Псковские староверы надеются, что переезд Театра кукол вернёт им моленную

12.01.2017 в 17:28, просмотров: 2740

Псковские старообрядцы надеются, что переезд Театра кукол в другое здание поможет им вернуть Древлеправославной Поморской церкви Покровскую моленную на улице Конной.

Псковские староверы надеются, что переезд Театра кукол вернёт им моленную

Как пояснил корреспонденту "Московского комсомольца" в Пскове заместитель председателя Старообрядческой поморской общины города Пскова Арсений Постников, псковские староверы добиваются возращения себе этого храма уже больше десяти лет, но до сих пор готовы были рассматривать возможность обустроить церковь в каком-нибудь другом подходящем для этого помещении, учитывая, что Покровскую моленную занимает Театр кукол – единственное в своём роде детское учреждение на территории Псковской области. Однако новость о том, что власти решили выселить театр из исторического здания, вернула псковским поморцам надежду восстановить там действующий древлеправославный храм.

Ведь это единственное из сохранившихся в нашем городе церковных зданий, которое было построено на деньги псковских староверов и изначально им принадлежало.

Фото Артёма Аванесова.

"Это была не "домовая церковь" купца Батова, как ошибочно утверждается во многих современных публикациях и даже в официальных документах, - уточнил Арсений Постников. – А именно общественная старообрядческая моленная, построенная П. Д. Батовым при его дворовладении потому, что покупать отдельный участок для древлеправославного храма в густо застроенном историческом центре города было слишком дорого и неудобно. Кроме того, потому, что купец-старовер П. Д. Батов являлся попечителем и покровителем Псковской старообрядческой общины".

Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в знаменитый путеводитель Н. Ф. Окулича-Казарина «Спутник по древнему Пскову», изданный в 1913 году, напоминает Арсений Борисович. Там сообщается: «Моленная Поморского безпоповского согласия находится на Старо-Рижской улице, при доме купца Петра Денисовича Батова, и издали обращает внимание своим ярко горящим на солнце золотым куполом. Выстроена господином Батовым в 1906 г. <…>. Кроме того, в самом доме г. Батова имеется особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценнейшими иконами».

По словам Арсения Постникова, до революции в Пскове насчитывалось несколько сотен староверов. При перерегистрации церковных общин, которую советская власть проводила в 1922 году, среди членов общины Покровской церкви была поименована только двадцатка прихожан, хотя и тогда их было намного больше.

В начале прошлого века в Пскове действовали две старообрядческие общины – одна на Запсковье, а другая – на Завеличье. Завеличенская община посещала службы златоглавой моленной на улице Конной - храм Покрова Богородицы при доме Батова. Для запсковской в 1913-1918 годах на Лесной улице (ныне улица Волкова) была построена уникальная церковь во имя Святых чудотворцев Козмы и Дамиана.

Но в период советских гонений на верующих Покровскую моленную в 1924 году закрыли, а храм Козмы и Дамиана разрушили в 1930-е годы.

Во время оккупации Пскова фашистскими захватчиками немцы объявили религиозные свободы для местного населения и дали возможность верующим возвращать отнятые советской властью церковные здания. Воспользовавшись этой возможностью, псковские староверы воссоздали свою общину и получили в богослужебное пользование храм Василия на Горке, где молились почти 10 лет. Но в 1950 году по решению Областного совета депутатов в здании Васильевской церкви разместили Псковский областной государственный архив МВД, рассказывает Арсений Постников, а поморцев переселили в храм Николы Каменоградского на улице Розы Люксембург, где община и проводит свои богослужения до сих пор.

Сегодня представить себе численность прихожан Древлеправославной Поморской церкви в Псковской области позволяют исповедные росписи, где фиксируется количество людей, которые совершают церковные таинства – то есть, приходят в церковь на исповедь во время Великого поста. В самом городе Пскове это от 200 до 300 человек. Но ведь Никольский храм посещают и староверы из других годов и районов Псковской области, - всего несколько тысяч человек. Естественно, что в дни больших праздников им тесно в храме Николы Каменоградского, потому псковская старообрядческая община давно нуждается в дополнительном более просторном помещении.

Несколько лет назад областные власти предлагали псковским поморцам тогда ещё недействующий храм Козьмы и Дамиана с Примостья, но Псковская епархия Русской православной церкви не захотела уступить его староверам.

Поэтому известие о выселении Театра кукол из Покровской моленной так их обнадёжило.

Правда, при этом никто и не подумал посоветоваться с ними о дальнейшей судьбе исторического здания на улице Конной. Они сами начали писать письма во все инстанции, полные решимости теперь-то уж добиться возвращения общине единственного в Псковской области сохранившегося каменного старообрядческого храма, отнятого у псковичей-поморцев советскими безбожниками.

"Лишь используя церковное здание по его исконному прямому назначению для богослужений можно сохранить его первоначальный исторический облик, - объясняет Арсений Постников. – Только такой способ использования этого памятника истории и архитектуры федерального значения является приемлемым ради его сохранности. Ведь даже использование его под театр кукол, пусть и самое безобидное из того что ему пришлось пережить, не было правильным. А уж тем более нельзя продавать это здание с аукциона в третьи руки для использования под гостиницу, ресторан или концертный зал".

"Это будет нарушение прав верующих, и даже оскорбление их религиозных чувств!" – убеждён Арсений Постников.

"Поэтому в целях восстановления исторической справедливости и в соответствии с федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности» Псковская старообрядческая община обратилась в федеральное «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» с просьбой о передаче здания Покровского храма при усадьбе Батова по вероисповедной принадлежности в безвозмездное и бессрочное пользование.

Арсений Постников сочувствует работникам псковского Театра кукол и считает, что их вынужденный переезд может быть оправдан только в том случае, если работники театра обретут новые благоустроенные для их нужд помещения, а здание, которое они почти полвека берегли, как могли, будет передано старообрядческой церкви и отреставрировано с возвращением ему первозданного исторического облика со златоглавым куполом и всем внутренним убранством.