У псковского дома Бабининых объявилась наследница по прямой

Если б не революционные вихри, то на двухэтажном домике, в котором сто лет назад жил известный псковский сапожник, сейчас могла бы висеть табличка: «Врач-психотерапевт». Объясняем почему.

У псковского дома Бабининых объявилась наследница по прямой

Пять лет назад псковские музейщики устроили акцию «Бабинина в доме Бабининых», приуроченную к восстановлению старинного особняка в Конном переулке.

Если кто забыл, домик этот был восстановлен методом сноса. Это когда памятник сначала уничтожают экскаватором, а потом воспроизводят в прежних объёмах из современных материалов, чтобы он хотя бы в таком виде служил напоминанием о том, чего больше нет.

Дом Бабининых до «реставрации»

Когда стали известны подробности этой «реставрации», с дома Бабининых даже исчезла табличка «охраняется государством». Госкомитет Псковской области по охране объектов культурного наследия, впрочем, тогда заверял журналистов, что это временно и что снятая табличка просто была выполнена не по форме, а скоро появится новая, сделанная как полагается.

Но этого, как видите, до сих пор не случилось и про «охраняется государством» на фасаде дома Бабининых поныне напоминают только четыре дырочки.

Зато в 2017 году музейщики предъявили общественности наследницу рода Бабининых – Ларису Константиновну. И все хотя бы порадовались, что в истории Пскова есть хоть что-то неуничтожимое, а именно: старинные династии.

Лариса Константиновна Бабинина

Но оказалось, что и тут произошла подмена. И что Лариса Константиновна хоть и принадлежит к роду Бабининых, но в случае реституции на домик их имени навряд ли могла бы претендовать. Во всяком случае, в числе первых.

Ведь у этого особняка имеется наследница по прямой, про которую псковские музейщики почему-то забыли, хотя она к ним приезжала и предъявляла им себя и документы из своего семейного архива, полагая, что история её семьи представляет для псковичей интерес.

Анна Глебовна Бабинина

Зовут её Анна Глебовна Бабинина, и это её родной дед был последним владельцем двухэтажного домика на улице Конной, что подтверждают многочисленные сохранившиеся после него бумаги.

Когда она спустя пять лет после акции «Бабинина в доме Бабининых» прочитала в «Московском комсомольце», что псковичи нашли наследницу старинного особняка, то решила ещё раз напомнить землякам о себе и доказать нам, что мы плохо искали и не там.

Анна Бабинина работает врачом-психотерапевтом. Она кандидат педагогических наук, доктор философии, автор-разработчик тренинговых программ, например, для Олимпийской сборной по биатлону. Живёт в Санкт-Петербурге.

Там же прожил большую часть своей жизни её родной дедушка – Александр Александрович Бабинин, который родился в Пскове в том самом домике на улице Конной в 1893 году, а умер в Ленинграде в 1990 году.

Отец Анны Глебовны, кстати, тоже родился в «доме Бабининых». И даже запомнил, как выносили из этого дома вещи, когда в 1929 году советская власть решила его «экспроприировать».

Глебу Бабинину тогда было 4 года.

Мебель из дома Бабининых в Пскове

Между прочим, некоторые из этих вещей (стулья, буфет и зеркало) благополучно сохранились на даче нынешних питерских Бабининых, которая находится в Зеленогорске.

Мебель из дома Бабининых в Пскове

Кем же были псковские Бабинины сто лет назад, что их причислили к нэпманам и лишили недвижимости?

Зеркало из дома Бабининых в Пскове

Сын сапожника

Судя по сохранившимся у потомков документам, прадед Анны Бабининой, Александр Иванович, был сапожником-ремесленником. Но явно не бедным. Ведь он похоронен на Мироносицком кладбище рядом с храмом, что свидетельствует о его высоком имущественном статусе.

В преклонном возрасте его сын вдруг вспомнил, что Александр Иванович был ещё и регентом при храме Жён-мироносиц, а не просто сапожником.

Закройщики кожи. Фото из семейного архива Бабининых

Его сын продолжил семейное дело.

Он окончил в родном городе начальное кожевенное училище, потом поучился на закройщика кожи в Петрограде, после чего возглавлял Псковское отделение Петрокожтреста и занимался, в том числе, поставкой обуви в Красную армию.

Кроме того, он успел повоевать в Первую Мировую (и даже участвовал в Брусиловском прорыве), а после Октябрьского переворота служил в милиции.

Александр Александрович Бабинин (справа) с другом

Однако к концу 20-х годов попал в немилость к новой власти. Кто-то предупредил его, что против него готовят репрессии.

Александр Александрович Бабинин

Кровные узы

Возможно, из-за жены, родители которой в анкетах значились как «мещане», но по семейному преданию, происходили из знатного рода Кузнецовых, который был известен чуть ли не со времён Псковской вечевой республики.

Супруга Александра Александровича, Анна Павловна (в девичестве Кузнецова) к тому же по матери приходилась племянницей Алексею Алексеевичу Суетову, репрессированному преподавателю Печорской гимназии. В 1925 году его арестовали по 61-й статье, а в 1926-м осудили.

На этой фотографии она девочкой сфотографирована с дядей и его сестрой, своей матерью:

А на этой фотографии её мать, Евдокия Александровна Кузнецова (в девичестве Суетова), позирует с внуком Глебом, который станет отцом врача-психотерапевта Анны Глебовны Бабининой:

Вот почему в 1929 году Бабинины прихватили с собой всё, что могли увезти, и бежали в Веребье (тогда железнодорожная станция, а теперь это деревня в Новгородской области). Где Бабинин-старший продолжил работать сапожным закройщиком и рабочим в артели по заготовке камня.

С тех пор питерские Бабинины к тому же перестали доверять банкам. В их семье живёт поверье, что это всё из-за матери Анны Павловны, тёщи Александра Александровича. После Октябрьского переворота она на всякий случай сдала все свои украшения на хранение в псковский банк, где её сокровища благополучно и сгинули.

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд

Позже Бабинины купили дом в Гатчине, или как они по-старинке называли – в «Гатчино», хотя к тому времени этот населённый пункт официально был переименован в Красногвардейск. А к началу Великой Отечественной войны переселись в Ленинград.

О том, как Александр Александрович переживал блокаду, можно судить по медали «За оборону Ленинграда», которой его наградили в 1943 году…

Дед Анны Глебовны прожил долгую жизнь, сам помогал восстанавливать в Санкт-Петерберге храмы и на старости лет очень интересовался историей родного края.

Он не раз приезжал в Псков, в том числе на годовщину Псковской гимназии, а также стремился восполнить пробелы своей родословной. Например, он выяснил, что его предки приходились роднёй пономарю Бабинину, который крестил Мусоргского, а также пересекались с патриархом Тихоном.

Родовое гнездо

Впервые в своём родовом доме Анна Глебовна побывала в 1971 году, когда её отец захотел показать дом Бабининых детям.

Во второй раз она посетила дом Бабининых уже после «реставрации» – когда там открылось одноимённое кафе. Обстановка внутри Анне Бабининой, между прочим, не понравилась: по её мнению, дизайнеры интерьера преувеличили мещанские вкусы бывших владельцев.

Мебель из дома Бабининых в Пскове

В 2019 году кафе «Дом Бабинина» закрылось по причине нерентабельности. И теперь в безымянном старинном домике на Четырёх Углах располагается горячий цех (на первом этаже) и офис (на втором) другого кафе – «Миша».

Мы с Анной Глебовной дозвонились до его хозяина, и внучку последнего владельца этого дома пустили внутрь, где она дежурно попозировала автору этой статьи на лестнице.

Эстонцы и французы

Всего у прадеда Анны Глебовны, Александра Ивановича Бабинина было четыре брата (Виктор, прадед Ларисы Константиновны, Иван, Василий и Пётр). Ни один из них не жил в доме Бабининых, утверждает Анна Глебовна, потому что у каждого было своё дело. Например, брат Иван переехал в Москву и держал там большое льняное производство, другой брат занимался бизнесом в Рыбинске…

Кто-то из них (может, Василий, а может, Пётр) после Октябрьского переворота эмигрировал во Францию. Во всяком случае, однажды Александра Александровича Бабинина вызвали в «большой дом» в Ленинграде и спросили, не имеет ли он, случайно, родственников за границей.

Александр Александрович (в центре) с друзьями.

Глеб Александрович, его сын, к тому времени уже имел солидную должность в закрытом советском институте и поэтому Александр Александрович, конечно же, категорически отверг такое предположение, однако в преклонном возрасте сознался внучке, что некоторые французы могут оказаться её роднёй.  

При этом в семье сохранилась старообрядческая библия, поэтому по одной из версий, Бабинины оказались такими предприимчивыми не просто так, а потому что происходили из старообрядцев и имели поэтому коммерческую жилку.

Александр Александрович (справа) с другом.

У самого Александра Александровича братьев не было, а только три сестры: Евгения, Елена и Антонина. Вот они на фотографии:

Бабушка Александра Александровича по отцу была родом из Валги и эстонкой по национальности. Её дочь Татьяна Гавриловна Тепо (Александр Александрович так и писал во всех анкетах её фамилию – «Тепо») вышла замуж за сапожника-ремесленника Александра Ивановича Бабинина. А его брат, прапрадед Ларисы Константиновны Бабининой потом якобы женился на её родной сестре.

Однако питерские Бабинины ни про какую сестру Татьяны Гавриловны никогда ничего не слышали. И в красивую легенду про батовских рысаков, запряжённых в свадебную карету, которая везла Виктора и его супругу к венцу, не верят.

Напомним, в 2017 году на вечеринке в доме Бабининых Лариса Константиновна Бабинина рассказала семейное предание о том, как её дед сватался за бабушку, а та поставила ему условие: она поедет к венцу, только если жених повезёт её в церковь в карете самого богатого псковского купца Батова, запряжённой батовскими же рысаками.

Жених якобы разбился в лепёшку, но выпросил у купца Батова ради такого случая его карету и его рысаков. Ведь они были соседями.

«С какой это стати богатейший псковский купец Батов стал бы делать одолжение какому-то сапожнику?» - возмущается Анна Глебовна.

Справедливости ради, надо заметить, что отец нынешней псковской Бабининой, которая Лариса Константиновна, пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Поэтому на вечере в доме Бабининых, который музейщики устроили в её честь, она честно сказала, что знает про своих предков по отцовской линии очень мало.

Не то, что Анна Глебовна Бабинина, которая много общалась с собственным дедом и сохранила кипу документов, подтверждающих его рассказы.

Она, в частности, знает, где находится могила её эстонской прабабушки и как сложилась жизнь этой женщины после смерти прадеда.

Александр Александрович Бабинин (в центре) с сёстрами.

Оказывается, овдовев в 1913 году, Татьяна Гавриловна Тепо осталась с тремя несовершеннолетними дочерьми на попечении сына Александра Александровича. А после революции вышла замуж за приказчика в их собственном обувном магазине.

Жених был моложе её на 17 лет (!). Вместе с новым мужем и младшей дочерью она уехала жить в Черновцы, где родила ещё одного ребёнка в тот же год, в какой родился её первый внук Глеб – отец врача-психотерапевта Анны Бабининой.

О том, что у Татьяны Гавриловны Тэпо была сестра, она же прабабушка Ларисы Константиновны Бабининой, питерские Бабинины, утверждает Анна Глебовна, узнали только из публикации в «Московском комсомольце».

Может, оно и так. Но до чего же эти две нынешние Бабинины (псковская и питерская) похожи! Гены, как говорится, пальцем не заткнёшь).

Фото автора и из личного архива Анны Глебовны Бабининой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру