Лунные человечки: как белые светофоры «навели суету» на дорогах Пскова

Для чего в Пскове появляются белые светофоры и при чём здесь Испания

Помните детское стихотворение: «Красный цвет – дороги нет. Желтый – будь готов к пути. А зеленый свет – кати!» Оно про сигналы светофора, тут всё предельно ясно. Но вот незадача: на днях псковские светофоры зажглись ещё одним новым светом, бело-лунным. И тут-то автомобилисты оказались сбиты с толку. Встал вопрос: что означают эти «белые человечки со стрелочками» на элементах дорожной сети? Какой от них толк? И как себя вести, если видишь такой сигнал?

«МК в Пскове» разобрался в вопросе.

Для чего в Пскове появляются белые светофоры и при чём здесь Испания
Новые бело-лунные секции светофоров появились на перекрёстке улицы Коммунальной и Рокоссовского

Псковские светофоры начали оборудовать дополнительными секциями с бело-лунными сигналами. Некоторые из них, например те, что установлены на перекрёстке улицы Коммунальной и Рокоссовского, уже заработали. И дело не в том, что в городе начали курсировать трамваи или рядом проложили железнодорожные пути [в этих случая также используются бело-лунные сигналы светофора – прим.ред.]. Мигающие секции на Завеличье ориентированы на простых автомобилистов. Они должны привлечь внимание водителей и обеспечить пешеходам более безопасное пересечение дороги. Правда, знают об этом не многие. Большинство просто проезжает как обычно.

«На днях я обратил внимание на странные значки с бегущими человечками и стрелочками. Сначала даже подумал, что это что-то к Новому году украсили, и проехал как обычно мимо… На второй день, проезжая по этому же перекрёстку, я интуитивным образом догадался, что речь идёт о пешеходах. Но значение этих странных белых человечков для меня осталось секретом до самого вечера. Когда домой приехал и поискал в интернете, понял, что это новые секции светофоров. И знаете, что я обо всём этом думаю? Да то, что можно ещё кроме этих белых значков ввести синие для пролетающих птиц, а ещё обязательно значки для велосипедистов, кротов и… Кто там ещё может внезапно возникнуть на дороге? А если серьёзно, я и без этих значков как-то догадывался раньше, что пешеходы могут выйти на дорогу и что их нужно будет пропустить!» - такое недовольное сообщение от одного из жителей района Завеличье получил «МК в Пскове» в начале недели.

Установка бело-лунных секций светофоров в Пскове продолжится

Мы решили разобраться, почему на городских светофорах вдруг стали появляться новые секции.

Новый ГОСТ – новые секции

Требование, согласно которому на светофорах следует устанавливать дополнительные секции бело-лунного цвета, регламентирует новый ГОСТ, вступивший в силу ещё в апреле 2020-го. В частности, ГОСТ Р 52289–2019 говорит о том, что новые секции нужны для перекрестков, где невозможно выделить отдельную фазу для пешеходов, и автомобильный поток пересекается с идущими по переходам людьми.

Авторы указанной инициативы изучили опыт европейских стран, в которых подобные бело-лунные секции уже применяются, и решили, что идеи иностранцев можно перенести и в Россию. На федеральном уровне сочли, что дополнительная светофорная секция увеличит пропускную способность участка, избавит дороги от пробок и обезопасит пешеходов, потому что будет дополнительно напоминать водителям о необходимости уступать им дорогу во время поворота.

По мнению авторов инициативы, новые секции должны обезопасить пешеходов и увеличить пропускную способность участка

Устанавливать дополнительные бело-лунные секции по всей территории РФ начали практически сразу:  в июле 2020-го, например, «светофоры с белыми человечками» заработали в Новосибирске; в августе 2020-го – в Челябинске, а в декабре того же года в Екатеринбурге. До Подмосковья новые секции добрались к июню 2021-го, до Омска – к августу, а до Якутии – к октябрю 2021 года.

О том, что подобную инициативу собирается перенять и Псков, в региональном центре заговорили в марте 2021-го. Решение было принято на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. Сообщалось, что бело-лунные секции на светофоры будут устанавливать в начале 2022-го, но получилось раньше. «Белые человечки» на светофорных объектах  зажглись в конце ноября 2021 года.

К этому нововведению жители регионального центра, к слову, отнеслись по-разному: одна часть обрадовалась тому, что Псков «наконец перенял европейский опыт», другая удивилась, обратив внимание на то, что в правилах дорожного движения и так есть пункт, требующий уступать дорогу пешеходам вне зависимости от того, регулируемый ли переход или нет. «Тот, кто соблюдает ПДД, пешеходов в любом случае пропустит, а кто плевать хотел на правила, тому хоть десять белых секций поставь», - написал, например, один из пользователей соцсети.

В Пскове подключены ещё не все бело-лунные секции светофоров

Наконец, третьи и вовсе отнеслись к инициативе негативно. В их числе оказался представитель региональной общественной организации «Убитые дороги» Николай Мельков.

«Безделушка на светофоре»

В беседе с корреспондентом «МК в Пскове» Николай Мельков отметил, что на комиссии по безопасности дорожного движения он выступал против установки секций с бело-лунными сигналами.

«Опыт установки бело-лунных секций светофоров был взят из южных стран, в частности, из Испании. Но нужно понимать, что там совершенно другое движение, совершенно другие стили езды, улицы. У нас же бело-лунные секции подключили на улице Коммунальной и Рокоссовского – стрелки на них указывают налево и направо. Водители вообще не понимают, что это всё значит. В утреннее время и в вечернее вообще не видно, что там и для чего. Для водителей это по сути очередная безделушка, висящая на светофоре. Если бы они ещё знали, сколько это всё стоит… Думаю, в этом случае многих водителей огорчил бы даже сам факт наличия этих секций», - высказал точку зрения представитель региональной общественной организации «Убитые дороги».

Активисты переживают: псковские водители привыкнут к бело-лунным секциям, как привыкли и к другим элементам. А значит, эффективность инициативы может свестись к нулю

Николай Мельков отметил, что на его взгляд, бело-лунные секции светофоров не смогут реально отразиться на уровне безопасности на дороге, а затем назвал эффективность этих секций «недостаточно доказанной». Кроме того, активист движения «Убитые дороги» сообщил, что, по его мнению, средства, выделенные на установку бело-лунных светофоров, следовало бы направить на обустройство островка безопасности, установку элементов, которые могли бы снизить скорость автомобилей или, например, на оборудование нормативного освещения.

«У нас в городе, по сути, нет ни одного пешеходного перехода, который нормативно освещался бы. И это при том, что есть требования к нормативному освещению от 1993 года – там чётко прописано, как это должно быть сделано. К исполнению они обязательны. Но сколько бы мы не выходили ни с ГИБДД, ни с другими органами, не смогли найти ни одного подходящего под эти требования перехода», - обратил внимание на ещё одну проблему псковских дорог Николай Мельков.

Бело-лунные секции хорошо зарекомендовали себя в Испании. Но как они покажут себя на псковских дорогах?

Более того, он высказал мнение о том, что мигание бело-лунных секций, напротив, отвлекает водителей. А тех, кто не знает, что означает эта секция светофора, и вовсе «вводит в ступор».

«Водители ко всему привыкают. Бело-лунные секции светофоров – считай, то же самое, что человечки, которых раньше выставляли у пешеходных переходов. Видя их, водители сначала притормаживали, а потом привыкли и стали проезжать [не сбавляя скорость – прим.ред.]. Эффективность их свелась к нулю. Здесь будет то же самое», – высказал опасения Николай Мельков.

Задача автомобилистов, увидевших бело-лунную секцию светофора - вспомнить о необходимости уступить дорогу пешеходам во время поворота

По примеру крупных городов

Между тем в городской администрации на установку секций «с белыми человечками» смотрят с позитивом. Зачем Пскову бело-лунные секции светофоров, в чем их плюс? На этот вопрос в ходе одного из прямых эфиров в Instagram-аккаунте ответил глава администрации Пскова Борис Елкин.

«Конечно же, любой элемент безопасности дорожного движения дополнительно помогает, информирует водителей или пешеходов о тех или иных опасностях, которые ожидают впереди. Мы все знаем, что, к сожалению, в городе происходит большое количество ДТП. В том числе очень сильно распространено ДТП с наездом на пешеходов. Поэтому в правилах дорожного движения уже давно есть бело-лунные светофоры. Сейчас требования нормативных документов к ним уже есть. Кто не знает, что такое бело-лунные светофоры, лучше почитать нормативные документы», - посоветовал псковским автомобилистам глава администрации Пскова Борис Елкин.

Он также обратил внимание на то, что новые секции светофора рассчитаны в большей мере на водителей транспортных средств.

Некоторые автомобилисты уже прозвали обновлённые дорожные объекты «светофорами с белыми человечками»

«Это касается в большей степени водителей. Но данная практика во всех крупных городах уже вводится. Мы не исключение. Мы тоже начинаем эту работу. Эта работа достаточно кропотливая и долгая, требует большого объёма финансирования. Поэтому мы начинаем её планомерно», - резюмировал сити-менеджер, подразумевая, что в будущем в Пскове может появиться ещё больше светофоров с бело-лунными секциями.

Как в действительности отразится на дорожной обстановке установка бело-лунных секций светофоров? Ответить на этот вопрос пока сложно. Установка дорожных элементов с «человечками и стрелочками» продолжается. На наш взгляд, чем больше делается ради безопасности участников дорожного движения, тем лучше. Главное – знать меру.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру