День первый: такси и пешком
Когда мост в центре города оказался внезапно для многих закрыт, риск опоздать на работу повысился до 90%. Пришлось срочно вызывать такси и ехать с улицы Юности до улицы Петровской. С учётом утренних пробок на Инженерной удалось добраться за 20 минут. Поездка обошлась в 195 рублей. Вариант, понятное дело, не на каждый день. Наши люди при зарплате в 15-17 тысяч рублей на работу на такси вряд ли могут ездить, тем более регулярно.
С работы решено идти пешком. Дорога от Петровской до остановки «Архив» пешком занимает около 45 минут. По сухому асфальту было бы побыстрее. От Петровской шла по улице Конной, мимо городской библиотеки, потом повернула на Ольгинский мост, спустилась в Финский парк и дошла до пешеходного моста. Тротуары уже достаточно чистые, где-то уже сухие, по центру города идти — одно удовольствие. В Финском парке пешеходная дорожка почищена, а велосипедная нет, местами она ещё под толстым слоем льда. Ледяная корка вперемешку с грязью до сих пор мешает велосипедистам ехать через парк — а их в городе с каждым днём всё больше. Даже на электросамокатах люди уже выезжают.
На пешеходном мосту снега нет, на лестнице, к счастью, тоже. На Герцена снег тоже растаял — но только на солнечной стороне улицы. Тротуар через дорогу ещё подо льдом, но там и ждать нечего, его, кажется, за всю зиму ни разу не убирали. Сейчас присыпали лёд песком, и на том, как говорится, спасибо.
Идти до архива короче через частный сектор. Но вот беда: тротуар там не предусмотрен, обочины зимой нет, там горы снега. Идти приходится по проезжей части. Пешеходов, кстати, много, в том числе дети. Кто-то гуляет с животными. Водителям, чтобы объехать людей, приходится выезжать на встречную полосу. Хорошо ещё, что там движение не очень активное, и машины, которые объезжают пешеходов, не создают каждый раз аварийную ситуацию.
Из хорошего на этом участке: дорога асфальтирована и нет ям. Но на полпути к дому все хорошее кончается. Чтобы сократить время до дома, надо свернуть на совсем уж неустроенную и явно всеми забытую улицу Земельную, где ямы глубиной сантиметров по 10, и разбита даже обочина. Летом этот участок был кое-как засыпан щебёнкой. От ям это не спасало, но их хотя бы можно было обойти. Сейчас приходится осторожничать, чтобы не поскользнуться и не попасть под машину. Водители тут тоже ездят, куда деваться.
Для пешеходов есть ещё одна неприятная новость — в частном секторе иногда можно встретить собак на самовыгуле, так что в тёмное время суток ходить может быть опасно. Мне не встретились, но издалека видела.
В общем, когда, наконец, выходишь к «Архиву», чувство облегчения просто невероятное. Кстати, на улицах Текстильной и на Новосёлов сухие тротуары, и это полностью заслуга коммунальщиков, которые честно убирали их всю зиму.
По улице Труда идти было бы проще, если бы не узкие и разбитые тротуары. Но в межсезонье пробираться через грязь и лужи непросто и не быстро.
День второй: автобусы
Маршрут №11: быстро, если с пересадками
Ещё до закрытия Троицкого моста мне приходилось пользоваться автобусом №11, чтобы добраться до центра и оттуда пешком через Ольгинский мост дойти до улицы Петровской. Когда автобус ехал привычным маршрутом, дорога занимала минут 15. Теперь, когда схема движения изменилась, автобус едет от «Архива» по улице Труда до сквера Народовластия. На кольце он разворачивается, возвращается по Труда до улицы Текстильной, сворачивает на улицу Алтаева и выезжает на Инженерную. Поэтому тем, кому надо в центр или на вокзал, лучше сразу садиться на Текстильной или Алтаева — получится быстрее.
На остановке Алтаева есть актуальное расписание автобусов, которые здесь останавливаются — это радует, потому что есть оно далеко не везде. Правда, на табличке написано «улица Алтаевой». Но писательница Маргарита Ямщикова работала под мужским псевдонимом, так что верно — улица Ал. Алтаева, на доме напротив остановки висит табличка с правильным названием улицы.
С утра автобус пришёл быстро, в 8:23 уже отъехали с остановки. На выезде с Алтаева и на Инженерной постояли в пробке, дальше по Кузнецкой ехали быстро, пробок не было. Люди ещё растеряны, не могут привыкнуть к новому маршруту, спрашивают у других пассажиров, как едет автобус, где будет останавливаться. Хорошо, есть те, кто уже успел выучить новый маршрут.
В центре можно выйти на улице Воровского или на площади Ленина. Оттуда до Петровской пешком минут 15, если очень поторопиться можно добежать за десять — проверяла. Другой вариант — сесть на любой автобус в сторону Завеличья. С пересадкой на№17 удалось добраться до работы к 8:54. Итого дорога заняла 32 минуты.
Знакомым в тот же день добраться от вокзала до школы №12 оказалось проблематично. Автобус доехал до областного ГИБДД, и только там объявили, что это конечная остановка. Людям пришлось переходить через дорогу на остановку «Звёздная» и ждать следующего автобуса.
№1: уехать можно, но не нужно
Вообще тестировать предполагалось маршрут не №1, а №11, но в первый день закрытия моста ещё не запомнилось, как «единица» ходит. Сейчас он с вокзала выезжает на Октябрьский проспект, поворачивает на улицу Кузнецкую, потом следует на Инженерную. Ближайшая к месту работы остановка находится на Инженерной. Идти до неё от Петровской через Финский парк минут 20-25.
На Инженерной в седьмом часу вечера пробок не было (уже или ещё, неизвестно), остановка за мостом. Когда подошла, людей там не было. Расписания на тот момент, это было 1 марта, тоже ещё не было. Догадаться, какие автобусы тут останавливаются, было никак, оставалось сидеть и ждать. На сайте «Псковпассажиравтотранса» актуального расписания тоже ещё не было, оно появилось позже, 2 марта.
Через минут 7-10 ожидания приехал автобус №1, как и ожидалось, забитый под завязку. Видно, что люди ждали его давно и долго. Всю дорогу до архива ехать пришлось, стоя у самых дверей. Люди почти не выходили и не садились. Только на повороте на Алтаева вышли несколько человек. Женщина с ребёнком, пытаясь выбраться из салона, не сдержалась, сердито одёрнула кого-то из пассажиров чтобы не стояли на дороге. Но деться там в самом деле было некуда, даже кондуктору не пройти.
По времени маршрут с работы до дома занял 55 минут с учётом пробок.
День третий
Маршрут №30: быстро и удобно, но не по расписанию
На Запсковье сесть в 30-й автобус можно у «Архива», на улицах Новосёлов, Инженерной, Юности, Текстильной — автобус делает круг, собирает пассажиров и выезжает в обратном направлении через улицу Алтаева. Чтобы успеть на работу к 9 утра, не пришлось даже выходить раньше привычного времени.
В 8:27 пришла на остановку и почти сразу подошёл автобус. По расписанию ближайшие маршруты были в 8:19 и 8:41 — пришёл какой-то из них, естественно, полный. Люди по пути на Инженерной практически не садились, а вышли многие в центре у Летнего сада. Здесь автобус выезжает на Октябрьский проспект и дальше следует на Завеличье. Вышла у церкви Жён Мироносиц на Коммунальной, оттуда дошла пешком до Петровской. Получается, доехала минут за 20, ещё около 5 минут шла пешком от остановки до работы.
С работы тоже поехала домой на 30-м автобусе. С остановки на улице Максима Горького автобус должен был отправиться в 18:13. Приехал в 18:21. Едет через центр, мимо Детского парка. Давки не было, хотя людей в это время, конечно, много.
В пробках стояли, но недолго — в парке и потом на кольце на Инженерной. В 18:58 автобус был уже на улице Юности. 37 минут в час пик — не так уж плохо, если можно обойтись без пересадок и длинных пеших прогулок.
Привычного маршрута №22 с 1 марта жители улиц Инженерной, Звездной, Юности, Труда и Алтаева лишились.
Сейчас автобус следует от Политехнического колледжа по маршруту до пл. Ленина с конечной остановкой «пл. Ленина». Маршрут №25 тоже не очень-то подходит.
Так что, наш выбор — автобус №30 как самый быстрый и удобный. Подойдет для тех, кто не хочет и не может ходить пешком. А тот, кому нравится гулять и дышать свежим воздухом, может отлично сэкономить на проезде. Тем более, разница по времени, затрачиваемое на дорогу, не такая уж и большая.