Без шапки, зато в тапках: псковичи обсудили памятник князю Довмонту

Общественные слушания про памятник Довмонта доказали псковским властям, что советоваться с народом не страшно. Особенно, если на слушания приходит не специально отобранный, а отборный народ.

Без шапки, зато в тапках: псковичи обсудили памятник князю Довмонту
Фото здесь и далее: Ольги Миронович

Так звёзды сошлись

Напуганные известием о появлении нового проекта патриотического памятника маститые псковичи, в свою очередь, убедились, что новый псковский Довмонт не так страшен.

Только распереживались, что скульптор Андрей Мартьянов плоховато своего Довмонта одел. А скульптор им на это: кто девушку танцует – тот и заказывает ей халатик с перламутровыми пуговицами.

В итоге решено было вместе с Довмонтом установить в Пскове ещё пару-тройку памятников. Раз уж так удачно звёзды сошлись (почти цитата), и ни одна звезда с другой на общественных слушаниях не подралась.

Краткий пересказ общественных слушаний

Итак, глава Пскова Елена Полонская вместе со скульптором Андреем Мартьяновым провели в выставочном зале Псковского отделения Союза художников России общественные слушания по новому проекту памятника князю Довмонту.

Собравшиеся предъявили этому проекту две претензии:

1)     Почему Довмонт не в шапке;

2)     Что мы за неблагодарные потомки такие, что заставляем Довмонта смотреть на поверженный псковский вечевой колокол? Давайте уж лучше поставим князя напротив кинотеатра «Октябрь» вместо Ленина!

Ты где-то там за горизонтом

По ходу слушаний организаторам даже пришлось двигать макет памятника Довмонту по залу, потому что с этим макетом сходу произошёл ровно такой конфуз, который предрекают будущему памятнику некоторые его критики.

Из-за того, что он притаился «в скверике» в одном из закоулков Выставочного зала на улице Ленина, архитектор Владимир Васильев, например, принял за Довмонта центровой персонаж экспозиции – массивную фигуру лысого человека в ризах.

И говорит: «А зачем Довмонту Андреевский крест?».

Но оказалось, что это никакой не Довмонт, а натуральный Андрей Первозванный для демонстрации, на что ещё горазд скульптор Андрей Мартьянов.

Довмонт, мол, там – за углом, с порога не видно.

Ну это как если бы приехали в Псков иностранцы поглядеть памятник Довмонту, а потом сказали: «Хорош. Только почему он у вас в пиджаке и с газеткой в руке?»

Без пуговиц и шпор

Краткое обоснование необходимости установки в Пскове памятника Довмонту свелось к тому, что князь был:

- «просто огонь»;

- «кремень»;

- «кругом герой»;

- «канонизирован на 150 лет раньше самого Александра Невского»;

- «имея такую власть, дал развиться псковскому вече».

К тому же, мы ему обязаны «за толерантность». И вообще: «мы опоздали с установкой этого памятника лет на 700»…

Впрочем, восхваляя на все лады святого псковского князя, общественники успели столько всего нагородить, что доктор наук, главный довмонтовед Валентина Охотникова пригрозила им ещё одной лекцией про Довмонта.

Однако сам макет одобрила, потому что, как и многие, была «напугана» очередной монументальной инициативой и ожидала увидеть ещё один «чрезвычайно помпезный» проект. А новый псковский Довмонт оказался, по её словам, «скромен, прост и лаконичен».

Вот и архитектор Владимир Шуляковский под впечатлением от поездки к монументу Александру Невскому в Самолве сказал, что шёл на выставку нового проекта памятника Довмонту с опаской, предвкушая увидеть ещё одного конного рыцаря, размахивающего мечом. «С преувеличенным вниманием к деталям».

А тут такая правильная псковская сдержанность «без пуговиц и шпор».

Назло маме отморожу уши

Памятник, конечно, выразительный, согласились с ними и другие искусствоведы, только почему князь с непокрытой головой. Ведь по меркам 13-го века это всё равно, как если бы он голый к народу вышел, поскольку в те времена шапка была одним из символов власти.

Мол, надо бы свериться с иконографией.

Всё в порядке, сверились, сказал скульптор Андрей Мартьянов. А искусствовед Тамара Шулакова это подтвердила и напомнила, что у нас имеется чуть ли не прижизненное изображение Довмонта на «Мирожской оранте» 16 века, так как искусствоведы считают, что эта икона – копия более древней, которая могла быть написана при князе или сразу после его смерти.

Мирожская оранта

А на этой оранте Довмонт как раз-таки изображён без шапки и с характерными залысинами, как и у скульптуры Мартьянова.

Впрочем, ещё и с брюшком. Так что скульптору ещё есть над чем поработать.

Тогда на помощь Мартьянову бросились ныне здравствующие свидетели Довмонта из числа участников слушаний. Один такой попаданец из прошлого вдруг начал подробно расписывать публике, что, да, вот именно в таком виде Довмонт и заходил в церковь: с непокрытой головой. Но только меч держал немного по-другому: не в руке, а подвешенным сбоку.

Андрей Мартьянов, конечно, поблагодарил очевидцев за такие подробности, и подтвердил, что изобразил Довмонта в момент, когда тот возносит молитву. Допустим, перед боем или после. А во время молитвы, мол, даже князья ломали шапку.

Может, тогда пускай он шапку в руке держит? – не унимались псковские общественники, продолжая вносить правки в проект в духе мемных приёмщиков творческого заказа.

Пришлось подключать тяжёлую артиллерию. Один из инициаторов установки этого памятника, основатель ЧОП «Довмонт» Андрей Правдюк посчитал своим долгом заметить, что это только современные российские влиятельные люди не рискуют появляться на публике без обязательных атрибутов власти – особенно, без охраны.

«В чём прелесть нашего народного героя, которого вече избирало 33 года? Он выходил напрямую к народу без шапки, без щита, ему нечего было бояться: народ любил его! Ну давайте закуём его в броню….»

Другими словами: может, вам ещё и сугробы в сквере на улице Леона Поземского продезинфицировать?

«Откуда деньги?» - «Оттуда»

Проект, конечно, интересный, сказал архитектор и реставратор Сергей Михайлов. Но напомнил, что были и другие. Только на их реализацию почему-то никогда не хватало денег. «Мы тут прикинули», сколько это стоит… А есть ли смысл сотрясать в очередной раз воздух, если опять неясны источники финансирования.

На это глава города Елена Полонская пояснила, что на осуществление это проекта будут потрачены исключительно внебюджетные средства, а посему городская администрация не обязана отчитываться, сколько и куда.

Инициатор установки памятника Довмонту из ЧОП «Довмонт» Андрей Правдюк подтвердил, что деньги нашлись. Правда, нашлись они не столько в Пскове, сколько в Питере. Потому что по-настоящему любить свою малую родину человек, по мнению Андрея, научается, только когда оказывается за её пределами. Вот, например, его самого «судьбинушка» в своё время забросила в Афганистан – и готово дело.

Так и Андрей Мартьянов, когда уехал в Санкт-Петербург, сразу стал настоящим псковичом и смог сплотить там вокруг себя таких же преданных родному городу людей. Дескать, пускай он со товарищи теперь покажет там всем, как псковичи умеют свою малую родину любить. Конечно, если мы поддержим.

Не сквер Народовластия красит Довмонта

Если помните, скверик в начале улицы Поземского когда-то в авральном порядке благоустраивали под памятник солдату Первой Мировой придворного скульптора Салавата Щербакова. Просто потому, что это место приглянулось тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому.

К счастью, псковский архитектор Борис Пославский придумал для солдата Мединского более подходящее место (между вокзалами) и даже получил областную премию за то, что уберёг историческое место возле древнего псковского кремля от диссонирующих монументов.

Так что сквер на улице Поземского над Золотой набережной тогда почти не пострадал. Если не считать того, что его изрядно проредили.

Вдобавок посреди этого сквера так с тех пор и торчит непонятный штырь, который, есть такое подозрение, подаёт ультразвуковые сигналы скульпторам, из-за чего скульпторы так вокруг него и кружат, так и кружат…

Но на этот раз Борис Пославский сказал, что авторы проекта выбрали для памятника Довмонту правильное место. Только, мол, надо бы развернуть князя лицом к Псковскому кремлю.

Архитектор Владимир Шуляковский тоже считает, что место для Довмонта выбрано хорошее.

Но искусствовед Тамара Шулакова с ними не согласилась. Она, по её словам, «не поленилась», сходила на это самое место и обнаружила, что Довмонт будет смотреть прямо на «расхристанный» псковский вечевой колокол через дорогу в сквере Народовластия («назвали же, господи боже мой!»). То есть на символ поверженного псковского народовластия.

- Нет, он смотрит влево от колокола, - заспорил скульптор Андрей Мартьянов. Но Тамара Шулакова была непреклонна: уж если она «так прочла», то и другие прочтут в глазах у Довмонта: «Вот спасибо вам, дорогие псковичи! Так-то вы цените всё, что я для вас сделал!».

Соответственно Тамара Шулакова заявила, что она против установки памятника князю в сквере на Поземского, потому что «это оскорбление и для Довмонта, и для нас». Надо, чтобы там стоял Ордин-Нащокин!

Тише едешь

Архитектор проекта Станислав Шувалов пробовал было объяснить, что это единственно подходящее для Довмонта место, поскольку вокруг нет советской «деградирующей» застройки.

Но искусствовед Игорь Лагунин ему возразил, что сам памятник Довмонту может стать такой деградирующей застройкой. Поскольку место, куда его хотят установить, древнее, а статуарные памятники появились в России гораздо позже.

По словам Игоря Лагунина, когда в этот сквер примеривались с памятником Ордину-Нащокину работы скульптора Клыкова, то проект того памятника хотя бы был по стилю более архаичным.

Игорь Лагунин, как и Тамара Шулакова, подчеркнул, что в Пскове есть немало локаций, доподлинно связанных с именем Довмонта, где памятник ему был бы более уместен. Например, церковь Петра и Павла «на брезе», где князь дал свой последний бой.

Конечно, это потребует сложного архитектурного решения, а сквер в начале улицы Поземского уже подготовлен для памятника – хоть завтра ставь.

Но куда мы так торопимся, спросил Игорь Лагунин. Ведь, например, памятник Ледовому побоищу на горе Соколихе в Пскове, потому и производит такое неизгладимое впечатление, что его 30 лет готовили.

Кто более матери-истории ценен

Да вот хотя бы и возле кинотеатра «Октябрь» можно Довмонта поставить, поскольку известно, что на этом месте и находился княжий двор. Но опять же, это вызов для авторов проекта, которым, конечно, придётся попотеть, чтобы вписать туда свой памятник.

Некоторые другие участники общественных слушаний тоже считают, что Довмонта надо поставить на более видное место, а не туда, где «никто не ходит». Допустим, напротив Ленина, а лучше вместо.

Вот и монах Антоний от лица Псковской митрополии сказал, что кабы его воля, он бы поставил Довмонта посреди площади Ленина, а саму площадь переименовал в Довмонтову. Но если уж говорить про проект скульптора Мартьянова с архитектором Шуваловым, то владыка видел эскизы и одобряет.

Не вырубить

В итоге, большинство участников вчерашних слушаний сказали, что не стоит тянуть с установкой памятника Довмонту 30 лет. И так, дескать, «заждались».

Дмитрий Пославский только велел передвинуть куда-нибудь детскую площадку, которая находится на Золотой набережной под холмом, где надумали поставить князя.

Искусствовед Юрий Стрекаловский уважаемого архитектора поддержал: «Я каждый день мимо хожу. Там собирается одно хулиганьё и жлобьё».

Ближе к концу дебатов скульптор Андрей Мартьянов ещё к тому же аккуратно вставил, что скверу предстоит «кронирование»…

«Вырубят все деревья, как всегда!» - сразу же зашумели те из собравшихся, кто до этого безмолвствовал.

«Не будет никакой вырубки!» - пообещал Мартьянов. Только, мол, прореживание нижних веток.

В последнем слове он ещё раз объяснил про шапку и сказал, что псковский вечевой колокол через дорогу от Довмонта, наоборот, будет придавать новому памятнику дополнительную трёхмерность и наводить людей на всякие интересные размышления.

Ну и заодно уколол тех, кто продолжает топить за памятник Ордину-Нащокину в том же самом сквере. «Мне всегда нравилось фраза моего профессора, я считаю, выдающегося скульптора Владимира Эмильевича Горевого… который говорил: «Кто первый встал, того и тапки».

Слушания завершились тем, что все друг друга поздравили, как всё чинно-мирно прошло. Куратор выставки проекта в зале Союза художников Юрий Стрекаловский, в частности, порадовался, что эти слушания собрали всех псковских звёзд, которые получили возможность высказаться по существу.

Глава Пскова Елена Полонская призналась, что очень волновалась, готовясь к этому разговору, и пообещала, что стенограмму этих слушаний городские власти не просто «положат в папочку», а внимательно изучат, прежде чем принимать окончательное решение.

Хрестоматийное чиновничье «мы вас услышали» вместо главы города сказал почему-то скульптор Андрей Мартьянов.

Но лучшая цитата с этих слушаний вот: «Да им всем надо памятники поставить, кто это инициировал!».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру