МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

Машиноместо пусто не бывает: как решается проблема с парковками в Пскове

«Я каждого клиента в лицо знаю. Куда они теперь пойдут?» - расстраивается охранник платной автостоянки, расположенной на улице Рокоссовского, 1В. Недавно стало известно о том, что стоянка прекратит свое существование. А значит, перед 130 псковичами, постоянно оставлявшими здесь авто, возникнет проблема: где парковаться - на газоне или «в подъезд»? И такая проблема ежедневно стоит перед десятками тысяч других горожан.

Ходатайство

Впрочем, прежде чем проблема возникнет, горожане решили побороться за «место под солнцем». На сайте губернатор60.рф за несколько дней появилось сразу три обращения к главе области с просьбой содействовать сохранению платной парковки. «В нашем 10 микрорайоне вышеуказанная автостоянка является очень востребованной и необходимой, так как и без того все дворовые территории, в том числе зеленые зоны и детские площадки, заставленные транспортными средствами, окажутся полностью «захвачены» хаотичными автостоянками, что приведет за собой напряженность в обществе, в связи со скоплением автотранспорта в придворовых территориях», - пишет, в частности, Сергей Городнов.

Один из авторов считает, что стоянка «помешала» ГП «Псковпассажиравтотранс», которое планирует расширить автобусную стоянку. А другие уверены, что после закрытия парковки этот участок опустеет - как множество других завеличенских парковок. Например, на пересечении Рижского и Рокоссовского (за кафе «Березка») или на улице Западной, 30А (кстати, судя по кадастровой картой, назначение этих участков по-прежнему - «для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства»).  

Принсткрин кадастровой карты - парковка на Рижском, 92А

По одной из жалоб уже появился комментарий председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Бориса Елкина. По словам чиновника, земельный участок, где расположена парковка, находится в собственности Псковской области и начиная с 2013 года передан ГППО «Псковавтотранс» в аренду на 49 лет для размещения на нем площадки для стоянки городского пассажирского транспорта.

«В рамках рассмотрения Арбитражным судом Псковской области иска ГППО «Псковавтотранс» к ИП Харченко (владелец существующей стоянки) установлено, что использование данного земельного участка под стоянку автомобилей и сопутствующее извлечение прибыли ИП Харченко является незаконным. На основании изложенного существующая стоянка подлежит ликвидации», - резюмирует Борис Елкин.

Не совсем понятно, на каком основании частная парковка разместилась на землях муниципалитета и почему вопрос с парковкой оставался открытым в течение шести лет.

Ситуацию прояснил первый заместитель генерального директора ГППО «Псковавтотранс» Алексей Семёнов. По его словам, данный земельный участок относится к непрофильным активам предприятия, использовать его ГППО никак не может, но за использование платит. Когда участок передавали в аренду «Псковавтотрансу», стоянка там уже была. Предприятие обратилось в комитет по имуществу Псковской области с просьбой о возврате участка в пользование собственника, то бишь региона. На этом этапе и возникла проблема с парковкой: вернуть можно только пустой участок, так сказать, в первозданном виде. Суды длились несколько лет, в итоге было принято решение: стоянка должна быть ликвидирована.

«Вопрос о дальнейшей судьбе стоянки надо решать с КУГИ, а не с нами, - подчеркнул Алексей Семенов. - КУГИ может объявить торги для предпринимателей на этот участок - под автостоянку, под что угодно. Или же ИП может попытаться узаконить свой бизнес. В любом случае ГППО - хозяйствующий субъект, не имеющий права сдавать участок в аренду. Землей распоряжаться мы не можем».

Казалось бы, частный спор двух хозяйствующих субъектов. На самом деле эта частная история - яркий маркер общей ситуации с парковочными местами в Пскове. Из-за стоянок в некоторых дворах войны разворачиваются страшнее и абсурднее, чем в гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Чем дальше в Псков - тем меньше места

Фото: Псковская Лента Новостей

В марте этого года стало известно, что Псковская область вошла в десятку регионов с наибольшим количеством автомобилей (по данным портала «За рулем»). На 1000 человек в нашем регионе числится 362 машины (для сравнения: в Санкт-Петербурге - 353 штуки). Все это богатство, конечно, надо куда-то девать. Гаражи есть не у всех, да и оставлять машину где-нибудь в Любятово, чтобы потом общественным транспортом добираться до Юности, например, тоже не айс.

В большинстве случаев горожане решают проблему стихийно - забивая автомобилями любой кусочек пространства перед домом. Неудобно всем, более того - опасно: машины скорой помощи и пожарных расчетов не могут подъехать к подъезду, дети и пожилые люди лишаются возможности спокойно отдыхать на придомовых площадках.

Самые передовые псковские дворы нашли цивилизованный способ решения проблемы, договорившись с домоуправлением об оборудовании стоянок на общедомовой территории - парковки включали в проект ремонта двора или же выгораживали от основной площади, засыпая гравием.

А что делает в этой сложной ситуации администрация города? По словам заместителя главы администрации Пскова Валентины Зубовой, в последние два года муниципалитет предпринимает меры по снижению остроты проблемы парковочных мест в Пскове. В частности, в нормативах, которые должен учитывать застройщик при проектировании многоквартирных домов, увеличены требования по количеству парковочных мест на одну квартиру (было 0,24, стало 0,7).

Сложнее приходится в тех районах города, где застройка давно сложилась, например, в центре. Здесь вопрос пытаются «снять» в ходе плановых реконструкций - как это было в случае с улицами Калинина и Свердлова, как это будет с Поземского и Фабрициуса. В рамках работ обустраивают дополнительные карманы для парковки транспорта. К слову, несмотря на распространенную практику взимания платы за парковку в исторических центрах ряда российских городов, псковская администрация не планирует перенимать опыт соседей и сохранит свободный доступ к общественным стоянкам.

Хорошо, раз существует проблема - почему бы бизнесу не взяться за ее решение? Вот же она - не занятая конкурентами ниша. Попытки наладить взаимовыгодное сотрудничество между городом и предпринимателем в вопросах организации автомобильных стоянок были. Например, в ноябре 2014 года Иван Цецерский, бывший тогда главой Пскова, заявил, что в 2015 году начнётся строительство первой многоярусной парковки на месте частных гаражей на пересечении улиц Кузбасской дивизии и Западной. Он заявил, что запущен процесс выделения участка и поиска инвестора. Но то ли участок так и не выделили, то ли инвестора так и не нашли - долгожданной современной парковкой Псков так и не обзавелся.

В разговоре с журналистом «МК в Пскове» Валентина Зубова напомнила, что платные автостоянки были популярны 15-20 лет назад. В настоящее время, по мнению муниципального чиновника, этот бизнес стал невыгодным. Чтобы открыть парковку, предприниматель должен соблюсти ряд требований, в том числе по оборудованию ливневки, по обеспечению участка электричеством, заключить договор на вывоз мусора. Нельзя просто так взять, огородить участок земли и назвать его стоянкой. По мнению Валентины Анатольевны, арендная плата, скорее всего, не покрывает расходов предпринимателя на открытие и дальнейшее содержание платной парковки. Причина проста: такие услуги не пользуются спросом, так как местные жители предпочитают парковаться во дворах.

Интересно, что, по данным на 2014 год, средняя себестоимость квадратного метра простейшего наземного паркинга с минимумом инженерных систем составляет около 17 тысяч рублей за квадратный метр и выше. Срок окупаемости такой стоянки в среднем – от 5 лет. 

Без контроля

Фото: Псковская Лента Новостей

По мнению активистов общественного движения «Убитые дороги Пскова», проблема парковок изначально связана не столько с их отсутствием, сколько с нежеланием городских властей осуществлять контроль в данной сфере.

Такие функции могла бы взять на себя так называемая «коммунальная полиция» - в России есть опыт создания таких структур. К примеру, в Ижевске такое подразделение создано в структуре мэрии. А в Пензе в 2014 году сократить численность сотрудников городской и районных администраций и создать за счет освободившихся людей отряды коммунальной полиции мэру города предлагал губернатор. Действуют такие структуры и в ряде европейских стран.

Предполагается, что «коммунальная полиция» может заниматься правонарушениями, которые не вошли в федеральный КоАП и закреплены в местном Кодексе. «Закон «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» носит формальный характер, несмотря на то, что там прописаны штрафы по всем статьям, в том числе предусмотрено наказание и за парковку на газоне, - говорит активист «Убитых дорог» Николай Мельков. - Но этот закон, во-первых, «криво» написан (что такое «зеленая зона»?), во-вторых, никто не контролирует его соблюдение. Чтобы не было правового нигилизма - надо следить, иначе ничего не добьемся».

«Я понимаю, что все хотят ехать домой, чуть ли не в подъезд, но надо все-таки сознавать, что есть какие-то правила поведения, - поясняет свою позицию Николай. - Нигде ведь не пройти: машины стоят на поворотах, на углах - не пройти пешеходам, мамочкам с колясками, пожилым людям. В том районе, где я живу, после 10 вечера на улицу лучше вообще не ходить, потому что пройти между машинами, не испачкавшись, практически невозможно».

Автовладельцы не думают о других людях и в том смысле, что паркуясь на газонах, они не только портят его, превращая в вечное месиво, но и после разносят эту грязь по тротуару, усложняя процесс уборки дворовых территорий.

Более-менее приемлемая ситуация с придомовыми парковками складывается в новых спальных районах. В центре - беда, здесь Николай полностью согласен с горадмином, отстаивая, правда, свою любимую идею: сердце города надо делать пешеходным - иначе получается «кавардак». Яркий пример - реконструкция улиц Калинина и Свердлова, при которой, по словам активиста-общественника, было допущено множество технических ошибок, включая установку знаков парковки.

Платные стоянки могут стать одним из позитивных способов решения проблемы нехватки парковочных мест в Пскове, считает Николай Мельков. Логика проста: размер штрафа за неправильную парковку составляет от 1000 до 1500 рублей. «Это один штраф, а паркуетесь вы каждый день, - говорит наш собеседник. - По сути за эти же деньги вы арендуете место на месяц».

К тому же, напоминает Николай, в ноябре прошлого года Судебная коллегия Верховного суда, разъяснила, что в гостевых карманах автомобиль можно парковать только на короткое время. Те же, кто оставляет автомобиль в гостевых карманах на длительный срок, нарушают действующие Санитарные правила. Это решение ставит парковку в гостевых карманах вне закона. В общем, возможность парковаться на платной стоянке могла бы стать гарантией не только целостности авто, но и сохранности дензнаков в наших кошельках.

***

Понять, что проблема с парковками в Пскове остра как никогда, легко: достаточно выглянуть в окно. Вот, например, мой двор: прямо сейчас так называемый газон (он у нас просторный, соток 15) пересекает наискосок внедорожник. Под одной из березок паркуется мужичок. Вру - три мужичка. У каждого уже годами «накатан» свой подъезд к месту стоянки. У двери в подъезд, ровно посеред входа, красуется черный джип («а где мне еще парковаться, по твоему мнению?» - перл от владельца джипа).

А что видите вы? И еще интересно - какие пейзажи псковских дворов и улиц увидим мы с вами лет эдак через десять? Сбудется ли мечта нового главы города Елены Полонской о том, что ««Псков должен быть городом, в котором хочется жить: гостеприимным, уютным и комфортным, в первую очередь для проживания псковичей»?

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах