На краю обрыва: как спектакль по роману «Над пропастью во ржи» прошёл в Пскове

4 и 5 декабря в Пскове прошли гастроли Донецкого республиканского академического молодежного театра. Отметим, что это уже не первый визит коллектива в Псковский академический театр имени А.С. Пушкина. В рамках гастролей псковичам и гостям города показали две постановки театра – «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Левша» Лескова.

Роман «Над пропастью во ржи» Джэрома Дэвида Сэлинджера является одним из самых известных и значимых произведений в американской литературе XX века. Добавим, что спектакли по этому роману нечасто ставят в России.

По словам режиссёра Максима Ждановича, спектакль впервые показали публике в 2019 году. Однако в какой-то момент его показ приостановили, и только два года назад репертуар Донецкого молодёжного театра вновь начал включать постановку «Над пропастью во ржи».

Что заставило режиссёра обратить внимание на этот роман? Почему возраст актёров спектакля значительно отличается от возраста персонажей? Для какой возрастной категории предназначен спектакль? Всё это в материале «МК в Пскове».

На краю обрыва: как спектакль по роману «Над пропастью во ржи» прошёл в Пскове
Фото: Вадим Боченков

В первую очередь отметим, что визит Донецкого молодёжного театра вызвал огромный интерес псковской публики. Все билеты на спектакль «Над пропастью во ржи» довольно быстро раскупили, а перед началом на улице толпилась очередь из людей самых разных возрастов.

Главным героем пьесы, как и романа, является Холден Колфилд - подросток, который рассказывает о своих переживаниях и внутренней борьбе. Сюжет разворачивается в Нью-Йорке, куда Холден сбегает после того, как его исключают из частной школы Пэнси. В течение нескольких дней он блуждает по городу, встречается с различными людьми и размышляет о жизни, взрослении и утрате невинности.

Фото: Вадим Боченков

Безусловным преимуществом спектакля является то, что в нём сохранились все значимые и важные сцены романа. Постановка длится три часа, поэтому у режиссёра было достаточно времени, чтобы в полной мере раскрыть сюжет и персонажей.

Главные темы спектакля – это изоляция, поиск идентичности и страх перед взрослением. Холден испытывает глубокое недовольство окружающим миром, который ему кажется фальшивым и лицемерным. В своих снах он пытается защитить детей, которые стоят на краю пропасти. Таким образом Холден хочет защитить их потери невинности и детства.

Во время спектакля происходила постоянная коммуникация со зрителями. Актёр, исполняющий главную роль, часто разговаривал с людьми из зала, подходил к ним, задавал вопросы. В какой-то момент он даже попросил девушку, сидящую в первом ряду, выйти на сцену. Таким образом, у поставки появляются черты игрового спектакля. Зритель может ощущать себя частью и непосредственным участников представления.

Фото: Вадим Боченков

Актёр, исполняющий роль Холдена, был значительно старше подростка. И всё же это никак не портило спектакль – наоборот, придавало ему личный характер. Словно взрослый наставник или учитель, Холден рассказывал зрителям свою историю, предостерегал их от своих ошибок и наставлял на верный путь.

Постановка включала в себя минимум декораций, что подчёркивало одиночество Холдена и его внутреннюю борьбу. Огромное значение играли музыка и свет, которые создавали особое настроение в важных для главного героя сценах. Особенно это касается воспоминаний Холдена – например, о погибшем брате. Тогда на сцене был виден лишь силуэт мальчика, который двигался под звуки голоса Холдена.

Фото: Вадим Боченков

Некоторые актёры, исполняющие второстепенные роли, постоянно находились на сцене и взаимодействовали с главным героем. Более того, многие из них взяли на себя сразу несколько персонажей и блестяще справились с их воплощением. Проститутка в нью-йоркском хостеле и в то же время младшая сестра Холдена Фиби, строгий преподаватель и в то же время самоуверенный сосед Холдена Стрэдлейтер, певица в баре и в то же время девушка Холдена Салли.

Фото: Вадим Боченков

Безусловно, кульминацией спектакля является последняя сцена, когда на сцене пошёл дождь. Эта сцена подчёркивает темы утраты и поиска смысла, которые пронизывают постановку. Дождь становится не только фоном, но и важным элементом, который помогает зрителю глубже понять эмоциональное состояние Холдена и его борьбу.

Корреспондент «МК в Пскове» поговорил с режиссёром постановки Максимом Ждановичем и задал ему несколько вопросов про спектакль.

– Чем вас привлёк роман «Над пропастью во ржи»? Почему вы решили поставить его на сцене?

– Для репертуара нам требовалось создать что-то для молодёжи. А этот спектакль всё-таки рассчитан на молодёжь и подростков, а не на взрослую публику. У нас были разные идеи, но я сделал выбор, основываясь на своих детских впечатлениях. Тогда эта книга больше всего меня зацепила. Это одно из моих любимых подростковых произведений. Где-то оно изменило меня, повлияло на формирование моей личности.

Фото: Вадим Боченков

– Во время спектакля у вас постоянно происходит коммуникация со зрителями. Для чего она?

– Жанр спектакля – разговор. Это есть и в романе Сэлинджера – Холден Колфилд всегда общается с читателями. Возможно, у нас ещё не до конца получилось сделать конкретно откровенный разговор, но всё-таки это разговор. Некоторые говорят: «Холден у вас такой взрослый!» Но ведь это из-за того, что он рассказывает историю, которая произошла с ним. Рассказывает сидящим перед ним людям, чтобы они не совершали его ошибок. Словно отец рассказывает ребёнку про то, как он в первый раз закурил сигарету. Он ведь не может вновь превратиться в четырнадцатилетнего подростка. Это разговор взрослого человека с подростками. При этом взрослый использует не назидательные, нравоучительные высказывания, а рассказывает всё на своём опыте. Поэтому в спектакле должна быть доверительно-разговорная постановка.

Фото: Вадим Боченков

– Хоть спектакль предназначен для молодёжи и подростков, в зале было много взрослых и пожилых людей. Как вы думаете, они могут понять смысл спектакля?

– Для них это специфический спектакль. Книга вообще в какой-то степени странная. Когда мы впервые поставили этот спектакль, то получили очень противоречивые отзывы. Я понял, что это произведение вызывает либо огромное отторжение, зрители говорят: «Что за ноющий дурак ходит по сцене? Его бы ремнём выпороть». А другие, наоборот, его любят. Для меня эта книга будет одной из любимых до конца моих дней. Я буду продолжать её понимать и чувствовать. Уверен, что среди зрителей есть такие же.

Фото: Вадим Боченков

– Вы приезжаете в Псков уже не в первый раз. Как вам город и театр?

– Гастроли в Псков были нашими первыми по-настоящему большими гастролями. Конечно, Псков это ошеломляющий город, особенно, когда смотришь на Кремль, Довмонтов город, на эти раскопки, фундаменты церквей. Здесь я в первый раз понял, что такое история, когда мне сказали: «Смотрите, эту часовню построили при Иване Грозном». Сколько же веков прошло, и она до сих пор стоит! Нам очень понравился красивый парк с утками. И, конечно, театр сразу отнёсся к нам с любовью и добротой. Иногда на гастролях сталкиваешься с какой-то стеной, но тут такого не было.

Фото: Вадим Боченков

Спектакль «Над пропастью во ржи» – это сложная и в то же время очень важная постановка, которая раскрывает многие значимые проблемы. Среди них проблема взросления, одиночества и непонимания, поиска себя, семейные отношения. Хоть постановка в большей степени предназначена для молодёжи и подростков, проблемы остаются актуальными для людей любого возраста.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру