«Цифровизация от А до Я»: что такое «Социальный навигатор Псковской области»
Поделиться
Фото: Правительство Псковской области
В Псковской области появился новый сервис, который позволит псковичам быстро получить меры соцподдержки по линии здравоохранения, образования и досуговой деятельности.
"МК в Пскове" вместе с начальником управления цифрового развития и связи правительства Псковской области Виталием Рахмановым разбирался, как портал может помочь псковским получателям льгот по всем сферам жизнедеятельности.
Региональный информационный портал «Социальный навигатор Псковской области» доступен всем псковичам по ссылке:https://soc-nav.pskov.ru/.
- Пользуется ли популярностью данный портал?
- Портал доступен для граждан недавно, поэтому однозначно оценить его популярность на текущем стартовом этапе пока что затруднительно. Но уверены, что портал будет очень востребованным, поскольку он дает информацию о мерах поддержки и услугах в удобном формате, в понятном виде и в одном окне.
- Как это упростило работу госслужб и каких именно?
- Портал уже начали использовать сотрудники ведомств, непосредственно предоставляющих услуги (в первую очередь, органы социальной защиты). Опять же, на начальном этапе делать какие-то объективные выводы о его влиянии на работу сотрудников наверное преждевременно. Но оценить его потенциал и первый опыт использования можно.
Например, есть основания полагать, что использование портала поможет обучению новых сотрудников, так как новые специалисты смогут быстро сориентироваться в перечне региональных мер поддержки и условиях их предоставления без глубокого погружения в нормативные правовые акты.
- То есть, открыв портал, даже неопытный пользователь сможет сразу найти нужный ему тип социальной поддержки: в сфере образования, спорта, здравоохранения, получения прочих соцльгот?
- Также есть понимание, что удобная структура портала, группирование мер поддержки по разделам - «жизненным ситуациям» упрощает и ускоряет первичное консультирование заявителей о доступном перечне мер поддержки в зависимости от их ситуации.
- Искусственный интеллект, примененный в данном сервисе, насколько он с Вашей точки зрения, удобен и корректно отвечает на запросы псковичей?
- Конечно же применение искусственного интеллекта (ИИ) делает работу с информацией удобнее. Информация от ИИ подается в простой и очень понятной форме, без чиновничьего диалекта, без нагромождений ненужных в практическом и бытовом смысле юридических формулировок. При этом содержание информация сохраняет все важные для граждан моменты: что из себя представляет мера поддержки, кто ее может получить, что для этого нужно и куда можно обращаться.
- Своего рода оперативная консультативная помощь?
- Искусственный интеллект дает корректную «подсказку» о мере поддержки на основе анализа нормативных правовых актов. А это значительно упрощает восприятие информации, позволяет быстро сориентироваться в порядке получения услуги без изучения правовых документов.
- Снизит ли появление такого сервиса нагрузку на соцслужбы?
- Да. Описание мер поддержки на портале дополнено ссылками на сервисы Госуслуг. В случае, если возможность подачи заявления на получение меры поддержки реализована в электронном виде, пользователь может перейти на форму заявления на Госуслугах и направить его онлайн, без посещения ведомств.
- Правильно ли я понимаю, что теперь псковичи могут получить консультацию онлайн, а раньше им приходилось приезжать в профильное ведомство для того, чтобы адресовать свои вопросы профильным специалистам?
- Верно, портал позволяет фактически получить первичную консультацию о положенных региональных мерах поддержки не посещая госорганизации.
- Какие виды услуг могут получить псковичи в данном навигаторе?
- Портал носит прежде всего информационный характер. Его цель — помочь сориентироваться в региональных социальных мерах поддержи.
- Навигатор получился удобным?
- Все меры разделены на портале на 12 категорий в зависимости от категории граждан и «жизненной ситуации»:
семья и дети;
установление льготных статусов и выдача удостоверений;
занятость и труд;
социальное обслуживание;
потеря близкого;
меры поддержки старшему поколению;
здоровье;
образование;
участникам СВО и их семьям;
меры поддержки для инвалидов;
малоимущие одиноко проживающие граждане и малоимущие семьи;
многодетная семья.
Описание каждой меры поддержки содержит: полное наименование, условия получения, результат, необходимые для получения меры документы, информацию, куда обратиться за получением меры поддержки, нормативно правовые акты, регулирующие предоставление меры поддержки.
- А связан ли этот новый портал с сайтом государственных услуг?
- С портала можно перейти на Госуслуги и заполнить электронное заявление на получение меры поддержки. При возникновении дополнительных вопросов можно направить обращение через сервис «Сообщить о проблеме».
- Какие еще сервисы и удобные порталы ждать псковичам до конца года?
- До конца года планируется запустить портал для граждан старшего поколения в рамках региональной программы «Активное долголетие». Здесь будут представлены полезные сервисы для граждан пожилого возраста, информация о программах, курсах и кружках, а также анонсы мероприятий, проводимых в рамках программы.
Также Управлением цифрового развития и связи Правительства Псковской области проводится работа по переводу официальных сайтов госорганов и госучреждений на единую платформу Госвеб.
- А насколько пользователям будет удобно привыкнуть к интерфейсу портала?
- Все сайты на этой платформе имеют единый стиль, единообразную удобную структуру, что позволяет проще ориентироваться на их страницах и находить нужную информацию.
На платформе Госвеб уже созданы сайты всех органов местного самоуправления Псковской области и всех медицинских организаций. До конца 2025 года планируется завершить работы по созданию и наполнению сайтов социальных организаций Псковской области.
Кроме того, хочется отметить развитие региональных информационных сервисов на Госуслугах. В 2025 году начата (и безусловно будет продолжена в дальнейшем) работа по «обучению» цифрового ассистента «Робота Макса» в части региональных услуг и сервисов.
С июля 2025 Робот Макс на Гоуслугах начал консультировать жителей Псковской области по региональным цифровым сервисам в сфере образования (информация по образовательному порталу Pskovedu, вопросы по электронному дневнику и журналу).
Также хочется напомнить, что в Псковской области недавно была создана интерактивная карта доступных точек Wi-Fi. Она объединяет информацию о всех функционирующих точках доступа в Интернет. Эта карта в постоянном режиме пополняется информацией о новых точках Wi-Fi. Кроме того, там можно найти сведения и о функционирующих банкоматах.
- Благодарю Вас за подробный и предметный разговор о существующих онлайн-сервисах, доступных псковичам.