Один день из жизни семьи в псковской Детской деревне-SOS

Детская деревня-SOS – уникальное место. Идея, придуманная в Австрии после войны, разошлась по всему миру. В Пскове Детская деревня-SOS работает уже 10 лет, и подробнее о том, что это такое, – в интервью с директором Игорем Соловьевым.

В продолжение проекта «Как живешь, Деревня-SOS» «МК в Пскове» решил рассказать об одном дне из жизни одной деревенской семьи.

Один день из жизни семьи в псковской Детской деревне-SOS

Знакомьтесь: SOS-мама Ирина Викторовна, ее дети – 17-летний Иван, сестры 12-летняя Женя и 10-летняя Лена, а еще 5-летняя Сашенька.

SOS-мама – это нанятый сотрудник, который занимается воспитанием детей в круглосуточном режиме. Детский коллектив в каждой семье меняется в зависимости от обстоятельств. Кто-то, как старший брат Вани, уже вырос и живет отдельно, в общежитии колледжа. Кого-то усыновляют. Когда Ирина, в прошлом – школьный учитель - 10 лет назад начинала работать здесь, у нее был один ребенок, позже в семье было и шестеро детей.

Сейчас, когда обучение в школах и колледже проходит онлайн, а детский сад и все кружки закрыты, жизнь семьи протекает в основном в стенах коттеджа и на территории Детской деревни - SOS. Этим ребятам, можно сказать, повезло, - территория достаточно большая, чтобы поиграть на свежем воздухе, и в то же время это не общественное пространство.

Ну а обычное утро буднего дня начинается в этой семье, как и в тысячах других. Будильник прерывает сладкий сон, который кто-то из детей хочет непременно досмотреть.

Раньше всех в кухню-гостиную спускается дежурный. Да-да, дежурят все по очереди, даже самая младшая, Саша, уже участвует в общей работе. Конечно, она к плите не подходит, а вот старшие вполне могут приготовить и первое, и второе, и компот.

Обычно на завтрак что-то несложное: когда хлопья с молоком, когда бутерброды или каша. В кашу можно добавить варенье или фрукты, а блинчики сделать и с творогом, и со сгущенкой – для тех, кто оказывается в Детской деревне-SOS уже подросшим, и такие вещи становятся откровением.

- У нас есть йогуртница, так что и домашний йогурт делаем. А вообще все, что нужно, из техники есть. Сами обсуждаем, выбираем и покупаем, - рассказывает SOS-мама.

После завтрака Ваня и Лена уезжают на учебу на автобусе деревни. Ваня учится в колледже на штукатура-маляра, и учится вполне прилично. Лена ходит в школу №12, это целенаправленный выбор, там поспокойнее, классы поменьше, поясняет SOS-мама.

Женя – пятиклассница школы №25, добирается сама. Ну а Сашу SOS-мама ведет в детский сад. Он тоже недалеко, напротив Ледового дворца. По дороге, конечно, обсуждают самые животрепещущие вопросы. Как у любого пятилетнего человека, у Саши их – миллион.

Дети из Детской деревни-SOS ходят в городские детсады и школы. Атмосфера в классе почти полностью зависит от учителя, уверена Ирина Викторовна. И благодарит педагогов Лены, Жени и Вани за то, что быстро разруливают конфликты. И служат примером для детей. Так, учительница Лены проводит для своего класса экскурсии и мастер-классы, от которых девочка в восторге.  И именно учительница увлекла Лену интересом к насекомым, так что у девочки собралась коллекция журналов на эту тему, купленных SOS-мамой.

Днем старшие возвращаются с учебы и собираются за обедом. Его готовит или мама, или дежурный. Меню часто обсуждают вместе, продукты покупают заранее.

Все это очень необычно для детей, которые никогда не жили в семье. Попросите младшеклассника из детского дома сходить в магазин и выбрать то, что ему захочется, – он удивится: зачем, ведь еда есть в столовой, а одежду выдадут. Поэтому иногда для ребят, которые только-только пришли в семью, SOS-мама составляет инструкцию покупателя: зачем нужна камера хранения, где взять корзинку или тележку, что нужно выбрать (ведь кроме чипсов и конфет в магазинах есть хлеб и молоко) и как расплачиваться на кассе.

Что касается гастрономических предпочтений, то с аппетитом едят все, говорит Ирина Викторовна. Конечно, все – сладкоежки, и поэтому, хоть сладости не под запретом, но вазочки с конфетами в доме нет – все хорошо в меру.

Обычно после обеда кто-то садится за уроки, а кто-то идет в кружок. Ваня, когда был поменьше, ходил на футбол, делал успехи в цирковой студии, а сейчас прыгает на батутах – начинал заниматься в «Простории», потом перешел в батутный центр «Кувырком», он поближе. Перерыв пришлось сделать только на время карантина.

Женя в этом году заканчивает музыкальную школу №5, замечательно играет на кларнете, у нее четверки и пятерки. Конечно, ни ученица, ни мама не ожидали, что экзамены придется сдавать онлайн, но и с этой задачей справились. А вообще Женя – артистическая натура, поет и танцует. В декабре прошлого года на фестивале «Кукарача» для детей из псковских детских домов и интернатов она спела так, что заняла третье место. А маленькая Саша в той же номинации «Вокал» - второе! Саша, кстати, занимается в детской музыкальной студии «Карамелька», так что у нее тоже есть свой кружок.

- Ирина Викторовна, а как вы поняли, кого в какую секцию отдать?

- О музыкальной школе для Жени рассказала одна мама в детском садике, куда я Женю водила. В том же здании, где школа духовых инструментов, находится «Карамелька», и Саше там очень нравится. Лену я отдала в бассейн, потому что она отчаянная, воду любит, но плавать не умела. В бассейне, конечно, научили.

У Лены, кстати, конструктивное, объемное мышление, и она с удовольствием мастерит. Ирина Викторовна готова научить девичьему ремеслу – сама она обожает вышивать и хорошо вяжет, так что девочки стопроцентно научатся вязать как минимум носки и варежки.

Оставшаяся часть дня и вечер – обычно время уроков. Ваня справляется сам, и вполне успешно, девочкам мама помогает. Школьная программа, может, и не перегружена, но корректировки в нее Ирина Викторовна внесла бы. Как, наверное, и 99% родителей, которые делают с детьми презентации, отчеты и доклады.

Ужин, как у многих, - самая «домашняя» часть насыщенного дня. Ну а после иногда можно посмотреть вместе фильм, почитать или поговорить по душам. Конечно, все это кажется слишком идеальным. И, конечно, не каждый вечер складывается именно так. Но всей семьей с огромным удовольствием смотрели «Хроники Нарнии». А сейчас, например, с девочками нередко включают фильмы о войне, только не новые, а советские. В школе много рассказывают о Великой Отечественной войне, и кино вроде «В бой идут одни старики» девочки смотрят с большим интересом.

- У Жени день рождения 9 мая. Когда она была маленькая, гордо говорила: «В мой день рождения всегда салют», - улыбается SOS-мама. - Что подарили на день рождения? Выполнили заказ на подростковую косметику. А вот в прошлом году активизировалась родная бабушка Жени и Лены. Мы с ней скинулись и подарили Жене велосипед, из старого она выросла. Девочки очень гордятся, что у них есть родные, мама и бабушка… Когда один раз Женю пытались в школе поддразнить, я ей сказала: «У тебя две мамы, это же здорово».

Основная задача SOS-мам – вырастить социализированных детей, готовых и умеющих жить в обществе. В идеале – эмпатичных, добрых людей. Это очень сложная задача. Ведь мало научить каким-то практическим навыкам. Маме предстоит вылечить или хотя бы подлечить раны души, которые за коротенькую жизнь уже успели нанести ребенку взрослые. Ирина Викторовна приводит один пример. В семью из интерната пришли два брата, школьники. Они не могли понять, как нужно вести себя с мамой, как строить отношения. Ведь всю жизнь у них были только группа и воспитатели. Позже в семье появился еще один мальчик. Он никогда не был в детском доме, рос в семье, потом оказался в приюте. И только глядя на него, на то, как он общается с SOS-мамой, дети начали осознавать, что значит – мама, почему она сердится или улыбается, стали учиться у него, домашнего мальчика, сочувствовать и сопереживать.

- Ребенку важно понимать, что о нем заботятся. Он иногда долго не может поверить, что его не бросят, - говорит Ирина Викторовна. – И вот когда эта уверенность приходит, - тогда он начинает оттаивать и меняться…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру