«Ах, эта свадьба»: Как в Псковской губернии невест и женихов били кнутом и морили голодом

Странные свадебные традиции Псковщины XIX века

Лето – традиционная пора свадеб. Это значит, что через пару недель на мостах и оградах памятников вновь активно будут вешать замки, в кафе и ресторанах – бросать в толпу гостей букет и подвязку, на улицах – устраивать импровизированный фейерверк в честь молодой семьи. Всё это традиции современные, европеизированные. С богатым культурным прошлым Псковщины они не имеют почти ничего общего.

Ещё пару столетий назад свадьбы в Псковской губернии справляли совсем иначе. Женихов и невест, например, буквально морили голодом, а после венчания стегали кнутом. Какие ещё странные свадебные обычаи были у наших предков, выяснил «МК в Пскове».

Странные свадебные традиции Псковщины XIX века
Встреча жениха и невесты в день свадьбы в Псковской губернии всегда проходила в чистом поле. Александр Бучкури, "Свадебный поезд", 1913 год

Территория современной Псковской области – кладезь любопытной информации для краеведов и фольклористов. Интерес к «коллекционированию» старинных обрядов и памятников народной речи проявляли и 200 лет назад. В дореволюционные годы, например, краевед Николай Быстров создал и опубликовал удивительный этнографический очерк - «Свадебные обычаи, обряды и песни в Елинском приходе (в юго-западной части) Островского уезда Псковской губернии». Труд этот был издан в Пскове, в Типографии Губернского Правления, ещё в 1899 году. По стечению обстоятельств с этой книгой XIX века нам удалось познакомиться, на неё мы и будем опираться в нашем материале.

Сватовство «понаслышке»

По словам краеведа, свадьбы в Псковской губернии ещё в XIX веке в большинстве случаев играли не летом, как сейчас, а либо в период от Рождества до Масленицы (это время называлось «Мясоедом», и большая часть религиозных ограничений снималась), либо с 15 сентября по 14 ноября, то есть после того, как завершались почти все полевые работы.

Как правило, ещё два века назад жених и невеста в Псковской губернии не были знакомы друг с другом до свадьбы. Сложно представить себе такое в наше время, но решение, за какую девушку посвататься 200 лет назад, принималось, основываясь на слухах. Так самыми подходящими кандидатурами для замужества считались те девушки, чьи семьи слыли богатыми, зажиточными и домовитыми. Впрочем, иногда поводом для сватовства становились и далеко идущие рассказы о красоте будущей супруги.

Сваты в Псковской губернии приезжали, как правило, ночью. Николай Пимоненко, "Сваты", 1882 год

Следует сказать, что инициатива сватовства принадлежала всегда родителям жениха. Отец семейства, в котором росла «девушка на выданье» не мог «предложить» её сыну своего знакомого или друга – это считалось дурным тоном. При этом, прежде чем сватать сына за какую-либо девушку, в Псковской губернии было принято спрашивать его согласия.

У вас товар – у нас купец

Когда кандидатура невесты была выбрана и одобрена, в псковских деревнях начинался подбор свата. На эту «должность» родители жениха приглашали одного из своих родственников или знакомых. Выбирали человека бойкого и словоохотливого, про него говорили: «Должен уметь играть и плясать и сшить из маленькой торбочки большой мешок» - то есть представить семью жениха и её хозяйство в лучшем виде, так, чтобы семья невесты дала согласие на брак.

«Если жених и невеста совершенно незнакомы, вместе со сватом едет “на смотрины” и жених. Делается это всегда ночью [ред. чтобы не сглазили счастье молодых]. Приезжий сват, вошедши в дом, сейчас же берётся за кружку, стоящую на столе. Невеста, чтобы выразить свою догадливость и гостеприимство, тот час же подносит гостю кружку кваса и подаёт ему, в знак своей покорности, с глубоким поклоном», - делится наблюдениями, добытыми во время фольклорных экспедиций краевед Николай Быстров.

На рукобитие в доме невесты собирались все её родственники. Николай Петров, "Смотрины невесты", 1861 год

В доме завязывался разговор. Сначала было принято говорить о хозяйственных заботах и уже после – о сватовстве. Причём родителям невесты, услышав о цели визита «ночных гостей», полагалось сначала отказываться от свадьбы, ссылаясь на молодость дочки, и даже придумывать небылицы, препятствующие женитьбе в этом году. При этом, пока шёл спор, свату следовало выйти во двор и проверить лошадь, на которой приехали гости. Если оказывалось, что невеста вынесла ей корзину сена, то исход сватовства был предрешён – отец и мать не соглашаются для вида, а сами рады выдать дочь замуж; если же лошадь оставалась ненакормленной – считалось, что сватам в этом доме не рады.

После похода к лошадям сват начинал хвалить жениха (часто приукрашивая действительность), рассказывать о его достоинствах и богатстве, чем постепенно «завоёвывал благосклонность» родителей будущей супруги. Наконец, договорившись о встрече на следующий день, процессия возвращалась к себе домой.

Ответный визит

Утром следующего дня в доме жениха готовились к визиту родственников невесты. Ради них с рассвета всё чистили и мыли. Иногда «на прокат» от соседей по такому случаю пригоняли коров, приносили дорогую одежду и утварь, чтобы впечатлить будущих родственников. Родители невесты же, по обычаю, прибывали к обеду. Не заходя в дом, они первым делом осматривали снаружи жильё родителей жениха, заглядывали в амбары, проверяя, есть ли там хлеб, пересчитывали скот во дворе. Если увиденное радовало, проходили к столу и приглашали вновь к себе вечером на «рукобитие».

После замужества молодухе полагалось менять причёску - заплетать не одну косу, а две. Наталья Антохина-Куракса, "Крестьянская свадьба"

«Рукобитие начинают с разговоров о приданом. После перед иконами зажигают восковые свечи, реже – лампады, все присутствующие становятся перед ними, молятся, а затем пожимают друг другу руки и поздравляют с совершившимся», - сообщает краевед Николай Быстров.

По его наблюдениям, гостей на свадьбу приглашают по большей части родные невесты. Если деревня, в которой они живут, небольшая, зовут всех соседей без исключения. Делается это в тот же вечер. А ближе к ночи невеста в знак своей покорности и расположения подносит жениху и его родне подарки – платки (будущему супругу подороже, за рубль, а свёкру и свекрови подешевле – за 15-20 копеек).

Невесте, даже если она была влюблена в своего будущего мужа, полагалось плакать и просить родителей отметить свадьбу. Сергей Грибков, "Благословение на свадьбу", 1886 год

«Через 3-4 дня у невесты справляются “закладины” – жених с родителями вновь собираются в доме невесты. Здесь их потчуют обедом и чаем. В конце обеда невеста подносит будущим родным подарки, по большей части ценные [ред. дарит пояса и кошельки, рубашки и чулки]. Жених со своей стороны одаривает невесту деньгами (немного более того, что стоят её дары). Свекровь подносит невесте печеный хлеб и связку баранок, копеек 20-50 деньгами со словами: “Вот тебе, дочушка, ешь, пей моё; не ходи ни молоть, ни толочь вообще ничего”», - делится свадебными обычаями дореволюционный краевед, а затем добавляет, что после этого вопрос о свадьбе решён, она почти никогда не срывается.

Мальчишник XIX века

Вместо мальчишника, встречающегося в наши дни, в XIX веке было «катание» - за 2-3 дня будущий супруг, повязав на шею подаренный невестой платок, в компании шумной компании поющих друзей, объезжал всю свою родню и приглашал её на свадьбу. За этой процессией, утверждает фольклорист, наблюдали обычно молодые незамужние девушки. Их бойкий дружка приглашал потанцевать с приятелями жениха, их же уговаривал «поцеловать да приголубить молодцов». Так продолжалось до вечера.

"Девичник" XIX века сильно отличался от "мальчишника" - в доме невесты царила печальная атмосфера, пелись грустные песни. Владимир Маковский, "Девичник", 1882 год

Тем временем, в родительском доме со своими подругами встречалась и будущая жена. Самую бойкую девушку она назначала «большей подружкой». Атмосфера на этих посиделках, как правило, была печальной – собравшиеся заунывным тоном пели грустные песни и оплакивали свободную жизнь. Невесте полагалось причитать особенно усердно. Ко всему прочему она должна была хватать отца и мать за шею и руки, умоляя их отметить своё решение о свадьбе. Так или иначе, эти просьбы не воспринимали всерьёз – невесту благословляли и выводили к лошадям, украшенным лентами и бубенчиками. В компании подружек она также ехала приглашать родных на свадьбу.

«Голодовка» на удачу

В день свадьбы в доме невесты вставали рано. Необходимо было не только приготовить кушанье и убрать горницу, но и расставить столы, а затем пригласить к столу всех соседей, рассадить их, накормить и напоить. Кстати, невесте всё это время полагалось скромно и безмолвно сидеть в углу под иконой. Перед ней, как и перед всеми гостями, были разложены угощения, однако, она к ним притрагиваться была не должна. Считалось, что такая «голодовка» принесёт удачу в семейной жизни, жених будет ласков, а свекровь не ворчлива. «Муж молодой накормит вдоволь», - говорили по этому случаю. Наевшись, гости начинают одаривать невесту деньгами. Такая же церемония проходит в это время и в доме жениха.

Лицо невесты до встречи с женихов закрывали платком. Иван Куликов, "Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме", 1875 год

После жених и невеста в своих домах начинали готовиться к венчанию. В сопровождении родных они выходили из своих домов, садились в сани и ехали навстречу друг другу.

«Встреча жениха и невесты никогда не происходит в доме. Чаще всего – в открытом поле. Во время такой встречи с невесты снимают платок, закрывающий её лицо. Молодые кланяются друг другу, обнимаются, садятся в одну телегу и едут к обеду в дом невесты, - сообщает Николай Быстров. – Приехав, невеста и её гости входят в дом, а жених и гости с его стороны остаются на улице».

Тут-то и начинался выкуп, который любят устраивать и в наши дни. В начале него в XIX веке будущая тёща подходила к жениху с чашкой воды, смешанной с хмелем (чтобы от любви кружилась голова), мыла ему лицо, дарила платок – утереться, а затем выливала «хмельную» воду на голову лошади. Пустую чашку после этого бросала на землю так, чтобы она разбилась (на счастливую жизнь).

Дружка тем временем «пробивал» дорогу к невесте – от недовольных подружек он откупался монетами. Когда же молодые, наконец, встречались, их усаживали за обеденный стол (есть им всё ещё запрещалось, угощались только гости), затем благословляли и отправляли венчаться.

Страница этнографического очерка "Свадебные обычаи, обряды и песни в Елинском приходе (в юго-западной части) Островского уезда Псковской губернии", 1899 год

Приветствие кнутом

На венчании невесте полагалось стоять с распущенными волосами. По завершении обряда в церковной сторожке новоиспечённой жене впервые в жизни в ознаменование «приобретения нового статуса» заплетали две косы. В волосы при этом полагалось вплетать деньги – на богатую жизнь. Затем всю причёску повязывали повойником [ред. специальным платком для замужних крестьянок], а после «молодуху» выводили к жениху. Она в знак покорности бросалась ему в ноги.

На венчание вместе с молодыми отправлялись лишь их близкие родственники - остальные ждали приезда новоиспечённых мужа и жены у свадебного стола. Андрей Рябушкин, "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии"

Краевед Николай Быстров, наблюдавший за обычаями жителей Псковской губернии, утверждает, что после венчания свадебная процессия ехала уже в дом родителей жениха. Около 250 лет назад их встречали в вывернутых наизнанку шубах. Кроме того, свекровь брала невесту за руку, трижды поворачивала её вокруг себя, а после ударяла несчастную плёткой. Этот обряд был призван «запутать злых духов», которые хотели навредить молодой семье, лишить её счастья и поссорить супругов. Считалось, что увидев, что новоиспечённую жену в семье мужа не очень-то любят, они останутся довольны и больше не потревожат молодых своими кознями.

И.Львов, "Приезд молодого от родителей в дом тестя за свадебный пир", открытка, изданная в 1912 году

Спустя 50 лет, в середине XIX века этот обычай, делится фольклорист, оставили. Вместо плётки молодую семью стали встречать хлебом да солью (на жизнь в достатке) и иконой – ею благословляли молодых. Далее следовал свадебный пир. В его разгар молодые уходили, а гости оставались праздновать до глубокой ночи. Тех, кто оставался до утра, угощали гостей и завтраком. Утром следующего дня молодым впервые кричали: «Горько!» Застолье продолжалось до барабанного боя – после него все оставшиеся до завтрака гости разъезжались.

Страница этнографического очерка "Свадебные обычаи, обряды и песни в Елинском приходе (в юго-западной части) Островского уезда Псковской губернии", 1899 год

***

После отъезда последнего из гостей в первый день замужней жизни над молодой женой было принято по-дружески шутить. Многочисленная родня мужа, в отличии от родственников жены, оставалась в доме – кое-кто из них хватался а метлу и начинал убирать дом, другие клали в печь дрова, третьи – вели невестку на скотный двор или в хлев, таким образом, как бы вводя новоиспечённую родственницу в круг новых обязанностей. Обижаться на такое поведение было не принято. Напротив, всех «помощников» молодуха одаривала.

Большая часть обрядов, без которых ещё 200 лет назад в Псковской губернии не представляли свадьбу, в наши дни утратилась, другие, например, мальчишник и девичник, успешно заменились «европейскими аналогами». Хорошо ли это? На наш взгляд, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. Ну, скажем, без битья кнутом на первой встрече, «голодовки» на удачу и выливания на голову воды с хмелем, мы и сейчас отлично обходимся. Что же до остального… Может быть, некоторые традиции ещё можно воскресить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру