Жизнь наощупь: как псковичка с нарушением зрения смогла стать филологом

Первая неделя июля стала чередой настоящих праздников для выпускников вузов. Среди них оказалась и псковичка Лиза Волкова. Она необычная девушка — с четырех лет Лиза полностью потеряла зрение, но это не помешало ей успешно закончить школу и вуз, а также построить далеко идущие планы на будущее.

В беседе с корреспондентом «МК в Пскове» Лиза рассказала о своем обучении на филфаке, любви к игре в шахматы и вязании, а также о том, чем собирается заниматься после выпуска из псковского университета.

«Не знали, что делать»

Особенности здоровья у Лизы приобретенные. До четырех лет девочка была зрячей, но, к сожалению, из-за неудачной операции ослепла. После этого Лиза пошла в первый класс школы №7. Сегодня это специальная коррекционная школа, в которой обучаются и слепые ребята, и дети с нарушениями зрения. Но в 2007 году, когда в нее поступала героиня интервью, в школе учились только слабовидящие дети [в школе начали учить слепых детей только спустя несколько лет - прим.ред.].

«Тогда у нас не было никакого специального оборудования. Первые 4 класса никто не понимал, как меня учить, как со мной взаимодействовать. Все ребята в классе были зрячие, и меня пытались учить как обычных детей. Немного позже придумали специальный магнитный конструктор из палочек для занятий. Параллельно со школой я ходила в библиотеку для слепых — там был энтузиаст, который обучал меня писать шрифтом Брайля», - вспоминает Лиза о тех временах.

Позже, когда девочка уже перешла в 5 класс, в школе сменилось руководство, и вопросами обучения детей с особенностями занялись более серьезно. Немаловажным вкладом стал подарок от местных властей — принтер для печати по Брайлю, компьютер и брайлевский дисплей. Благодаря этому у слепых ребят появилась возможность читать книжки и методические пособия наравне со зрячими сверстниками.

«Радуюсь тому, сколько сейчас есть всего для обучения детишек. В библиотеке есть учебники по русскому языку и по литературному чтению… Когда я училась в начальной школе, такого разнообразия не было», - делится Лиза.

С усовершенствованием технологий у учеников специальной школы стали появляться компьютеры и телефоны со специальной программой, озвучивающие действия, которые производит на экране хозяин устройства. Кроме того, работать с техникой позволяет дисплей Брайля — вещь, похожая на печатную машинку и позволяющая вводить текст в электронном виде.

«Кому-то это удобно, но я привыкла пользоваться обычным компьютером и обычной клавиатурой — выучила слепой метод набора текста. В дисплее Брайля я не нуждаюсь», - поясняет Лиза.

Нет учебников - нет языка

В средней и старшей школе благодаря полученной технике процесс обучения в спецшколе шел уже более уверенно. Конечно были свои нюансы — кто-то из учителей (хоть большинство из них были зрячими) знал азбуку Брайля и просил учеников писать шеститочиями, а кто-то предпочитал собирать тексты в электронном виде. В любом случае, обучение шло. Трудности вызывал у ребят и педагогов только английский язык.

«По английскому языку у нас в школе учебников не было совсем. В университет я поступила со знанием английского на уровне первого класса — знала алфавит и очень базовые фразы. Тогда, уже обучаясь в вузе, начала заниматься с репетиторами и самостоятельно поднимать уровень языка. Сейчас уже могу поддержать неделовую беседу, рассказать о себе и своей семье, попробовать перевести песню. Мне кажется, это уже большие сдвиги», - рассказывает Лиза.

Девушка вспоминает, как в 5 классе родители решили своими силами напечатать часть учебника по английскому языку шрифтом Брайля. Даже за небольшого объема книгу в специализированной типографии Санкт-Петербурга взяли 2 000 рублей (деньги по тем временам немаленькие). Книги хватило буквально на 3 недели — материал прошли, и она оказалась уже невостребованной.

Именно плохое знание английского языка не позволило Лизе поступить в университет на направление «Лингвистика». Что ж, пришлось искать себя в другом.

Я в филологи пойду, пусть меня научат!

Вспоминая о выборе профессии в старших классах школы, Лиза признает: на нее, как и на многих детей, оказала влияние любимая учительница.

«С 5 класса мне очень нравился русский язык. У нас была замечательная учительница, которая вдохновила меня на занятия. Я влюбилась в язык и тоже хотела работать учителем, заниматься с детьми. Тогда я думала о том, что пойду преподавать в школу, о работе в вузе даже не думала — казалось, что там работают и занимаются наукой только небожители», — говорит Лиза.

Альтернативным вариантом для поступления в университет стал психологический факультет. Это относительно новое направление для псковского вуза Лизе предложила мама. Определившись с перечнем необходимых для подготовки предметов, девушка начала готовиться к экзаменам.

Специальные гаджеты для учебы

Закончив 12 классов (в школе, где обучаются дети с особенностями здоровья, учатся 12 лет), Лиза отправилась на внутривузовские испытания, чтобы поступить на желаемые факультеты. На экзамены девушка приходила с ассистентом, которая зачитывала ей вопросы, а после — записывала ответы. Для особенной абитуриентки комиссия выделила специальный класс и предоставила чуть больше времени (кстати, Лизе оно не потребовалось — девушка почти на всех экзаменах справилась с заданиями во время, отведенное для обычных желающих попасть в вуз).

Результаты порадовали: 95 баллов — по литературе, 84 — по русскому языку, 86 — по обществознанию и 70 — по биологии. Конкурентные баллы позволили пройти на бюджет по обоим направлениям. Но Лизино сердце однозначно лежало к филфаку.

Когда Лиза поступила на факультет русской филологии и иностранных языков, здесь сразу усилили волонтерскую работу и нашли для девушки провожатых, которые помогали добраться из дома на пары и обратно.

«Самой передвигаться пока трудно — тяжело перебороть внутренний барьер. Со временем надеюсь это сделать», — объясняет Лиза.

Кроме того, вуз выиграл грант и обеспечил особенную студентку новым компьютером с программой для озвучки действий и специальным плеером с функцией диктофона — он позволял записывать лекции и после переслушивать их.

«Преподаватели относились к моим особенностям с пониманием. Мне зачитывали все, что отображалось на проекторе во время представления презентаций. А на парах по мировой художественной культуре преподаватель даже описывал мне досконально все картины, которые обсуждала группа. Преподаватели часто шли на встречу (особенно — во время пандемии и дистанционного обучения), давали индивидуальные задания, если я не могла делать то же, что и все. Хочу сказать, приятно, когда к тебе относятся как к другим студентам, не выделяя», - вспоминает Лиза.

А главное, помимо учебы, в университете девушка смогла обрести новые увлечения.

Фольклор, шахматы, вязание

Еще на первом курсе Лиза стала участницей фольклорного ансамбля «Плескава». Привела ее туда любовь к мистике, которая с древнейших времен сопровождает русское народное творчество. Увлекла и подача педагогов.

«Особенно привлекла руководитель ансамбля — Елена Эдуардовна Самедова. У нее невероятно сильный голос. А главное, мне был очень близок ее подход. У нее была такая позиция — выступать обязательно должны все участники ансамбля, и неважно, сколько ты занимаешься. Даже если не знаешь песню — выйди и постой вместе со всеми. Я тогда, буквально через неделю после начала занятий, выучила песню, надела русский народный сарафан, привезенный из Германии и пошла выступать», - говорит Лиза.

Также на первом курсе девушка продолжила заниматься своим хобби, которое увлекло ее еще в школьные годы — шахматами. В составе разных команд Лиза Волкова выступала на любительских соревнованиях и спартакиадах, завоевывала медали.

«Но на разряд я не играла. Слепым сложно это делать. Когда играешь на разряд, то, по правилам, если потрогал фигуру — должен сделать ход ей. А как ты, когда ты слепой, можешь не потрогав фигуры, представить их расположение у себя в голове? Еще и нужно представлять ходы противника. Я могу запоминать только 5 своих и 5 противника», - рассказывает о своих спортивных талантах Лиза.

И еще одно увлечение — вязание спицами – она приобрела будучи студенткой. По словам Лизы, мама учила ее вязать еще раньше, но это не давалось, было очень сложно. Получаться начало в Волоколамском центре реабилитации слепых — туда Лиза попала благодаря предложению, поступившему от вуза.

Трехмесячную программу реабилитации девушка успешно прошла за месяц (не хотелось пропускать учебу на филфаке). Помимо вязания она улучшила навыки хождения с тростью и поучаствовала в кулинарных мастер-классах.

«Готовить, чистить овощи и резать их меня учила мама, и делаю я это, как и все люди. Знаю, где и что лежит у меня на кухне. А в Волоколамске меня удивили "фишечки" в готовке, которые нам преподавали. Нас учили жарить картошку так: положить ее на сковородку, поставить на огонь, подождать, пока поджарится с одной стороны. После сковороду надо поставить на стол, подождать, пока остынет и перевернуть картофель руками. Я так, конечно, не делаю — ложкой помешать её гораздо проще. А то проголодаешься совсем, пока ужин приготовишь!» - вспоминает Лиза.

Только вперед

А что же в будущем? На это у Лизы есть вполне конкретный ответ — наука. За годы обучения в университете, она поняла: ее невероятно увлекает этимология русского языка [раздел лингвистики, изучающий происхождение слов — прим. ред.], старославянский и древнерусский языки. В связи с этим в ближайшие дни выпускнице предстоит поездка в Санкт-Петербург и экзамены для поступления в магистратуру СПбГУ. А дальше — в аспирантуру. И, кто знает, может быть, карьера ученого или преподавателя вуза?

Глядя на Лизу Волкову, поражаешься ее умом, целеустремленностью, интересом к жизни. Такого желания идти вперед и познавать мир порой не хватает многим из нас. Мы искренне верим в Лизу и желаем ей только успехов на профессиональном и жизненном пути.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру