Ненужный профессор: как псковский университет «омолаживает» кадры

От сессии до сессии живут студенты весело, поется в советской песне. С педагогами, казалось бы, дела должны обстоять примерно так же, но не тут-то было. Преподавателям филологического факультета ПсковГУ в новом учебном году пришлось столкнуться с суровой реальностью «омоложения» кадров. Университет решил сбросить с парохода современности сразу нескольких эксклюзивных для региона специалистов.

Почему адекватно «омолодить» кадры в современном состоянии университета так трудно? Что останавливает самих молодых специалистов от преподавания в вузе? Какова позиция университета? В ситуации разбирался корреспондент «МК в Пскове».

Ненужный профессор: как псковский университет «омолаживает» кадры
Фото: архив ПЛН

Опора опорного вуза

Псковский государственный университет уже давно получает разные, порой противоречивые оценки своей работы. С одной стороны - «опорный вуз региона» (университетов с таким званием в России всего 33, и эти ваши МГУ да МГИМО в их число не входят!). С другой стороны, из года в год выпускники учебного заведения маются на рынке труда, ненужные даже родному региону.

Сотни выпускников покидают стены ПсковГУ ежегодно / Фото: архив ПЛН

Но, несмотря на эти вызовы современности, в псковском университете еще остаются несколько факультетов, где можно получить действительно качественное образование. Один из них – филфак. Студентов самых разных десятилетий выпуска до сих пор роднят впечатления от прочтения древнерусской литературы, занятий старославянским языком и сбора диалектных слов во время практики. Все это, разумеется, благодаря сильному костяку преподавателей.

Без разговоров

И вот, новый учебный год 2022/2023 принес довольно радикальные перемены в жизнь старого факультета. Стало известно, что университет решил не продлевать контракт с доктором филологических наук, профессором Валентиной Охотниковой, а также с кандидатом филологических наук, доцентом Ниной Цветковой.

Напомним, Валентина Охотникова – виднейший специалист региона по древнерусской литературе, а Нина Цветкова десятилетиями несла звание одного из ведущих пушкинистов. Замену преподавателям так и не нашли.

Доктор филологических наук, профессор Псковского государственного университета Валентина Охотникова / Фото: Издательство АСТ

«Со мной вуз не возобновил контракт, который закончился 28 ноября. Университет никак это не объяснил, со мной вообще не разговаривали. Контракт закончился – новый не заключили. Всё», – рассказала профессор Валентина Охотникова корреспонденту «МК в Пскове» о том, как с ней попрощалось руководство ПсковГУ.

На вопрос о том, кто будет вести пары вместо нее, преподаватель ответила более чем лаконично: «Пока, наверное, никто».

Кажется удивительным, что руководство вуза просто отмахнулось от подаривших университету столько лет труда педагогов. Удивительным, но, к сожалению, вероятным.

Кадровая политика университета не всегда проста и очевидна / Фото: архив ПЛН

Часы руководят преподавателями

Причины таких изменений сами преподаватели связывают не только с выбранной вузом кадровой политикой (к ней мы вернемся позже), но и с государственными стандартами в целом.

«Мы не составляем образовательные планы самостоятельно и не прописываем образовательные программы – они приходят сверху. Сейчас сокращаются часы по литературе, и новое количество уже не требует такого числа преподавателей. Тем более, что есть тенденция к омоложению кадров. Мы с Ниной Викторовной Цветковой самые старшие – с нами просто не возобновили контракты», – представила свое видение ситуации Валентина Охотникова.

Впоследствии заведующий кафедрой предложила профессору вести несколько предметов в формате почасовой работы. Грубо говоря, взять на себя четверть ставки. Речи о том, чтобы перевести педагогов на положение научных сотрудников, увы, не шло. Пришлось соглашаться на то, что есть.

Меж двух огней

Поведение вуза кажется максимально нелогичным – почему сначала нужно не продлевать контракт с педагогом, а после все ж пытаться его удержать? А ларчик просто открывается: вероятно, руководство вуза пытается усидеть на двух стульях.

Привлечение молодых кадров - один из приоритетов ПсковГУ / Фото: архив ПЛН

С одной стороны, перед университетом стоит задача освоить и внедрить в свою жизнь программу развития «Приоритет-2030» (прописанная министерством образования, на минутку), заставляет задуматься над обновлением состава сотрудников.

С другой стороны, на носу аттестация, обязательная к прохождению раз в 5 лет. И от требований иметь определенный процент профессоров в преподавательском составе факультета скрыться здесь будет тяжело – приходится выкручиваться.

Абсурд или утопия

Пытаясь прояснить телодвижения вуза в собственной кадровой политике, «МК в Пскове» направил запрос в университет. В ответ в ПсковГУ пояснили: распоряжение правительства РФ утвердило единый план развития России до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Именно в этом документе значится довольно масштабная цель – ввести Россию в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Добиться этого планируется, в том числе, за счет создания эффективной системы высшего образования.

Одним из шагов на пути в светлое образованное будущее должно стать увеличение доли «молодого» профессорско-преподавательского состава до 35 лет. Уже в этом году она должна подняться до 31,5% от общего числа педагогов, а к 2030 году – до 35%.

Далеко не каждый студент сможет стать научным сотрудником / Фото: архив ПЛН

И если вы думаете, что университет уже приступил к реализации этого плана, начав омолаживать преподавателей путем увольнения профессоров, то, конечно, глубоко ошибаетесь.

Отвечая на вопросы издания, в ПсковГУ подчеркнули: процессы естественной «смены поколений», происходящие в вузах России, «отнюдь не сводятся к увольнению одних работников и трудоустройству других. Напротив, эффективный научно-педагогический коллектив формируется в условиях передачи знаний и опыта от старших педагогов и научных работников к более молодым».

Но ведь, при этом, сами преподаватели старой школы не выступают против идеи вдохнуть в факультеты молодую жизнь. Вовсе нет. Однако, как подчеркнула профессор Валентина Охотникова, думать о подготовке кадров на замену нужно заранее, а не по факту ухода педагогов.

Учить или учиться?

Ощутить на себе прелести пребывания в статусе молодого преподавателя смогла выпускница факультета русской филологии иностранных языков Надежда Левченко. Работать в открытом институте русского языка и культуры имени Евгения Маймина под руководством профессора Аиды Разумовской она начала еще в студенческие годы. Сначала помогала организовывать мероприятия для школьников и студентов, позже стала вести занятия у иностранных студентов.

Преподаватели недовольны программами, по которым нужно обучать студентов / Фото: архив ПЛН

«Может быть, этим объясняется такое ко мне доверие, может быть – кадровым голодом. Мне предложили часы русской литературы у иностранных студентов на подготовительном отделении. Здесь разноязычные студенты из разных уголков мира учили русский язык, знакомились с культурой нашей страны для того, чтобы адаптироваться и облегчить поступление в российский вуз и первые годы студенчества. Потом к занятиям по литературе добавились пары русского языка как иностранного», – поделилась с корреспондентом «МК в Пскове» Надежда Левченко.

К такому непростому делу, как занятия с едва ли говорящими по-русски студентами дипломированный филолог отнеслась как к вызову самой себе, испытанию своих знаний и способностей и, конечно, к возможности получить необычный опыт.

Молодым преподавателям часто оказывается трудно адаптироваться на работе / Фото: архив ПЛН

Сейчас Надежда Левченко обучается в аспирантуре ИРЛИ РАН, и о планах вернуться в родной регион пока однозначно говорить не спешит.

«Я поступила в аспирантуру с тем, чтобы вернуться в Псков и преподавать. Сейчас вопрос о возвращении и преподавании снова открыт: я люблю свою работу в Петербурге, здесь гораздо больше возможностей заниматься своим исследованием и, что тоже важно, очень насыщенная (иногда даже чересчур) научная жизнь. Впереди еще год учебы в аспирантуре, у меня есть время подумать», – добавила Надежда.

Набирают по объявлению

И, к сожалению, (извините за каламбур) надеяться на кого-то кроме Надежды Левченко вуз может очень слабо. Работать в высшей школе просто некому – констатируют сами преподаватели.

«Сейчас нет специалистов для замещения научных сотрудников. И студент идет не тот, и программа обучения совершенно другая – преобладают по часам такие предметы, которые не способствуют развитию студента, чтобы быть научным работником», – пояснила свою позицию профессор Валентина Охотникова.

Главную проблему современного высшего образования педагоги университета видят в излишней разносторонности программ. Стремясь сделать студента смыслящим и в математике, и в социальной психологии, и в физкультуре одновременно, современные программы «съедают» львиную долю времени, которое могло бы достаться профильным дисциплинам.

Учебные программы пресыщены общеобразовательными дисциплинами / Фото: архив ПЛН

«До сих пор вспоминаю второй семестр третьего курса, когда у нас было 12 пар экономики, 12 пар правоведения, 12 пар менеджмента и всего 16 занятий по истории русской литературы первой трети XX века. И студенты, и преподаватели оказываются в очень сложном положении: студентам приходится штудировать материал дома, если на это, конечно, остается время после подготовки к парам по тому же самому праву (ведь еще надо зачет сдать по этому предмету), преподавателям – «впихнуть», страшно урезав, огромный и интереснейший материал в указанное в учебном плане количество занятий», – вспомнила свои студенческие годы Надежда Левченко.

Проще говоря, узнать о базовых экономических законах (которые преподают на межфаке) может каждый желающий и с помощью интернет-ресурсов. А вот самостоятельно разобраться в разницах первой, второй и третьей палатализации согласных будет уже труднее.

Вот и приходится ПсковГУ принимать на работу не подготовленных и выращенных на местной же почве научных сотрудников, а буквально набирать преподавателей по объявлению. Кстати, если заинтересуетесь университетом как местом работы – объявления можно посмотреть на портале «Работа в России», сайте самого вуза и на платформах интернет-агентств занятости.

***

Профессор Валентина Охотникова признается: сама она особо не печалится из-за такого резкого сокращения трудовых отношений с ПсковГУ.

«Надо работать с тем материалом, которого набралось много, и его нужно довести до ума. Для этого нужны поездки в Москву и в Санкт-Петербург, в рукописные отделы и фонды», – рассказала она о планах на научное будущее.

Печалиться здесь определенно стоит абитуриентам и только недавно поступившим в вуз студентам. Им придется становиться разносторонне развитыми специалистами, ощутившими на себе все прелести дистанционного обучения и эффективного менеджмента в вузе.

В этой ситуации остается только радоваться уже полученному образованию у настоящих профессионалов своего дела и утирать скупую слезу, читая о новых витках модернизации опорного вуза Псковской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру