Бесконфликтная история: как псковичи присматривали за «дикими детьми»

В Пскове состоялся четвёртый фестиваль «Другое искусство». На этот раз с участием гастарбайтеров, которые охотно подыграли заезжим артистам, когда увидели, что у них и реквизит, и костюмы в тему

28.05.2019 в 12:19, просмотров: 1512

Из-за этого открытие фестиваля удалось как никогда. Занятые на отделке фасадов улицы Пушкина рабочие будто нарочно начали разбирать леса, едва на тротуаре неподалёку от них появились люди тоже в униформе и тоже с палками, по виду неотличимыми от элементов вспомогательных строительных металлоконструкций, да как начали выделывать все вместе и поодиночке разные замысловатые и притом небезопасные телодвижения, размахивая этими палками во все стороны.

Бесконфликтная история: как псковичи присматривали за «дикими детьми»

Гастарбайтеры сперва притихли, разглядывая танцоров интегрированного театра-студии «Круг II» во все глаза, и, должно быть, гадая, откуда они такие понаехали (вообще-то из Москвы), а потом – давай тоже так.

И картинка сразу же приобрела новые смыслы.

Шоу "Грани". Фото Андрея Кокшарова.

Оказалось, что на всякого «другого» всегда найдётся кто-то ещё более другой.

Шоу "Грани". Фото Андрея Кокшарова.

А если они заодно и дело у них спорится, другим на этом празднике жизни становится наблюдатель.

Шоу "Грани". Фото Андрея Кокшарова.

Впрочем, псковичи затем и разбирают заранее бесплатные приглашения на фестиваль «Другое искусство», чтобы раз в году почувствовать и осознать себя другими.

Скриншот из "Фейсбука".

Точнее, способными на другое.

Фиолетовый танец

Например, после спектакля «Живые картины» Центра творческих проектов «Инклюзион» мы стояли со знакомой возле театра и вслух пытались вспомнить, когда в нашей жизни что-то пошло не так.

Иначе бы мы, конечно, уже давно занимались тем же, чем и создатели этого спектакля. Она бы танцевала в темноте, я бы с помощью компьютерной графики рисовала мультфильмы по мотивам шедевров мировой живописи.

Фото Андрея Кокшарова.

- Тебе-то хорошо, – вдруг заметила моя собеседница. – Ты хотя бы пишешь.

Но слепоглухие люди, как выяснилось, тоже так умеют! А если ты зрячий и всё слышишь, то это КАК надо писать?

В спектакле «Живые картины», кстати, одну из ролей играет вот именно такая не только актриса, но и журналистка, литератор, художник, психолог, театральный и общественный деятель – слепоглухая, как она сама себя называет «Фиолетова Фея Феникс» Ирина Поволоцкая.

Когда она открывала в Пскове выставку своих картин «Фиолетовая экспрессия», то от сказанных организаторами фестиваля в её адрес добрых слов заплакала (Помните оперу «Иоланта»? – «плакать в вечном мраке ночи»).

Ирина Поволоцкая. Фото Андрея Кокшарова.

Между прочим, тоже завидная способность, большинством публичных взрослых людей безвозвратно утраченная. Зрячеслышащие люди в любой неловкой ситуации слишком стараются улыбаться и не шмыгать носом.

Спектакль "Живые картины". Фото Андрея Кокшарова.

На открытии своей выставки в Пскове Ирина, кроме того, прочла собравшимся своё стихотворение («рука в руке – преграды нет, преграды все – в уме») и сказала, что любит танцевать фиолетовое (в «Живых картинах» она как раз играет Фиолетовый цвет).

На открытии выставки Ирины Поволоцкой. Фото Андрея Кокшарова.

А, кроме того, Ирина пыталась нам объяснить, что краски различаются по цветам на ощупь, по запаху и по теплу, которое они излучают.

На открытии выставки Ирины Поволоцкой. Фото Андрея Кокшарова.

Невероятно, но она пишет не только абстрактные картины, но и вполне реалистичные пейзажи.

А в спектакле «Живые картины» «пишет» вместе с шестью другими героями историю искусства – с того момента, когда люди только начали различные оттенки солнечного спектра и пробовать с их помощью выражать себя, до того момента, когда они достигли в этом совершенства и заново смогли увидеть белый свет (в конце туннеля).

Спектакль "Живые картины". Фото Андрея Кокшарова.

Ну и всё, что в этом спектакле происходит, – заодно история рембрандтовского «Блудного сына». Как он встал с колен.

Спектакль "Живые картины". Фото Андрея Кокшарова.

И там есть один особенно сильный момент, который заставляет меня завидовать всем, кто над этим спектаклем работал.

Спектакль "Живые картины". Фото Андрея Кокшарова.

Это когда персонажи картины Матисса «Танец» размыкают руки и разбегаются в разные стороны, и только женщина на первом плане встаёт на четвереньки и всё никак не может отдышаться, вконец обессилевшая.

Она дышит, как бегун марафона или как рыба-латимерия, которая только что выкарабкалась на своих культяпках из мирового океана на сушу.

И вдруг – опа! – стягивает с себя красную личину, и как царевна-лягушка, вмиг превращается в прекрасную юную девушку, сияющую белизной своей наготы.

Спектакль "Живые картины". Фото Андрея Кокшарова.

Но её лягушачья кожа не унимается и вытворяет такое… (зря её никто не сжёг).

Миллион, миллион, миллион чёрных ус

В спектакле «Упсала-цирка», «единственного в мире цирка для хулиганов», «Сны Пиросмани» ещё больше оживших картин, но все они принадлежат одному великому художнику.

Спектакль "Сны Пиросмани". Фото Андрея Кокшарова.

И все они – гимн детству, которое никуда не уходит, ни в какие «города» даже у бородатых-усатых дяденек в чёрном, которые с озадаченным видом пьют налитое из бурдюка вино и торжественно закусывают его редиской.

Спектакль "Сны Пиросмани". Фото Андрея Кокшарова.

Оживляя этот излюбленный Пиросмани сюжет, «кутёжники» из «Упсала-цирка» выстраиваются на сцене рядком со стаканами (по виду кефира), и, картинно отводя руку в сторону, с размаху одновременно осушают каждый свой «рог», после чего демонстрируют публике благоприобретённые седые усы – точь-в-точь как на полотнах великого грузинского живописца-самоучки.

Спектакль "Сны Пиросмани". Фото Андрея Кокшарова.

Усатыми в этом спектакле оказываются и многочисленные актрисы Маргариты, похожие на овечек из первой сцены.

Оказывается так тоже можно было.

Группа «Мультфильмы»

А ещё было можно, как в мультфильме. Чем организаторы фестиваля «Другое искусство» и воспользовались.

В этом году в рамках фестиваля они создали две инклюзивные команды юных аниматоров из псковских коррекционных школ №№ 1 и 4, которые за несколько фестивальных дней сняли по мультику.

Елена Ястребова и Владимир Рудак (в центре) со своими учениками. Фото Андрея Кокшарова.

Одну команду тренировали режиссёр, сценарист и музыкант из Петрозаводска, инвалид-колясочник Владимир Рудак вместе с псковским тьютором Еленой Ястребовой из Центра лечебной педагогики, другую – создатели инклюзивной анимационной студии «Дикие дети» (WildKids), которая находится в Иерусалиме, Макс Эпштейн и Ольга Гольцер.

Мастер-класс по анимации. Фото Андрея Кокшарова.

«Дикие дети» сняли мультфильм о том, как они сходили на экскурсию в бутафорский цех Псковского театра драмы, а команда «Приключения героя» – про осьминога без ног, который, конечно же, не унывает, и насовершал подвигов.

Мастер-класс по анимации. Фото Андрея Кокшарова.

Пока снимали, тренеры сами обалдевали от того, как это работает.

Например, Елена Ястребова (педагог-дефектолог с 30-летним стажем) на третий день пришла в назначенное время на свой же мастер-класс и обнаружила, что взрослые там уже никому не нужны. Что дети не только увлеклись процессом, но и возглавили его, не нуждаясь ни в каких сопровождающих.

Мастер-класс по анимации. Фото Андрея Кокшарова.

Взрослые поняли, что могут идти пить чай или там по магазинам.

Фото Андрея Кокшарова.

Только они не пошли. Потому что им самим ужасно хотелось сниматься в мультфильме и рисовать к нему картинки.

Фото Андрея Кокшарова.

Самый сок

Перед спектаклем «Фабрика историй» фонда «Альма Матер» артисты предложили псковским зрителям тоже поупражняться в творчестве и насочинять каких-нибудь историй. Например, про «входную дверь», «чайник» и «соль». Или про «победу», «собаку» и «луну».

Зрители наперебой старались блеснуть остроумием и оригинальностью мышления, но спектакль потом был не про это, совсем не про это.

В нём, между прочим, играют люди с разными нарушениями, в том числе с аутизмом. Которым, насколько я понимаю, вообще непросто выстраивать отношения с окружающими.

Так вот выяснилось, что это всё не имеет значения (аутизм, синдром Дауна, плохая дикция, рефлекторное подмигивание невпопад и прочие судороги, отсутствие слуха и голоса в музыкальном и немузыкальном смысле этих слов)… когда у человека талант.

Например, талант балагура.

"Фабрика историй". Фото Андрея Кокшарова.

Вот он рассказывает, шамкая и пришепётывая, как пошёл в магазин за соком к новогоднему столу… Точнее, как он пошёл за «морем соков». И методично перечисляет их все до единого («Сады Придонья», «Моя семья», «Рич», «Джей Севен», «Добрый», «Я» и так далее).

На спектакле "Фабрика историй". Фото Андрея Кокшарова.

А вы покатываетесь со смеху, как будто в зале распылили веселящий газ, и сползаете со стула, когда в конце повествования рассказчик вдруг дарит зрителям по сковородке (мысленно) и песню «про ёлочку», не попадая ни в одну ноту.

"Фабрика историй". Фото Андрея Кокшарова.

Потому что.

Наша Таня нет не плачет

А вот такая же бесконфликтная, как весь псковский фестиваль «Другое искусство», «бесконфликтная история» про девочку Машу и её бабушку Веру. И тоже завораживающая.

Историю эту рассказывают двое «рабочих» «Фабрики историй» на табуретке под настольной лампой. За Машу у них деревянная матрёшка, за бабушку Веру – сломанный будильник.

"Фабрика историй". Фото Андрея Кокшарова.

Когда говорит бабушка, артист подкручивает завод у будильника – «дрыньк-дрыньк».

Так вот. Девочка Маша нечаянно лопнула мячик. Бабушка услышала взрыв и бежит из кухни…

«Нет, ещё рано», – шепчет артистка артисту, на миг забывая, что у них «бесконфликтная история», и он послушно прячет будильник под стол, пока она не объявит бабушкин выход.

А потом он сделает «дрыньк-дрыньк», когда бабушка скажет: ну и ничего, купим новый большой мячик. И они вместе будут смотреть, как артистка крутит по столу матрёшку, показывая, что «девочка продолжает танцевать, убирая в танце куски лопнувшего мячика».

Что-то вроде этого театральная студия «Я и Ты» показывала на открытии фестиваля «Другое искусство», после чего худрук Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев объявил, что это первая постановка обласканного самим ВВП номинанта «Золотой маски» Сергея Чехова в новом качестве – как главного режиссёра псковского дрампуша.

Торжественное открытие фестиваля артистами студии "Ты и Я". Фото Андрея Кокшарова.

Но там действо получилось каким-то уж слишком затянутым. «Убирая в танце куски лопнувшего мячика», Чехов забыл про «дрыньк-дрыньк».

(Ой, это ж был бесконфликтный рассказ про бесконфликтный фестиваль).

Не обижай Чарли Бэббита

…Апофеозом этого бесконфликтного фестиваля стал, как обычно, концерт «Воздух-джаз» на открытом воздухе в Центре лечебной педагогики, но я до него не добралась.

Зато я побывала на концерте оркестра «Вита Актива» Польской ассоциации содействия людям с ограниченными интеллектуальными возможностями (Гданьск), который впервые приехал в Россию.

Оркестр "Вита Актива". Фото Андрея Кокшарова.

Оно у них, правда, другое. Искусство. Они с ним обращаются, как с «чарли бэббитом» («не обижай Чарли Бэббита», говорил «человек дождя», помните?), боясь ненароком обжечь хотя бы дыханием.

Оркестр "Вита Актива". Фото Андрея Кокшарова.

Представьте себе «состоятельных кротов» из мультфильма «Дюймовочка», которые уселись в ряд, чтобы поупражняться на счётах. Только вместо счётов у них ксилофоны, по которым они постукивают палочками с войлочными шариками на конце.

Дирижёр взмахивает руками – и полилась нежнейшая музыка, перезвон небесных колокольчиков, с которым неожиданно контрастируют ломаные движения женщины в третьем ряду оркестра.

Оркестр "Вита Актива". Фото Андрея Кокшарова.

Её мучают такие сильные мышечные спазмы, что непонятно, как она вообще соблюдает ритм и попадает своей мохнатой палочкой по дощечкам.

Однако никаких посторонних звуков не слышно. Каждый «колокольчик» на своём месте, и «состоятельные кроты» в первом ряду никогда не промахиваются, предельно сосредоточенные на своих партитурах и на жестах дирижёра.

Дирижёр оркестра «Вита Актива» Мирослава Липиньска. Фото Андрея Кокшарова.

(Моя младшая дочь после этого концерта сказала, что хочет стать дирижёром. Я тоже видела, какими глазами музыканты смотрели на дирижёра и художественного руководителя оркестра «Вита Актива» Мирославу Липиньску. Думаю, это предел мечтаний каждого – стать хотя бы для кого-то одного такой Мирославой).

Для инклюзии руководители польского оркестра предложили трём псковичам - директору Центра лечебной педагогики Андрею Цареву, худруку Псковского театра драмы Дмитрию Месхиеву и саксофонисту Аркадию Галковскому - им подыграть. Месхиева с Царёвым – во время исполнении пьесы про трёх мушкетёров.

Дмитрий Месхиев и Андрей Царёв вместе с оркестром "Вита Актива". Фото Андрея Кокшарова.

Ну Галковский-то понятно, никаких сюрпризов, а вот у Месхиева с Царёвым получилось побыть другими.

Великая сила искусства называется.

Ольга Миронович.