У улыбчивого и открытого к диалогу 40-летнего Михаила [ред. имя героя публикации изменено по его просьбе] есть хорошо оплачиваемая работа, жена и четверо детей. Выглядит он явно моложе своего возраста, и сложно представить, что такой благополучный человек страдал в своё время от алкогольной зависимости. Мужчина откровенно поделился своей историей исцеления от такой страшной болезни, как алкоголизм.
- Когда вы поняли, что стали алкоголиком?
- Мой первый поход к наркологу с этой проблемой случился, когда мне был 21 год. Тогда я пил пиво: с утра одну бутылочку, потом вторую, третью… Но при этом я даже не ощущал, что напивался. Вечером запросто мог ещё выпить.
- А чем вы занимались в то время, учились или работали?
- На тот момент я прогуливал институт, а на работе меня попросили уволиться, но я уже и сам хотел поскорее оттуда уйти. В это время у меня был некий «период небытия»: я неожиданно осознал, что сижу дома по 10-12 дней, по вечерам общаюсь с друзьями и практически ничего не делаю. Интереса к учёбе нет, на работу планирую выйти чуть позже, при этом постоянно пью пиво. И постепенно начинаю понимать, что меня это тяготит. Хоть я и не напивался, всё же была какая-то внутренняя опустошённость и бессмысленность, которую я и заливал этим пивом.
- А почему и как начали пить?
- Мой старший брат был алкоголиком. У него это проявилось сразу в каких-то тяжёлых запоях, он всё время попадал в какие-то неприятные истории, поэтому практически сразу его хотели «закодировать» и лечить. У меня такого не случилось — я всегда боялся пить. Когда я был ребёнком, мама меня предупреждала об алкоголизме брата и даже водила меня к наркологу, чтобы обезопасить меня от употребления. И в подростковом возрасте, ради интереса, я впервые попробовал пиво. Оно мне даже не понравилось. Но через какое-то время я понял, что мне доставляет удовольствие пить 2-3 банки в день.

- Ваши близкие как-то пытались вам помочь?
- Да, они говорили, что я много пью. Я понимал, что у меня были все атрибуты счастливой жизни, но всё-таки жизнь была совсем не такой. Я мог выпить и 7 бутылок пива день. Долгое время я не мог принять, что я алкоголик: ведь я мог и день, и три, и неделю не пить. И месяц. Меня попросту к этому тянуло. Не скажу, что это было мучительно. Скорее, оно таким стало позже. Дальше в ход пошли и более крепкие напитки. Я пил, чтобы опьянеть. Алкоголь стал постоянным спутником моей жизни. Учась в техникуме, а потом и в институте, весёлые студенческие «гулянки» стали неотъемлемым элементом времяпрепровождения. Впервые я ощутил, что что-то идёт не так, около 21 года. Так я решил самостоятельно обратиться к наркологу.
- Что вам сказал нарколог, и назначили ли вам лечение?
- Нарколог рассказала, что моя мама сама к ней приходила и рассказывала, что я выпиваю. Мне сказали, что у меня есть потенциал стать алкоголиком. Врач заявила, что поможет мне выбраться из небольшого запоя, однако если я вернусь – меня будут «кодировать». И ситуация повторилась буквально через 3-4 месяца. Можно сказать, у меня тогда было «вялотекущее» употребление пива. Я, конечно, мог изредка что-то покрепче употребить, но никогда сильно не напивался, да и запоем это было сложно назвать. И вот я оказался вновь у нарколога. Мне было очень стыдно к ней идти, я испытывал позор и унижение. Тогда казалось, что все показывают на меня пальцем. В итоге было принято решение меня «закодировать».
- И на сколько вас «закодировали»?
- Запретительную процедуру сделали сроком на 1 год, вроде бы. После укола я был в полной решимости больше никогда не пить и не встречаться с друзьями. Первая кодировка была после окончания института. Я решил ограничить компанию. Это сейчас я вспоминаю, что у меня было внутреннее напряжение. Я плохо знал, что такое алкоголизм. У меня было невыносимое состояние от того, что я не пью.
- И после этого вы, что называется, сорвались?
- Да. Мне сначала предложили выпить на работе, и я отказался. У меня даже спросили в шутку, не «закодировался» ли я. Тогда казалось, что меня все просвечивали рентгеном насквозь. Но я всем говорил, что у меня гастрит. День закончился, и я поехал домой. Очень хотелось пить, и как раз друзья мне предложили встретиться. Но я был уверен, что мне будет очень плохо после запретительной процедуры. В итоге я понял, что места себе не нахожу. Алкоголь оказался сильнее меня. У мамы стояла небольшая бутылка водки для протирки, я плюнул на всё и выпил 0,25 литра водки. Меня сильно расслабило, я получил незабываемое облегчение. Я был уверен, что не все испытывают такие ощущения, но оказалось, что это и есть алкоголизм. Пиво стало появляться в моей жизни каждый день.

- Были ли в вашей жизни такие истории, которые появились только из-за злоупотребления алкоголем?
- Однажды я выпил в один из четвергов и в выходные проснулся в поезде, который направлялся на юг, со своим другом. И стало даже страшно — я не планировал никакой поездки. На работе пришлось потом, конечно, извиняться. После этого опять пришёл к наркологу, и она уже предложила мне лечь в наркологическую больницу. Это был стыд! Помню, как собирал вещи и ехал в больницу… Мне было 23 года, при этом я еду и не понимаю почему — у меня ведь есть высшее образование, диплом с отличием, я успел дважды поработать в крупных корпорациях, мне все говорили о том, что у меня большое будущее. Я и сам всё это понимал, но всё шло как-то неправильно.
- И сколько вы провели времени в больнице?
- Не много. В палате лежали мужчины лет на 20-30 старше меня. Они спросили: «Парень, ты что здесь делаешь?» Они посмеялись над моими словами о том, что я, вероятно, алкоголик. И да, после этого я решил, что я здесь по ошибке. В коридоре встретил одного из старожил, мы с ним поговорили, он уверил меня, что по ошибке здесь никого не бывает, и, возможно, я здесь окажусь ещё не один раз. Началась череда больниц, я кодировался, меня брали на работу, и на тот момент я уже был однажды в сообществе анонимных алкоголиков (АА). У меня было ощущение бессмысленности жизни и пустоты, и это притом, что я учился, думал о семье, работе, спорте. Но я не мог найти себя. После каждой кодировки я пил, и однажды у меня случился гипертонический криз. При этом через сутки я снова напился.
- Что вы сделали дальше?
- В итоге я пошел в церковь. Я был далек от всего этого: но меня этот новый этап и пугал, и манил. Я до конца не понимал, в чём моя проблема, но люди сказали, что в церкви я могу получить помощь. Там я крестился и напился в тот же день. Это был светлый день моей жизни, я очень хорошо его помню. Я напился, и люди вокруг меня осуждали. Однако когда я рассказал об этом алкоголикам, они меня хорошо поняли и сказали: «Конечно, а что ты еще мог сделать в такой светлый день?» Я себя сильно за это осуждал, однако это — часть моей жизни. Впоследствии священник сказал, что они ничем не могут мне помочь, поскольку это не их профиль. Однако он посоветовал мне обратиться к одному прихожанину. Я к нему подошел на церковном дворе и сказал, что мне посоветовали подойти к нему. Он сразу улыбнулся и спросил: «Алкоголик, что ли?». Я сказал, что не то что бы... но есть проблемы.
Он на тот момент был трезвый около 12 лет, рассказал про программу АА и предложил съездить на собрание. Я слышал про АА только из американских фильмов, где все представляются и хлопают друг другу. Обратиться в АА мне посоветовали нарколог и священник. Так стала появляться моя трезвость. И всё же у меня была сильная тяга.
- Кто в итоге вам помог прийти к трезвому образу жизни?
Рядом со мной был алкоголик-наркоман, который впоследствии умер из-за срыва. Мы с ним разбирали принципы трёх первых шагов («12 шагов АА» - поэтапная программа по избавлению от зависимости. - Прим. ред.). Он сказал тогда интересную вещь о том, что чудо случается тогда, когда один алкоголик помогает другому.

Общаясь с ним в наркологической больнице, каким-то чудом я вдруг понял, что смог не выпить день, потом неделю, и две, и три, и целый месяц. И я понял, что в моей жизни случилось что-то такое, чего не было никогда. В меня это вселило большую надежду. Я видел людей с большим сроком трезвости, которые рассказывали абсолютно шокирующие истории о том, как они все теряли, но все они улыбались, хорошо выглядели и имели работу, семью. У меня появилась надежда, и я решил пересмотреть свою жизнь с разных позиций, исправить ошибки. Чудо происходит там, где один алкоголик разговаривает с другим. Мне это грело душу. Через год мне удалось в родном Подмосковье открыть свою группу. Она действует и развивается и поныне. Я женился в трезвости, у меня большая семья, меня сняли с наркологического учета, я без проблем прошёл медкомиссию для получения водительских прав, получив справку у своего же нарколога.
- Сейчас вас по праву можно назвать счастливым человеком. А были ли вы счастливы, когда выпивали?
- Не могу сказать. Это была иллюзорная радость, эфемерная. С истинным счастьем я это точно не могу сравнить. Скорее, это больше похоже на неудачную попытку обрести счастье.