«Господи, свят, свят»: чем удивила псковичей новая система оплаты проезда в автобусе

Новая система оплаты проезда стала появляться в псковских автобусах. На смену кондукторам пришли электронные терминалы. Такое ноу-хау можно увидеть пока всего лишь в двух автобусах города, но, как известно, все начинается с малого.

Корреспондент «МК в Пскове» прокатился на «бескондукторном» автобусе, в котором встретил сразу двух контролеров, услышал мнение горожан о новой системе оплаты проезда и нащупал подводные камни в программном обеспечении терминала.

«Господи, свят, свят»: чем удивила псковичей новая система оплаты проезда в автобусе
Фото: Екатерина Мазепина

Это утро было не похоже на предыдущие. В жизнь псковичей смело ворвались современные технологии и стали подстерегать горожан там, где их никто и не ждал – на входе в автобус.

Приключения с электроникой

На всех поручнях, около каждого выхода, появились специальные терминалы для электронной оплаты проезда. Что ж это выходит? Теперь каждый пассажир – сам себе кондуктор? Да, такой вот эксперимент на колесах теперь ежедневно следует по маршрутам №23 и №16 в областном центре.

Продлится все это до 31 июля. Что будет дальше? Распространится ли такая система на все автобусы города или уйдет восвояси, в столичный транспорт? Такой способ пока используют в тестовом режиме. Если приживется - будут внедрять и в другие автобусы.

Новые терминалы стали появляться в автобусах Пскова

Кстати, если вы никогда не слышали про те самые маршруты, где установили новые терминалы – так это нормально. Как пояснила кондуктор, для проведения эксперимента специально выбрали маршруты с низким пассажиропотоком. Здесь каждого желающего прокатиться встретят, подведут к терминалу, все растолкуют и покажут. При необходимости даже успокоят – и правильно, ведь поволноваться есть, о чем.

Первые трудности

Проблемы начинаются почти сразу – терминал не читает карту «МИР». Экран горит красным светом. Электроника сопротивляется. Без объяснения причин. Растерянные пассажиры, как потерявшиеся на линейке первоклассники, глядят на кондуктора.

«Сегодня картой "МИР" не оплачивается. Вчера все карты работали, а сегодня – нет», – пожимает плечами кондуктор и протягивает толпе уже привычный ручной валидатор.

Лишенные счастья

Кому-то все же удалось оплатить проезд банковской картой. Экран терминала загорается зеленым и благодарит пассажира. За сим всё. Чека об оплате не будет. Лишенная возможности съесть счастливый билетик пассажирка запускает новую волну возмущения: откуда билеты-то брать?

Бескондукторная оплата проезда уже давно существует в Москве и Санкт-Петербурге

Кондуктор терпеливо объясняет, что все чеки сохраняются в электронном виде. При необходимости их можно найти в специальном приложении «Псковпассажиравтотранса». Приложение, понятное дело, надо перед этим установить на телефон.

«Это вот всё будет очень неудобно, когда народу много будет!» – восклицает пассажирка.

«Москва и Питер привыкли же как-то. А там это уже давно», – отвечает ей соседка.

Кондуктор решает выступить перед собравшимися с еще одним интересным объявлением и выходит на середину автобуса. Поясняет, что если кому-то оплачивают проезд на предприятии, а в ответ требуют билеты, то обращаться за ними нужно только к кондуктору. Иначе получить чеки нельзя.

«А вот если проверка, а у меня билета нет?» – звучит резонный вопрос.

А судьи кто?

«Проверка – вот она, перед вами стоит!» – показывает кондуктор в другой конец автобуса.

Оттуда на пассажиров смотрит... Еще один кондуктор. Точнее, контролер. Всю дорогу она точно так же помогала пассажирам оплачивать проезд и отвечала на вопросы.

«Она будет работать вместе со мной до конца июля. Периодически она отключает терминалы и идет со своим аппаратом, проверяет оплату проезда у пассажиров!» – поясняет первая кондуктор.

Контролер заблокировал терминал для проведения проверки

«Господи, свят, свят!» – комментирует новшество пожилая пассажирка.

Кто платит дважды?

«Только не путайте карточку! Какую приложили, такую и надо предъявить контролеру. Если другую предъявите – аппарат покажет, что проезд не оплачен», – добавила кондуктор.

Трудно, трудно псковичам дается привыкание к новым условиям. Вот иногда приложат на автомате к терминалу целый кошелек, а когда проверка пойдет – поди угадай, с какой из карт списались деньги. С транспортной? С банковской? А может, еще с какой?

Между тем, с контролерами шутки плохи. В случае поимки «зайца» вот такая безобидная с виду сотрудница вправе вызвать наряд Росгвардии для задержания нарушителя. А что дальше – всем понятно. Протокол. Административка. Штраф.

Очередная группа пассажиров заходит в автобус. Двери закрываются. На ходу автобуса контролер отключает терминалы и идет по салону проверять «обилеченность». Пассажиры с интересом наблюдают, как у контролера на терминале загораются какие-то цифры в подтверждение того, что проезд недавно действительно оплачивали.

Пассажиры настороженно воспринимают нововведения

Одна пассажирка заявляет, что ее контроль упустил из вида и требует проверить наличие электронного билета. Все в порядке. И нет, повторно деньги за проезд ни у кого после этого не списались.

Монеты, пиастры, сокровища

Очень актуальным для псковичей оказался вопрос, что делать тем, кто привык оплачивать проезд наличными.

«Вот у моей матери нет ни транспортной карты, ни банковской, что ей делать?» – задает резонный вопрос одна из недавно вошедших пассажирок. Ей поясняют, что транспортную карту в таком случае, все же, лучше приобрести. Для удобства.

А вопрос, на самом деле, остается незакрытым. В региональном комитете по транспорту и дорожному хозяйству на запрос «МК в Пскове» ответили, что принимать наличные деньги будет непосредственно водитель автобуса. Сотрудники комитета подчеркнули, что законом это не запрещено, а лишней нагрузкой для водителя обязанность считать деньги не станет – по статистике комитета, 80% псковичей оплачивают проезд банковскими картами.

Кондукторы имеют другое мнение на этот счет. Как водитель сможет тронуться с места, пока всех не обилетит? Не за рулем же ему монетами звенеть. Ведь даже в Москве и Петербурге, откуда пришла в Псков идея электронной оплаты проезда, кондукторы продолжают оставаться в салоне как раз для таких случаев.

Водители будут принимать наличную оплату от пассажиров. Фото здесь и далее: архив ПЛН

«Мне как водителю это все вообще не нужно! Я хочу заниматься своей работой, следить за дорогой... А не думать, сколько будет 31 плюс 31 и какую сдачу надо дать со 100 рублей!» – негодует водитель «Псковпассажиравтотранса» Михаил.

Кстати, и водитель, и некоторые кондукторы оказались недовольны введением такого новшества. Многие сомневаются в честности пассажиров (заглянем правде в глаза, не безосновательно) и не верят, что в провинциальных автобусах такая система задержится надолго.

Семейный развод

Как снег на голову на псковичей свалилась еще одна проблема – оплата проезда для всей семьи. Вот представьте себе, заходит семья, и один из родителей выказывает готовность заплатить за всех. Одной картой. А терминал не дает. Он запрограммирован, работать один раз с одной картой – в первую очередь, для удобства контроля.

Вот и получается, что один родитель за себя смог заплатить, а другой вместе с ребенком побежал к кондуктору, чтобы заплатить и за себя, и за чадо. Такое положение дел возмутило горожан, и, как утверждает кондуктор автобуса №16 «Псковпассажиравтотранс» сразу доложил о нем в Москву. Исправят ли разработчики положение дел – неизвестно. В конце концов, у москвичей самих терминалы повсюду работают по принципу «один человек – одна карта».

Но, как выяснилась, семья – это еще полбеды. Катастрофа случается, когда школьный лагерь отправляется на автобусе в кино или музей.

«Вчера ехал класс – сейчас год учебный заканчивается – с музея ехали. Я на своем валидаторе вручную 21 билет выбила. Потому что здесь (на терминале – ред.) один всего выбивается. Программа так заложена», – сетует кондуктор.

С чего все началось?

Ну и вернемся к истокам. Что же послужило причиной таких кардинальных изменений на псковском транспорте?

В будущем система электронной оплаты проезда может появиться во всех автобусах Пскова

В транспортном комитете четко ответили: система электронной оплаты проезда внедряется из-за нехватки кондукторов. Поэтому нет, увольнять «освободившиеся» благодаря новой системе руки не будут. Наоборот, при необходимости кондукторов за счет «Псковпассажиравтотранса» переквалифицируют в контролеров.

Сами кондукторы тоже отмечают, работа для них есть всегда, да только идти на нее никто не хочет. Причина прозаична, и для Псковской области, к сожалению, не нова: платят мало. Да и работа, будем честны, не из легких.

«Люди говорят, мол, зачем грязному на стройке батрачить, лучше билетики раздавать. А вы попробуйте!» – обращаются к горожанам женщины с валидаторами.

Вот так профессия кондуктора неожиданно оказалась вымирающей в современном мире. К сожалению, пока что электронная система оплаты проезда не вызывает у псковичей положительных эмоций: это не всегда удобно, не всегда понятно и не всегда работает. Однако же Москва не сразу строилась и, глядишь, через пару лет электронные терминалы и вправду начнут наступать на пятки таким привычным и родным женщинам с сумкой для мелочи. Обилечиваемся, граждане, обилечиваемся!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру