Итак. Пока муж воевал, в постель к его жене повадился кто-то посторонний. Когда же доблестный супруг, он же могущественный военачальник, наконец возвращается домой, притом с богатыми трофеями, он не только застаёт свою благоверную в объятиях другого… На него бросается с вилами собственный глубинный народ…
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/7e/60/c4/9b/085e43957c27d5118df92c0cc43e109a.jpg)
Но всё заканчивается хеппи-эндом, потому что обманутому мужу доходчиво объяснили: «Это не то, что ты подумал». И он поверил. И даже радуется вместе со всеми своими домочадцами, что любовник постарался на славу и в два счёта улучшил его семье, а значит, и всему фиванскому народу не только демографию, но и генофонд (а судя по тому, что мы знаем про фиванцев, у тамошних женщин репродуктивного возраста был не особо богатый выбор).
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/68/2f/ff/98/c1da01c0e63ea0dff74fcba5252860d1.jpg)
А если вы думаете, что такого не может быть, потому что запутались в хитросплетениях античной мифологии, давно не перечитывали Мольера или отвыкли смотреть телевизор, то сходите в Псковский театр драмы и сами полюбуйтесь.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/02/31/ec/d8/0790dd32ce07f0c80701a94f7ea0e34f.jpg)
Там наконец-то поставили настоящую искромётную классическую комедию с пасхалками про новосовершённые грехи наши тяжкие.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/15/76/cf/b7/0a0644b8497d7ea4a08675e3eb3375bb.jpg)
Во время этого представления зрители ржут, как кони, потому что это полтора часа сплошного удовольствия и вилы там резиновые, а «грохочет над полночью» натуральная гроза, а не «эхо прошедшей войны» беотийцев с телебоями.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/01/1a/07/1a/24091e286a99c3df5ff0143b91d9ecf8.jpg)
Заодно убедитесь, как хорошо стихи Жана-Батиста нашего Мольера в переводе Валерия Брюсова ложатся на современную попсовую музыку. Прям как влитые:
«А я и не знал, что любовь может быть жестокой, а сердце таким одиноким…»
Но все ж, с тревогой неизбежной,
Став на колени, я тебя простить молю:
Прости меня во имя страсти нежной,
Во имя нежности безбрежной,
С которой я тебя люблю!
«Ласковый май» отдыхает.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/81/0d/a8/44/4bc0de0818aa3eaf68c4d185e089d5e6.jpg)
Кстати, про «Ласковый май», который, если кто помнит, прославился ещё и тем, что одновременно давал концерты в разных городах, используя в качестве певцов под фанеру многочисленных двойников Юры Шатунова.
Так вот, в пьесе Мольера «Амфитрион» такая же фивня. Потому что пока фиванский полководец Амфитрион воюет в Беотии с телебоями, верховный бог-громовержец Юпитер, воспылав страстью к жене Амфитриона Алкмене, проникает к ней в спальню под личиной её любимого супруга. А Алкмена упорно не замечает подмены.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/93/e0/5c/f9/fe883b87a2225f3f2123682c40c0f77d.jpg)
… И вот, казалось бы, где тот «Ласковый май» и кого сегодня может волновать проблема двойников, но…
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/b9/31/3c/7c/dedb8aaddda9ac36344d94ab513bdae9.jpg)
Старинный сюжет почему-то вдруг заиграл новыми красками. Тем более, что эти двое из ларца, одинаковых с лица (Амфитрион и Зевс) оба ещё и белые, как мел, будто их обоих только что достали из холодильника.
А ну да, они же памятники… тьфу ты! то есть, я хотела сказать, древнеримские статуи. Архетипы.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/a4/f9/55/65/978d31e7e906426eebb8d8d43e085dcb.jpg)
Зевса играет брутальный Георгий Болонев, а Амфитриона – хамелеонистый Анатолий Кузьмин.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/3a/c2/40/1f/3207ecf9969df1380f2ac0419f561166.jpg)
Что хочу отметить. Наконец-то заезжие режиссёры раскрыли нам Болонева как великолепного комического артиста (сначала в эскизе на китайском фестивале, теперь в этом спектакле). А то он чуть было не засиделся в роли каких-то зануд, типа доктора Астрова, полковника Пикеринга или этого… как его бишь там?... Костяна из псковской подворотни, который только и делал, что сурово смотрел исподлобья да демонстрировал публике свои бицепсы.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/64/84/95/6a/f40fef82a2a42e70264ea32bf4f936a1.jpg)
А тут Георгий Болонев в роли Зевса вдруг р-р-раз – и расслабил булки, то есть, я хотела сказать, кубики на животе. Ну милота же.
Анатолий Кузьмин мне тоже нравится всё больше и больше, почему его раньше задействовали только во второстепенных ролях, непонятно. Оказывается, он такой пластичный, что какого угодно обманутого мужа может блестяще сыграть: хочешь – древнеримского, хочешь – древнекитайского. И как герой-любовник тоже наверняка будет весьма хорош.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/f2/83/70/31/127f51fde35b9d714e8df77549596d26.jpg)
Александр Овчаренко в роли Созия, слуги Амфитриона, вообще выше всяких похвал.
А вот за Максима Плеханова мне даже стало как-то тревожно. Он был настолько непривычно сдержан и серьёзен в роли Меркурия, так филигранно вёл свою партию (шаг влево, шаг вправо – расстрел), что я теперь даже и не знаю, что думать про этого казанского режиссёра Ильгиза Зайниева. Зверь, да?
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/92/a8/ef/fe/c382cc169a0e33bdf3e1645adfb6c2dc.jpg)
Про женские образы в спектакле «Амфитрион» поговорим особо. Ведь эта пьеса Мольера вообще-то… как бы это выразиться пополиткорректнее?.. воспевает женщин и возносит их на недосягаемые для олимпийских богов высоты.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/3f/3a/58/be/2f02b736710b26d619070f3be0ee844f.jpg)
Даже мольеровская богиня Ночь (её играет Ксения Чехова), если сравнивать её с Меркурием, относится к своим, так сказать, должностным обязанностям куда более щепетильно. И когда Меркурий передаёт ей поручение Зевса (замедлиться ради его очередной любовной интрижки), она не слишком-то охотно соглашается нарушить заведённый порядок. И сдалась только после того, как Меркурий её недвусмысленно припугнул.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/f6/a5/6b/2f/5a278129ab942540a584e683b879793f.jpg)
Меж тем сам Меркурий пасует перед служанкой Клеантидой (в исполнении Екатерины Мироновой), явно побаиваясь этой мощной земной женщины. Ему даже пришлось её обидеть, что для такого могущественного бога равносильно унижению.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/3d/73/0b/61/ebc0d4b82b38327d776fb0db689e0000.jpg)
Что же касается Алкмены (её играет Анна Шуваева), то Зевсу, по версии Мольера, так и не удалось склонить её к адюльтеру. Она любит бога-громовержца только потому, что он сумел перевоплотиться в её законного супруга. Поэтому все попытки Зевса отстроиться от Амфитриона и разжечь в его жене пламя преступной страсти оказались безуспешны.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/e8/df/9e/bd/1e8291098bdc50d2b82da33c8d79b727.jpg)
Алкмена осталась непреклонна в своей верности мужу, даже когда Зевс взял микрофон и запел, как Стас Михайлов.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/68/af/d9/eb/edf46f1aaf0e1475090676066a1e8c05.jpg)
…А, может, и ещё лучше (я не слышала вживую Стаса Михайлова), потому что атмосфера в зрительном зале моментально наэлектризовалась и какая-то дама в полумраке позади меня вдруг громко сказала Георгию Болоневу «браво». Причём на грудном регистре с придыханием.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/5e/00/1e/ff/3c0f3e4522a857d647ec702c750085a5.jpg)
Но не такова Алкмена, она не поддаётся дешёвому пикапу и в отношениях с мужчинами всегда уверенно гнёт свою линию, хоть и живёт в такое время, когда о гендерном равенстве ещё и не слыхивали.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/01/b9/ff/83/1ae47fca26e95501cf840ba04fc261f5.jpg)
Поэтому когда к ней возвращается её законный муж и начинает обвинять её в измене, которой она не совершала, Алкмена так же решительно гонит его прочь. И при этом заявляет, что отныне он её недостоин.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/17/ab/00/f2/8be0064503bf32d8225c9ff54d422a8f.jpg)
Ох уж этот Мольер с его нетрадиционными ценностями… Нарывается, правда же?
Не буду говорить, что Анна Шуваева в роли Алкмены бесподобна (а когда Анна Шуваева не бесподобна?).
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/4f/af/1d/2a/b3faffc7665d7241f5f28b38d77adb84.jpg)
Лучше напишу несколько лишних слов про Екатерину Миронову.
Обычно мне очень обидно за эту недооценённую актрису, которую режиссёры используют только в каких-то проходных, чаще всего комичных образах. Потому что я видела её в эскизе по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» (в заглавной роли) и знаю, что она способна на многое. В этот раз Екатерина Миронова в роли Клеантиды немножко и та незабвенная Зоя тоже.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/b4/d4/88/d1/32142baee3ddc203449df06136bd8b68.jpg)
Так же, как и Александр Овчаренко в роли слуги Амфитриона Созия в этом спектакле не просто комический персонаж, но и очень симпатичный.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/8a/d0/ce/01/2e752b4626d0d5bd9679d955933bced5.jpg)
Да и вообще все герои этой «грустной комедии», как она называется в афише, получились не плоскими, а по-настоящему выпуклыми, трёхмерными. Даже Зевс, когда он вдруг округлил своё пузико.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/e6/fd/09/fd/7a1dc7a1375cac66854b1da3d0b87fb1.jpg)
Такими же выпуклыми, как садовые гномики, которые создают на сцене массовку.
Кстати о гномиках. На пресс-конференции перед премьерой «Амфитриона» художник Геннадий Скоморохов, который создал для этого спектакля и сценографию, и костюмы, сказал, что благодаря этой работе наконец-то побывал в Пскове. И очень этому рад, потому что Псков сегодня всё равно что Париж – увидеть и умереть настоящему художнику в Пскове, конечно же, есть на что посмотреть.
А художником Геннадий оказался глазастым: ухватил самую суть. Поэтому вместо античных статуй сцену псковского «Амфитриона» украшают выбеленные садовые гномики. Ну спасибо, что хотя бы не барсики.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/8b/b0/9e/6b/e49e91a4aa8e4a974b0ebc1ed373caa0.jpg)
Так ведь и у Созия (Александра Овчаренко) в качестве военных трофеев не какие-нибудь там телебойские писсуары, а наручные часы, которыми он обвешан, словно новогодняя ёлка.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/23/f1/2f/0d/a7167704ceb32516d51d6bee023cdc60.jpg)
Это называется литота – художественное преуменьшение.
А вот вам и метонимия. Когда в финале спектакля Зевс как господин снимает белое пальто (Амфитриона), то под его белыми одеждами обнаруживаются сверкающие доспехи… нет, не римского военачальника, а условного Шумахера.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/de/63/3c/fe/5f5299706a5c41f67a6fface2bbac684.jpg)
И этот преображённый Зевс, он же гонщик серебряной мечты с мотоциклетным шлемом в согнутой руке, ну разве что не поливает сцену шампанским, хотя по ощущениям как будто забрал у Клеантиды садовый шланг и всё-таки поливает.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/36/88/a4/cc/38055ea327c91d1bf14d526a661bfc19.jpg)
А все герои при этом так радуются, как будто у него в руке не шлем, а ракетка, и он вовсе не Шумахер, а Беккер, а Алкмена – это Анжела Ермакова.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/05/17/15/articlesImages/image/26/e9/d3/bd/8f70185c07381eb2865c9a7ed966111b.jpg)
…И только Анатолий Кузьмин в роли подлинного, а не подставного Амфитриона улыбался как-то уж слишком натянуто… Но это потому что он на самом деле очень хороший актёр.