельчан. Такие массовые драки могли происходить на кулаках, не запрещалось использовать ножи и палки. Никаких правил для масленичных драк не существовало. Так что зачастую они просто превращались в свалку.

Драки были неотъемлемой частью праздника. Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица»

III. Походы на кладбище

В масленичные дни полагалось не только развлекаться самому, но и отдавать дань памяти предкам. Обязательным в субботу или воскресенье считался поход на кладбище. Более того, ещё в первый день Масленицы пекли первый блин, а затем оставляли его для того, чтобы положить на могилу своих предков. Существовали, впрочем, и другие ритуалы – на масленичной неделе после каждой вечерней трапезы полагалось не убирать со стола остатки ужина и посуду, а оставлять всё это на ночь. Наши предки считали, что границы между мирами на Масленицу стираются, на землю приходят умершие родственники. Так что остатки пищи оставляли «родителям поесть».

IV. Вредительство старикам

Во время празднования Масленицы широко распространено на Руси было так называемое «ритуальное бесчинство». Считалось, что чем больше неудобств и мелких проблем перенесёт за семь дней человек, тем счастливее он будет жить после праздников.

Вот почему на масленичной неделе полагалось вредить и «озоровать». Причём объектом такой вот специфической «заботы» становились в основном старики. Парни подпирали двери в их домах, выпускали птицу или скот из хлева, могли затащить во двор чужую лодку или закинуть борону на крышу дома.

Воскресным вечером полагалось просить прощение. Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица»

V. Сожжение «старых дев»

В последний день Масленицы наши предки сжигали не только чучело, но и нерабочий хозяйственный инвентарь, а ещё оставшуюся с прошлого года солому и очесы льна. Вместе с тем в масленичном огне сжигали «старых дев», тех, кто не смог выйти замуж до Масленицы.

Жители Палкинского района, например, говорили, что тех, «кто замуж не вышел, сожгут в Маслену». Это действо у молодёжи называлось «девок коптить» или «сжигать сидух». Делалось это так: в конце недели молодые люди собирались группками, пели обидные песенки для незамужних девушек и парней. А после, дразня тех, кто остался без пары, брали палки, поддевали на них пуки соломы, поджигали, как чучело и бегали по деревне, выкрикивая, например: «Это Настя замуж не вышла, Настя горит» или «Евгений не женился, мы его жжем!»

Словом, в наши дни часть масленичных традиций утратилась. Катания на лошадях, сожжение чучела, блины и масленичный столб никуда не делись, а вот вредительство, воровство, поножовщина и подобные им жутковатые развлечения наших предков теперь запрещены законом. Впрочем, оно и хорошо. Так и Масленицу отпразднуешь, и целым останешься.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру