Крещение 2022: Можно ли смыть грехи в проруби, и что об этом думает Церковь

Православные христиане празднуют 19 января Крещение Господне. В этот день церковь вспоминает, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Другое название этого дня, Богоявление, было дано празднику в память о чуде, которое произошло в этот день. «МК в Пскове» решил узнать, какой смысл этот праздник имеет для православных, и почему купание в проруби, которое так популярно среди россиян и псковичей в частности, церковь не одобряет.

Крещение 2022: Можно ли смыть грехи в проруби, и что об этом думает Церковь
Фото: Вадим Боченков

Теолог Александр Моисеенко в православном журнале «Фома» ответил на самые частые вопросы прихожан. Людей, в частности, интересует, с чем связано другое название праздника — Богоявление. По словам специалиста, до IV века церковь знала один-единственный праздник – Богоявление, который включал в себя всю палитру рождественско-крещенских смыслов. Это со временем каждый евангельский эпизод стал вспоминаться в особый день. Православная традиция стала связывать 19 января (6 января по старому стилю) с крещением Христа в реке Иордан и сошествием на землю Святого Духа в образе голубя. После этого за ним последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Пётр), Филипп, Нафанаил. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — говорится, что после крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к новым испытаниям.

Так что первое название говорит об омовении на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти. Смысл этого праздника в торжестве людей, к которым пришёл в образе человека их Бог и Создатель.

Фото: Вадим Боченков

В первые века христианства в этот день крестили новообращённых, поэтому его часто называли «днём Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что таинство крещения очищает человека от греха и просвещает его «светом Христовым». Это было значимое событие и для новообращённого, и для всей христианской общины. Погружение Христа в Иордан стало началом его земного служения, а верующий после таинства крещения начинает свой путь к спасению.

Традиция освящать в этот день воду в водоёмах и источниках тоже старая. Как тогда, так и до сих пор этот обряд проводится два раза: 18 января, в Крещенский сочельник и в день Богоявления, 19 января, на праздничной литургии. Два раза - потому что в один день вспоминают две разных традиции. Одна, по мнению Александра Моисеенкова, восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения после утренней службы Богоявления. А вторая связана с обычаем христиан приходить к Иордану, на место крещения Христа.

Со временем, как заметил Александр Моисеенков, традиция двукратного освящения сохранилась потому, что в храмах в праздничные дни было много прихожан и освящённой за один раз воды просто не хватало на всех желающих её получить. Распространённое заблуждение, что «утренняя» и «вечерняя» вода имеют, будто бы, разную энергетику, Александр Моисеенков опроверг: вся освящённая вода одинаковая.

Вода святая для тех, кто верит

У людей верующих вода, освящённая в Крещение, считается особенной и почитается почти как причастие. Церковь верит, что после великого чина (овящения — ред.) «крещенская вода необъяснимым образом становится той самой водой, в которую вошёл Спаситель две тысячи лет назад». Освящение воды, как пояснил «Фоме» протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, «это только видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле».

Погружение в купель связано с покаянием – с серьёзным пересмотром своего внутреннего мира и очищением от тех «духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама».

Фото: Вадим Боченков

Смысл крещенской воды, как и у всякой другой святыни, – внести в обыденную жизнь сакральный элемент, способствовать единению бога и человека. «Человек состоит не только из души, но и из тела, и материальная природа тоже участвует в процессе богообщения», - объясняет Александр Моисеенков.

Принимают освящённую воду только внутрь, иногда можно несколькими каплями окропить лицо. Пить воду надо натощак и обязательно – с молитвой и верой.

На вопрос, правда ли, что вся вода на Земле в праздник становится святой, теолог ответил, что да, но пояснил: между освящённой в церкви водой и водой в каком-нибудь болоте разница всё же есть. Вода в реке – святыня в переносном смысле, её считают таковой, чтобы вспомнить библейские события. «Своим погружением на Иордане Христос наполнил всю окружающую природу новым смыслом. Каждая капля воды, каждая травинка и каждый атом с пришествием в мир Спасителя в перспективе становятся вместе с человеком наследниками Вечности».

Обливать друг друга ледяной водой — тоже обряд?

Вера, что человек может очиститься, после того как окунётся в купель, родилась, скорее всего, из народных обычаев, связанных с этим праздником. Они далеки от истинного христианства и ближе к язычеству, хотя интересны с исторической точки зрения. Церковь не считает подобный ритуал религиозным, это скорее народная забава, не имеющая ничего общего со священными церковными таинствами.

С Крещением: псковичи окунулись в прорубь возле Мирожского монастыря

С Крещением: псковичи окунулись в прорубь возле Мирожского монастыря

Смотрите фотогалерею по теме

Люди почитали праздник, в который, как они надеялись, очистятся от своих грехов, в том числе грехов святочных гаданий. Обряды немногим отличались от современных. В Крещенский сочельник наполняли водой купель, ставили её в храм и освящали. На следующий день, в сам праздник Крещения освящали воду в водоёме: реке, озере, колодце – смотря что было в деревне. Во льду прорубали прорубь в виде креста или круга - «иордань», рядом ставили аналой и деревянный крест с фигурой голубя как символа Святого Духа. В праздник Крещения служили молебен, потом крестным ходом шли к проруби. Священник три раза окунал в воду крест и молился о божьем благословении этой воды.

Фото: Вадим Боченков

«После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению церкви не имеет никакого отношения», - пишет «Фома».

Важно понимать, что для верующего человека эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Омовение в проруби — не таинство Крещения. «Если человек все же решился на купание, то должен делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме», - пояснил Александр Моисеенков.

По словам теолога, крещенские купания не имеют какого-то магического или сверхъестественного значения. «Хорошо, если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой для того, чтобы очистить себя от душевной скверны. По вере его и будет ему. Если же купание в полынье воспринимается как некая оккультно-оздоровительная практика либо совершается во имя «спортивного интереса», то духовная польза от такого мероприятия весьма сомнительна».

Традиция крещенских купаний не является церковным обрядом и не предписывается церковным уставом. Придумали её не богословы, а простые люди, которые совершают этот обряд исключительно по собственной инициативе. По мнению представителей Русской православной церкви, повсеместное представление людей об очищении от грехов посредством троекратного погружения в освящённую прорубь-иордань является ошибочным. Тем не менее, в этом обряде нет ничего плохого. Главное, во время купаний не нанести вред здоровью. С Крещением!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру