Ректор ПсковГУ: «Университет должен быть включен в развитие своего региона»

«МК в Пскове» поговорил с врио ректора Псковского государственного университета

04.09.2019 в 12:06, просмотров: 2264

Наталья Ильина о ротации кадров, меняющейся моде на столичные вузы, о том, что делать ректору вуза, если студента задерживают на митинге, и зачем университет работает с Псковской епархией

Ректор ПсковГУ: «Университет должен быть включен в развитие своего региона»
Врио ректора ПсковГУ Наталья Ильина. Фото: МК в Пскове

«Мода на столичные университеты за последние два года уменьшается»

- Наталья Анатольевна, ПсковГУ – сложный вуз для поступления, для студентов? Понятное дело, что есть МГУ, есть «Вышка», а вот среди региональных вузов он сложнее, чем коллеги окрестные?

- Слово «сложнее», наверно, неточное. Существует федеральная система приема вуза. И университет, являясь государственным, в этом вопросе действует в рамках правил, которые утверждает учредитель, то есть Министерство науки и высшего образования РФ. Поэтому мы, Псковский государственный университет и, к примеру, МГУ, абсолютно одинаковы для всех абитуриентов.

Другое дело, сложно ли к нам поступить. Я позволю сейчас себе ответить не как врио ректора Псковского государственного университета, а как человек, который достаточно долго работал экспертом Рособрнадзора, Росакредагентства и знающий обстановку по абитуриентам, показателю образовательной деятельности и среднему баллу ЕГЭ. У поступивших в Псковский государственный университет абитуриентов средний балл ЕГЭ в этом году – 65. Средний показатель для российских университетов – это 60 баллов. Пять баллов – это хороший показатель для вуза. Мы набираем абитуриентов, которые показывают более высокие результаты. Да, у нас есть специальности, по которым традиционно очень высокий проходной балл ЕГЭ (к примеру, лечебное дело) и те, на которые можно пройти с невысоким количеством баллов ЕГЭ. Но мы в этом году для себя поставили задачу (даже при приеме зарубежных студентов) улучшить качественные, а не количественные показатели.

Фото: pixabay

- А то, что ПсковГУ находится в одном из самых бедных регионов страны и в то же время между столицей и Петербургом, недалеко Прибалтика, - это как-то влияет именно на вуз?

- Это определенный вызов для реализации основных направлений деятельности университета. В этом году мы увеличили социальный пакет для тех, кто хотел поступить в Псковский государственный университет, но не набрал достаточно баллов ЕГЭ для учебы на бюджетном месте, и не имеет возможности быстро заплатить. Для этой категории мы дали возможность вносить плату поквартально.

Второе мы сделали систему не скидок (мне это слово не очень нравится), а систему процентного уменьшения оплаты от 15% до 50% в зависимости от суммарного результата по ЕГЭ, представляете? То есть мы отреагировали на то, что не у всех абитуриентов внутри семьи есть [возможность] потратить [деньги] на ту внебюджетную программу, которую они выбрали в Псковском государственном университете. Тем самым мы еще обратились к семейному бюджету, откликнулись на то, что есть многочисленные семьи, которые хотят обучаться в Псковском государственном университете, но не имеют на это быстрых денег. Мы выполнили их заказ.

Мы все понимаем, что, обучаясь в Санкт-Петербурге, Москве (даже на бюджете), нужно иметь определенный доход: на оплату общежития, питание, одежду, книги. Для семейного бюджета намного выгоднее оставить ребенка в родном университете. Особенно, если заявлено предоставление абсолютно таких же образовательных услуг.

Врио ректора ПсковГУ Наталья Ильина. Фото: МК в Пскове

- При этом Москва и Питер оттягивают студентов себе?

- Это было всегда. На протяжении всей истории развития университетов в Российской Федерации. Просто соотношение и цифры были разные.

Это зависит от двух факторов. Первый – это целевой прием, в рамках которого у нас с вами всегда уезжают ребята на определенные направления подготовки. Второй – это ребята, которые сейчас уже выстроили себе траекторию развития и поехали на уникальные образовательные программы, которых сегодня нет в регионах. И это нормально, вовсе необязательно в каждом университете региона готовить таких специалистов, их просто не нужно так много. И такие ребята на уникальные образовательные программы приезжают, естественно, в Москву, в Питер.

Но мода на столичные университеты за последние два года уменьшается. Ребята сейчас прагматично подходят к своей профессии. Многие увидели, что получение образование в каком-то столичном университете не является стопроцентным залогом трудоустройства. Лучше быть первым у себя в регионе, чем очередным в столице.

Сейчас практически из любого региона в Российской Федерации от 25 до 30% выпускников школ уезжают. Это нормальная и прогнозируемая ситуация. Вуз, который ведет приемную кампанию, должен это просчитывать.

«Ротация кадров будет за счет мобильного модуля и модуля от работодателей»

- Вы планируете как-то усиливать профессорско-преподавательский кадровый состав университета? Я говорю именно о приглашении преподавателей из других вузов.

- Буквально в конце июля Министерство науки и высшего образования проводило защиту программ опорных университетов. Мы показали новую модель и назвали ее «Клиентоориентированная модель реализации образовательных программ». Внутри всех образовательных программ должны быть введены три абсолютно новых модуля, позволяющие оперативно выстаивать их от запроса.

Первый модуль – мобильный, учебная деятельность. Это может быть и практика разная, в том числе и исследовательская, и дисциплины, которые осуществляются строго (здесь подчеркиваю: строго!) за счет приглашенных специалистов. Эти приглашенные специалисты могут быть из зарубежного университета и из ведущего университета России. Не такого же регионального университета, как Псковский государственный университет (не умаляя абсолютно результативность других коллег наших), а из ведущего университета, потому что именно внутри ведущих университетов находятся специалисты, которые определяют сегодня новые федеральные государственные стандарты. Мы хотим, чтобы наш университет сразу же реализовывал федеральную повестку подготовки специалистов. Да, привлечение специалистов будет. И оно, скорей всего, будет приблизительно в пределах 30 процентов.

Врио ректора ПсковГУ Наталья Ильина. Фото: МК в Пскове

Второй момент – как изменится состав кадровый. Внутри вот этой модели появляется еще один модуль, за который ответственен работодатель этой отрасли. Если мы говорим про журналистику, медиакоммуникации - это уважаемые представители вашей профессии. Если мы говорим про естественные науки, то это представители той отрасли. То есть внутри профессорско-преподавательского состава увеличивается процент представителей работодателей. Они не просто принимают экзамены, не просто берут к себе на практику, а они участвуют в реализации учебного процесса. И тогда, посмотрите, опять-таки происходит обмен профессорско-преподавательского состава и его ротация уже с учетом представителей ключевых работодателей. Да, смена будет. Да, она будет за счет именно мобильного модуля и за счет модуля от работодателей.

- Когда я учился, у нас были лекции. Потом на третьем, четвертом, пятом курсе были практики: одна неделя, потом две недели, потом месяц. На практике, по-моему, гораздо больше можно понять, чему ты вообще учишься, чем в лекционном классе. Прав я или не прав, если думаю, что практики должно быть значительно больше и, может быть, даже больше, чем теории? Потому что она дает то, чего теория в принципе не может дать – опыт.

- У нас реализация образовательной программы идет в рамках государственных стандартов. Спасибо ассоциации работодателей и сегодняшнему учредителю – Министерству науки и высшего образования, которые определили самые широкие рамки федеральных государственных стандартов, внутри которых университет имеет право реализовывать разные модели практик. Вы рассказали о традиционной системе практики. Сегодня для университета поставлены новые задачи. Уже с нового учебного года будем реализовывать разные модели непрерывной практики.

Мы сегодня уже создали несколько рабочих групп по направлениям подготовки, где выстраиваем удобную для работодателей, эффективную для кафедр и в данном случае очень полезную для студентов модель непрерывной практики.

Первая модель начинается с сентября (например, у первого курса магистратуры). Студент приходит к работодателю и выполняет особое задание в еженедельном режиме.

Вторая модель - в первый месяц формируется проектная студенческая группа. Она может состоять из специалистов разных факультетов: это и юрист, это и экономист, это и технарь, это и айтишник. Им ставится общая задача – проблема или запрос – от работодателя. И вот эта группа уже в режиме договоренности с работодателем приходит и отрабатывает эту задачку как на территории университета, так и на территории работодателя.

Третья модель сейчас отрабатывается для подготовки педагогических кадров. Мы знаем, что на уровне министерства уже принято решение, что в школах могут работать студенты. Совместно с комитетом образования мы начали формировать модель непрерывной педагогической практики отдельно для школ.

Для студента теперь важно грамотно отработать практику в зависимости от той сферы экономики, в которую он входит. Это либо производственная деятельность, либо социальные профессии, либо непрерывная практика с пулом работодателей, которые готовы работать с нашими ребятами.

- С тем чтобы потом он у них работал? Или это неважно?

- Студент уже находится в среде этого работодателя. И здесь либо работодатель оставляет этого студента, потому что он увидел, как он рос. Либо сам студент настолько вырастает, что может уйти. Продать себя более выгодно (и это хорошая история), либо открыть свой малый бизнес (это тоже классная история).

«Университет сегодня должен быть ориентирован на подготовку специалиста, который точно поднимет экономику страны»

- Я так понимаю из нашего разговора, что высшее образование сейчас меняется, уходит от старых моделей. К чему тогда стремится Министерство образования? Каким вообще высшее образование в течение 10-15 лет будет? Каким будет вуз?

- Ответить односложно невозможно. Высшее образование сегодня и университет сегодня должен быть ориентирован на подготовку специалиста, который точно поднимет экономику страны. Да, нам нужен образованный человек, но этот образованный человек должен понимать, в какой отрасли экономики он будет полезен. Это первое. Второе: университет должен быть включен в развитие своего региона. Он не просто находится географически на территории региона, он должен включиться в процессы развития своего региона и, более того скажу, должен забегать вперед и выполнять даже экспертную функцию.

И третье: он должен быть сегодня не просто университетом, где можно получить профессию, а он должен стать открытым пространством, когда вне зависимости от возраста ты можешь найти в себе активность внутри этого университета. Ты можешь поменять свою профессиональную траекторию и получить новую профессию. Ты можешь просто набрать новые компетенции. То есть ты остался в отрасли, но хочешь начать свое дело, а значит, тебе нужны компетенции, как начать свой бизнес, как вести налоговую составляющую, как работает 44-й ФЗ. И ты должен понимать, что можешь получить эти компетенции в университете.

Или ты просто как работодатель хочешь вернуться в университет и работать с ребятами. И университет должен быть к этому открыт. Либо ты как житель города хочешь получить сервис какой-либо в университете, начиная от психолого-педагогической консультации и заканчивая какой-то разработкой. Или просто понимать, что здесь есть библиотека для твоего ребенка, спортивная инфраструктура.

Фото: pixabay

- То есть, например, я поработал журналистом, мне стала интересна тема экономики, я вижу, что мне это нравится, и мне хочется стать профессионалом в этой области. Мне потребуется, как на первом этапе, снова пять лет, чтобы переобучиться и стать компетентным экономистом?

- Нет, вам абсолютно этого не нужно делать, на пять лет в специалитет или на четыре года в бакалавриат вы можете не приходить. Хотя есть и такая траектория. Но сейчас получать результаты нужно уже вчера, и я бы вам посоветовала два формата: это либо в магистратуре получить магистерский диплом, либо если вы эту компетенцию не обязательно хотите подтвердить именно дипломом высшего образования, вам достаточно просто получить её в рамках повышения квалификации, либо в рамках мастер-класса. То есть у вас абсолютно разные сегодня возможности. Мы же тоже постоянно учимся. Вообще человек, который не получает новые знания каждый день из разных источников, - это человек, который даже сам себе будет неинтересен.

«Ректор несет ответственность и за студенчество, и за сотрудников»

- Скажите, ректору вуза что важнее – быть ученым, управленцем или, может быть, политиком? Я понимаю, что может быть все важно (самый простой ответ), но, например, могу ли я, не будучи ученым, а будучи хорошим управленцем, возглавлять вуз? Или все-таки нужно быть ученым и это важно?

- Ректор университета – это, во-первых, ученый, который добился определенных успехов в своей профессиональной деятельности; это специалист, который знает, что такое университет, и как университет может трансформироваться, и какие в университете процессы. Невозможно руководить коллективом ученых или руководить профессорско-преподавательским составом, если ты не прошел эту линию от студента, ассистента, заведующего кафедрой, декана и ученого, который имеет определенные квалификационные заслуги. Но это мое мнение, однозначно.

Врио ректора ПсковГУ Наталья Ильина. Фото: МК в Пскове

Второе - ты точно должен быть и финансистом, и хозяйственником, и психологом, потому что ты работаешь с коллективом, а коллектив разный. Быть управленцем и регулировать эти процессы, трансформировать эти процессы, создать корпоративную комфортную среду, где эффективно получать результаты, иногда применять непопулярные решения – это другая квалификация. И самое главное – нужно понимать стратегию развития высшей школы как на национальном, так и на мировом пространстве, то есть ты должен знать, какой вектор развития будет в университете.

Что касается третьей составляющей – политика, я бы, наверно, не назвала [ректора] политиком. Я просто бы сказала, что сегодня университет в обязательном порядке должен быть встроен в общественную жизнь и в стратегию развития региона, и вот эта функция более важна, чем функция политики.

- Если говорить о политике как о составляющей жизни, в Москве прошли митинги. И на несанкционированном митинге задержали двух студентов: один - из Бауманки, и другой – из Высшей школы экономики. Вот в такой ситуации ректор вуза должен защитить студента, сказать, что «мы с ним»? Сказать наоборот, что это плохо? Или вообще проигнорировать?

- Ректор университета ответственен за своих студентов. Ректор университета ответственен за процессы, которые происходят, в которые вовлечены его сотрудники. И поэтому в обязательном порядке должен отреагировать. Но здесь всегда очень важно разделить профессиональную деятельность и деятельность по отношению к каким-то личностным форматам, которые делаются студентами или сотрудниками университета. Но не реагировать ректор не имеет права.

- А вы каким бы образом отреагировали на такую ситуацию? Например, проректор «Вышки» Валерия Касамара, будучи кандидатом в Мосгордуму, поддержанным властями, тем не менее, поддерживает студента. В то же время в другом вузе, как говорят студенты, вроде как грозят отчислением. Вы на какой стороне в этой ситуации?

- Здесь будет неграмотно давать оценку коллегам. Каждую ситуацию нужно рассматривать персонально. Я понимаю, почему вы меня склоняете дать какую-то оценку…

- Да.

- В данном случае - либо положительную, либо отрицательную. Я не буду этого делать. Почему? Я объясню. В моей профессиональной деятельности (я работаю уже очень давно, рано заняла управленческую позицию) внутри университета было очень много таких ситуаций, и каждая ситуация непохожа друг на друга. Каждую ситуацию ты должен разбирать. Здесь каждый руководитель, поддерживая, либо не поддерживая, должен исходить из трех форматов: формата ситуации, которая есть, формата той корпоративной культуры, которая есть в университете, и той целевой задачи, которая была прописана к этой ситуации. Главное здесь – конструктив, грамотный и безэмоциональный. Но ректор несет ответственность и за студенчество, и за сотрудников.

«Для меня очень важно поднять уровень творческих объединений университета»

- В вузах европейских (допустим, Оксфорд и Кембридж) – есть соперничество в соревнованиях по гребле. В вузах США есть команды студенческие баскетбольные, по американскому футболу, матчи, которые собирают сотни тысяч болельщиков. В России не так развита эта спортивная составляющая. Почему? Это какое-то наследие прошлых лет? Это как-то будет развиваться или это в принципе не особенно важно?

- Спорт – это всегда та сфера, которая объединяет, при этом объединяет абсолютно разные возраста, разные государства, разные адресные группы, университеты. И объединяет через конкуренцию. Вы правильно заметили, что в спорте конкуренция очень конструктивная. Для Псковского государственного университета, как внеучебная деятельность, как реализация возможностей - это приоритетная задача. Я с вами не согласна, что сегодня мало уделяется этому внимания. Студенты Псковского государственного университета буквально на днях едут в Челябинск, где будут участвовать в спартакиаде по ГТО. Давайте возьмем универсиаду, в которой участвует наше студенчество.

- Я пел в капелле, когда учился в университете, и мне интересно спросить об этом коллективе, насколько стоит задача развития хорового пения?

- Смотрите, вы заговорили о спорте, дальше говорите о проекте «капелла» - вообще вы сейчас называете спорт, творчество, проектную деятельность, новые форматы внеучебной деятельности. Университет должен быть площадкой для студента и, я бы сказала, для населения, где ты можешь раскрыть все свои возможности и ты можешь продолжить свои хобби, свои увлечения, даже начать профессионально заниматься. Проекты, которые успешно реализовывались и, самое главное, имеют отклик и значимы для студентов, сотрудников, должны оставаться. Но это не должно быть междусобойчиком, местечковым кружком по интересам. Это должно быть на очень высоком профессиональном уровне, заметно на федеральном уровне. Та же самая капелла должна представлять университет на федеральном уровне в конкурсном формате, должна встраиваться в культурную программу, афишу региона, Понимаете, о чем я говорю? Для меня очень важно поднять уровень вот таких творческих объединений.

- Это сами коллективы должны предлагать или вуз готов на них давить и говорить «давайте, давайте»?

- Не давить, а обоюдно обсуждать и понимать, чего не хватает сегодняшним коллективам, в чем им нужно ресурсно помочь. Я сейчас говорю не обязательно о финансах. Сами ребята и сами руководители этих творческих объединений должны понять, что если они не меняются, если они не ищут своего нового зрителя, значит, они могут потерять этого зрителя.

«Мы вместе, консолидировано решили ответить на вопрос: теолог – это кто сегодня?»

- Университет взаимодействует с Псковской епархией, обучает теологов. При этом церковь от государства отделена. Есть ли здесь противоречия?

Кафедральный собор в Пскове. Фото: pixabay

- С епархией сегодня очень конструктивно реализуется три направления партнерства, сотрудничества. Я специально обращаю на это внимание: именно партнерство и сотрудничество. Для нас было важно определить вектор взаимодействия. Благодаря владыке лично, епархии, нашему коллективу и отдельным сотрудникам университета мы сегодня выстроили абсолютно разные форматы работы. Что касается образовательной деятельности, мы вместе, консолидировано решили ответить на вопрос: теолог – это кто сегодня? Куда он пойдет работать? И решили, что это не тот человек, который работает только в системе церкви. Нет, задача была абсолютно другая! Теолог должен получить практический вектор своей реализации. Мы с Владыкой лично встречались с ребятами, будущими абитуриентами и проговаривали им: «Коллеги, наши уважаемые абитуриенты. Мы вас переводим в плоскость практики, где вы можете получить абсолютно новые компетенции. Имея кругозор теологический, вы получаете практические компетенции педагога, специалиста музейного дела…» Вы прекрасно понимаете, в нашей Псковской области столько памятников… Работы очень много…

- Памятники ЮНЕСКО теперь.

- Да, памятники ЮНЕСКО в первую очередь. И реставрация. Реставрация для нас вообще новая задача, которую мы только начинаем для себя ставить. Это важные, но при этом светские задачи.

Храм Василия-на-Горке в Пскове. Фото: Фото: pixabay

Второй вектор – это вектор развития и взаимодействия с Епархией по волонтерской деятельности. Наши ребята участвовали в большом проекте епархии «Волонтеры культуры».

Мы вообще подумываем о том, чтобы сделать универсальный волонтерский модуль, когда ребята вне зависимости от специальности могут пройти его в условиях выбора: ты либо волонтер спорта, либо событийный волонтер, либо волонтер культуры, либо волонтер-медик.

«Я категорически против внутрирегиональной конкуренции вузов»

- Раньше у нас в Пскове было пять-шесть вариантов вузов для поступления. Сейчас ПсковГУ занимает доминирующее положение. Как вы относитесь к тому, что есть монополия вуза в регионе? Это хорошо или вы были бы за конкуренцию с каким-то еще вузом?

- Категорически против внутрирегиональной конкуренции.

- Почему?

- Потому что если ты конкурируешь с себе подобными, ты не вырастаешь. Ты должен конкурировать всегда и ставить себе сверхзадачи, а значит, равняться, сравнивать себя и стремиться только к сильнейшим. В связи с этим, даже если бы было несколько университетов внутри региона, для себя как для руководителя я бы обязательно построила стратегию только на конкуренцию как минимум на национальном уровне. А для нашего университета это вообще ситуация очень жесткая в связи с тем, что мы находимся на приграничной территории, а значит, мы должны для себя иметь бенчмарки среди зарубежных университетов (от англ. benchmark - «ориентир», «эталон» - прим. МК). И в стратегии развития, и в своей профессиональной жизни я всегда [считала], что невозможно найти вуз-кумир, такого не может быть. Есть сфера деятельности, и ты должен понимать, что в этой сфере деятельности бенчмарк есть на национальном и на мировом уровне. И, исходя из имеющихся ресурсов, ты должен выстраивать так управленческую деятельность, чтобы обязательно смотреть на результативность и показатели, сравнивать себя с национальным лидером.

Беседовал Павел Дмитриев.