Ледовое побоище – историческая победа, без мифов и стереотипов

Князь Александр Невский и битва на Чудском озере стали темой обсуждения на очередном круглом столе псковского отделения Российского военно-исторического общества и Псковского музея-заповедника. Мероприятие прошло в День воинской славы России, 18 апреля.

О чем спорили его участники, и какие неожиданные факты открывали, какое мнение о псковских историках высказал помощник президента, руководитель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский - обо всём в репортаже «МК в Пскове».

Ледовое побоище – историческая победа, без мифов и стереотипов
Круглый стол состоялся в Пскове

Псковское отделение Российского военно-исторического общества на постоянной основе становится организатором круглых столов. В ходе этих мероприятий местные эксперты: историки, краеведы, археологи, музейщики, представители епархии и педагоги - могут обсудить интересующие их вопросы и обменяться мнениями о событиях минувших лет.

Прошедший год работы запомнился псковичам двумя конференциями: на тему осады Пскова войсками Стефана Батория и о событиях Великой Отечественной войны на Псковщине. На этот раз тема круглого стола звучала так: «День воинской славы России: Ледовое побоище (1242 год)». Символично, что именно 18 апреля отмечается День воинской славы России – праздник в память о победе великого полководца на льду Чудского озера.

Открывая мероприятие, руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества Александр Борисов напомнил, что эта важная для всей страны дата была учреждена по инициативе РВИО.

Председатель псковского отделения РВИО, депутат Государственной Думы Александр Борисов

«Мимо даты Ледового побоища пройти нельзя. Это событие обозначило западные границы той державы, которая после стала называться Российской империей, а сегодня - Россия», - добавил он.

А был ли предатель?

Первым взял слово старший научный сотрудник «Археологического центра Псковской области» Сергей Салмин. Он развенчал миф о многократном численном превосходстве ливонских рыцарей над русской дружиной.

Старший научный сотрудник «Археологического центра Псковской области» Сергей Салмин

«Принято считать, что у нас не было никакого войска. И, более того, что в средневековье население крупного города насчитывало всего 1000 человек. Но это не так. В те годы площадь города Пскова составляла около 150 га, а плотность городского населения – не меньше 200 человек на гектар. Это совершенно другие цифры, и такие данные о населении определяют и количество бойцов, которых может выставить город», – подчеркнул докладчик и добавил, что из-за подобной путаницы представления наших современников о Ледовом побоище далеки от средневековых реалий.

Известно, что рыцари Ливонского ордена во время той битвы строились клином (или «свиньей»). Такой клин обычно составляли из 12 шеренг, которые объединяли около 384 человек. Во главе клина шла конница, которая подобно асфальтоукладчику подминала под себя пехоту противника. Внутри клина – стрелки и арбалетчики, прикрывавшие фланги построения.

Чтобы разгромить такую военную машину и обратить врага в бегство - нужно было, в том числе, создать численное преимущество на поле боя. С этой задачей прекрасно справился Александр Ярославович - по немецкой рифмованной хронике на каждого ливонца приходилось по 60 русских воинов.

«И только так, не оставив противнику ни шанса, правильно побеждать!» - подчеркнул Сергей Салмин, развеяв миф о малой численности дружин Александра Невского.

Он также дал оценку итогам Ледового побоища и всей войны 1240-1242 года - ливонцы вынуждены были отказаться от всех претензий на русские земли и очистили ранее занятые территории. Это подтверждает полководческий талант Александра Невского.

Вторым заблуждением, которое до сих пор бытует среди экскурсоводов, эксперт назвал историю о предательстве Твердилы Иванковича. Чтобы понять, почему этого не могло быть, он предложил вспомнить об обстановке, которая складывалась в 1240-1242 годах.

Ливонский орден активно наступал и остановился в 30 километрах от Новгорода, завоевав Ижору и основав крепость Копорье. Только когда угроза захвата нависла над самим Новгородом, было решено дать отпор врагу. Новгородцы не любили прямых столкновений с теми, кто мог перекрыть им торговые пути, поэтому зачастую им было проще отдать приграничные поселения и не реагировать, например, на захват немцами Изборска, но сохранить отношения, пояснил Сергей Салмин.

Псков и Изборск присоединились к Ливонской конфедерации самостоятельным решением и были в своем праве – ведь князя в Новгороде на тот момент не было (Александр Невский вернулся в Новгород позже), а Псков подчинялся новгородскому князю. В такой обстановке город мог взять «любой, кто до него дотянется». И факт законности такого перехода подтверждает то, что Александр Невский не стал устраивать массовые казни в городе после его освобождения, в отличие от Копорья.

«Псковичи держались неделю, город немцам было не взять. Но потом ситуация изменилась. Нет, Твердило Иванкович ворота не открывал. Невозможно взять город, открыв одни ворота, без согласия горожан», - добавил историк и напомнил, что все несогласные с этим решением имели право покинуть сдавшийся город.

Третьим мифом стало утверждение, что Ледовое побоище не упоминается ни в каких летописях, кроме Новгородской. Однако упоминания о нем содержатся и в Старшей Рифмованной Хронике, и в Лаврентьевской летописи, подытожил Сергей Салмин.

Не судите о рыцарях по кино

Затем кандидат исторических наук, начальник исторического отдела Псковского музея-заповедника Максим Колпаков рассказал о вооружении и защитном снаряжении русских и ливонских солдат. Сравнивая элементы доспехов и оружие обеих сторон по археологическим находкам и данным исторических документов, эксперт отметил: вооружение сторон было во многом схоже.

Так, у воинов в Европе были распространены кольчуги – как закрывающие всё тело, так и для частичной защиты (например, кольчужные чулки для ног). На головах у рыцарей, скорее всего, были не массивные шлемы, а шапели (этакая железная шляпа с полями, к которой мог крепиться кольчужный капюшон).

Кандидат исторических наук, начальник исторического отдела Псковского музея-заповедника Максим Колпаков

У русских воинов, судя по находкам, была больше распространена пластинчатая защита. Тем не менее, они носили и кольчуги. Для защиты головы – шлемы (прототипом изображения шлема князя Александра Невского на всех картинах стал шлем, обнаруженный в Лыково, его датируют примерно тем же периодом). Кроме того, и русские, и ливонцы надевали стеганый набивной поддоспешник, который обеспечивали дополнительную защиту. Щит к XIII веку уже уменьшался в размерах, и был не таким громоздким у обеих армий. Кроме схожих мечей и копий, на вооружении и у русских дружинников, и у ливонцев были палицы и булавы, а также топоры.

Историки делают вывод, что русская и ливонская армия, жившие годами на приграничных территориях и имевшие тесные контакты, обладали примерно одинаковым арсеналом вооружений и комплексом защиты. Говорить о том, что одни были в тяжелых доспехах, а другие пришли на сражение налегке - не приходится.

Эти знания очень важно распространять среди любителей истории, непрофессионалов, поскольку многие заблуждаются, представляя себе силы сторон и ход сражения. Часто представления людей формируются на основе впечатлений от фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна или недостоверной информации по первым ссылкам в поисковиках, заключил Максим Колпаков.

Признанная святость

Об одной из сторон личности князя Александра Невского собравшимся рассказал клирик псковского храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Максим Васильев. Он подчеркнул, что князь стал не только руководителем государства, но и канонизированным святым.

«Благоверный – это лик православных святых-исправителей, которые прославляются за праведную жизнь, но при этом не относятся к мученикам и страстотерпцам. <…> Он был вовсе не идеальным и безгрешным, но он стал правителем, который смог остаться верным православию и главным христианским добродетелям – человеколюбию и добродетели, а не властолюбию и корысти», - рассказал иерей Максим Васильев.

Клирик псковского храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Максим Васильев

Священник назвал князя Александра Невского защитником не только границ отечества, но и веры. В те времена для людей была важна не столько национальная, сколько религиозная, духовная идентичность. Именно на нее посягали рыцари Ливонского ордена, заметил клирик и напомнил, что в середине XIII века крестоносцы планировали основать католическую епископскую кафедру в Пскове.

Этот факт насаждения веры стал решающим для Александра Невского в выборе противника. Ведь одновременно с ливонцами на русские земли покушались монголо-татары. Однако князь понял, что в интересах вторых – только земельный вассалитет, что в ситуации выбора было менее значимым.

Народ оценил этот подвиг князя, и именно признание народа стало важным основанием для официальной канонизации Александра Невского, подчеркнул Максим Васильев. Подтверждением правильности решения стало чудо, произошедшее на отпевании князя: будучи уже неживым, он своей рукой взял разрешительную молитву у митрополита, добавил клирик.

Об истории – красочно и доступно

Завершил серию докладов показ программы «Истфакт», подготовленной коллективом ПЛН FM. В этой программе красочно и ёмко рассказывается о ходе Ледового побоища, связанных с этим легендах и мифах, а также о личности князя Александра Невского.

Выпуски программы «Истфакт» на эту и другие темы учителя периодически используют на уроках истории, чтобы интересно и понятно доносить до школьников важные эпизоды российской истории, заметил один из создателей и ведущий программы Артем Татаренко.

Владимир Мединский и единомышленники

Приятным сюрпризом для актива регионального отделения РВИО стала встреча с помощником президента России, председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским. 18 апреля он посетил Псковскую область с рабочей поездкой и почтил память князя Александра Невского у мемориала рядом с местом сражения, в деревне Самолва Гдовского района.

Помощник президента России Владимир Мединский

Заслушав краткий отчет председателя псковского отделения РВИО Александра Борисова о работе за предыдущий год, Владимир Мединский заметил: псковскому отделению везет с активом и руководством. Гость проявил интерес к тематике круглого стола и попросил актив направить ему доклады и презентации, использованные на мероприятии.

Затем собравшиеся смогли задать Владимиру Мединскому интересующие их вопросы. Речь шла о желании возобновить фестиваль реконструкции «Ледовое побоище», который в последний раз проводился до пандемии, о предложении великолучан присвоить государственную награду юной Анастасии Захаровой, которая повторила подвиг Ивана Сусанина в первые месяцы Великой Отечественной войны. Также актив поднял тему увековечивания памяти значимых для псковской земли людей – воеводы Ивана Шуйского и дипломат Афанасия Ордина-Нащокина.

Содержательная беседа увлекла всех участников мероприятия.

«Всех нас объединяет одна идея – любовь к родной истории. Регион в этом смысле – богатейшей, люди – золото. Единомышленники», - оставил свое впечатление о городе Владимир Мединский в своем телеграм-канале.

В истории России и Псковской области осталось еще много славных имен, интересных фактов и громких побед, о которых было бы интересно поговорить в кругу экспертов. Будем надеяться, что псковское отделение РВИО еще не раз порадует местное историческое сообщество возможностью собраться на Круглый стол. «МК в Пскове» и в дальнейшем будет рассказывать читателям о ключевых событиях эпох.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру