ЖЭК-потрошитель: почему в Псковской области выросли счета за коммуналку и куда жаловаться

Оплата жилищно-коммунальных услуг для большинства семей Псковской области – вечная причина для стресса. Ежемесячно жители региона получают квитанции, цифры в которых заставляют ужасаться и хвататься за голову, прикидывая, как выкроить из бюджета нужную сумму. Особенно безрадостными платёжки бывают в холодное время года, когда включается отопление. В начале 2022-го псковичи остро ощутили: «коммуналка» опять выросла. И не на 500 рублей (такую прибавку ещё можно было бы потянуть), а на тысячу или даже на полторы. С чем это связано? И куда жаловаться? Ведь тарифы обещали индексировать только с 1 июля… «МК в Пскове» разобрался в вопросе.

ЖЭК-потрошитель: почему в Псковской области выросли счета за коммуналку и куда жаловаться
Жители Псковской области обратили внимание на рост платежей за жилищно-коммунальные услуги

В социальных сетях можно найти много анекдотов и забавных картинок на тему квитанций и оплаты услуг ЖКХ. Впрочем, это и неудивительно. Шутки типа «из всех ежемесячных подписок больше всего хотелось бы отписаться от квартплаты» или «пришла платёжка от ЖЭКа-потрошителя» цепляют многих. Но порой это смех, что называется, сквозь слёзы. С нового года жители Псковской области стали замечать увеличение и без того больших сумм в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги. Откуда они взялись? Ранее комитет по тарифам и энергетике Псковской области обещал, что до 1 июля 2022-го никакого повышения не планируется.

Жители Псковской области с ностальгией вспоминают 2021 год. Тогда за коммуналку приходилось платить меньше

«Как и в предыдущие годы с 1 января 2022 года нового года тарифы на коммунальные услуги – теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электрическая энергия, природный газ, сжиженный газ, вывоз мусора остаются на уровне тарифов декабря 2021 года. С 1 июля 2022 года  рост тарифов на перечисленные коммунальные услуги для населения в целом  не превысит 4%», - отмечалось в сообщении на официальной странице профильного комитета в социальной сети «ВКонтакте».

Глас народа

Стало быть, проблема в чём-то другом. К слову, увеличение сумм в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги заметили жители многих районов Псковской области. В социальных сетях они продолжают выражать недовольство не только возросшей «коммуналкой» но и несоответствием критериев «цена-качество» в вопросе оказания жилищно-коммунальных услуг.

Псковская область растёт и развивается. Растут и суммы в квитанциях за ЖКУ

«На улице, вроде, зима. А у нас что, отопительный сезон уже закончился?! Батареи холодные. В этом году вообще что-то плохо топят, дома постоянно холодно. Сильнее нужно топить. Дома-то уже не новые. И горячая вода на Строителей, 21, вонючая уже неделю. Трупачиной несет. За что мы платим?» - написали жители Дновского района в одной из местных групп «ВКонтакте».

«Цены за коммунальные услуги, как впрочем, и за продукты, у нас в районе растут регулярно. А зарплаты не увеличиваются. За коммуналку с начала года стали платить больше, чем было раньше! Я специально сравнила. Такое ощущение, что мы миллионеры!» - поделилась возмущением в одном из сообществ жительница Невельского района.

Недовольны ростом ЖКУ и жители районов

«Плата за коммунальные услуги в нашей семье всегда была главной статьёй расходов. Но в этом году стало совсем тяжело. У нас двухкомнатная квартира в обычной панельной пятиэтажке – площадь чуть больше 53 квадратных метров. Установлен общедомовой счётчик. При том, что с мужем у нас общий доход всего 15 тысяч (я работаю в детском саду), за коммуналку приходится отдавать в холодное время года по 8,5 тысяч ежемесячно. 4,8 тысячи от этой суммы – отопление, без учёта горячей воды. Летом, конечно платим меньше… За отопление квитанции “по нулям” приходят. Но всё-таки! Спасает только огород. Плюс ягоды и грибы в сезон собираем, а потом сдаём», - поделилась сложностями в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» жительница Пыталовского района.

Всё дело в отоплении?

Ещё несколько свежих жалоб по поводу «коммуналки» находим на сайте губернатора Псковской области. Вот что пишет внук, приехавший к бабушке-инвалиду в Великие Луки в гости на Рождество: «Дома, по адресу город Великие Луки улица Дворецкая 13/28, в ванной комнате не работает отопление вообще от слова совсем! Батареи ледяные! В ванной комнате находиться невозможно! В помещении 15 градусов. Это какое-то издевательство! 3700 в месяц платим! За что? За ледяные батареи в ванной комнате и чуть теплые в квартире? Оцениваю оказание услуг не на 3700 рублей, а просто на 700 рублей в месяц. И то это перебор даже».

Сильнее всего, уверены псковичи, увеличились цены за отопление

А вот другое обращение. Уже от жителя района Запсковье города Пскова. Он сравнил квитанции 2021 и 2022 годов и пришёл к выводу, что зимой 2021-2022 года плата за отопление поднялась на 40%: «С ноября 2021 года я стал замечать, что показания общедомового прибора учёта нашего дома значительно увеличились с большую сторону [по словам автора обращения, в среднем на 35 Гкал – прим.ред.]. Соответственно и увеличилась сумма оплаты за отопление для меня лично и всех жильцов нашего дома. При этом, температурные показатели средних температур за ноябрь, декабрь и январь 2020 года, 2021 года и январь 2022 года, были примерно одинаковы, хотя разница между показаниями общедомового прибора учёта просто колоссальная. Прошу проверить правильность начислений за отопление и горячую воду по показаниям общедомового прибора учёта нашего жилого дома и объяснить мне и жильцам остальных 59 квартир моего дома, по какой причине в этом отопительном сезоне произошел столь существенный рост платы за отопление».

Коммунальные платежи - одна из главных статей расходов почти для каждой псковской семьи

«Собственное расследование» причин повышения сумм в квитанциях за отопление провели и жители псковского микрорайона «Звёздный». «На днях в чате нашего микрорайона проходило бурное обсуждение. Почти всем в январе 2022-го пришли квитанции за отопление, требующие заплатить на 1000 больше, чем в декабре. Это вообще, я считаю, из ряда вон! В прошлом году морозы были сильнее, а в этом… Как подняли плату, дома стало холоднее. Причём значительно. Весь январь мы мёрзли, а платим в итоге больше!» - рассказала псковичка в беседе с корреспондентом «МК в Пскове».

Рост сумм в квитанциях за отопление заметили даже жители домов, в которых установлены общедомовые приборы учёта

«С моральной точки зрения не можем топить меньше»

За объяснениями «МК в Пскове» обратился в пресс-службу МП «Псковские тепловые сети». Там объяснили, что муниципальное предприятие перешло на температурный график 150\70. Тогда как в прошлом году теплосети работали по графику 105\70. Но тогда некоторые жители направляли жалобы на холод в квартирах. На этом фоне батареи сделали «погорячее».

«График поменялся в связи с поступившим распоряжением. У нас на улице температура наружного воздуха зимой меняется – то становится холоднее, то теплее. В этом году у нас зима довольно холодная. У нас есть температурные графики и нормативные документы, в которых отмечается, при какой температуре воздуха мы должны работать по какому температурному графику. Мы придерживаемся этих нормативов, выбираем тот температурный график, который нам необходим », - объяснил помощник директора по вопросам информационного обеспечения муниципального предприятия города Пскова «Псковские тепловые сети» Алексей Ермолаев.

В теплосетях признались, что не могут топить меньше из-за эпидобстановки

Он отдельно остановился на том, что жители Пскова по традиции получают квитанцию месяцем позже - то есть платёжки за январь приходят в начале февраля. Из этого следует, что с одной стороны, людям может быть тяжело трезво оценить полный спектр погодных условий, которые были месяцем ранее, и от которых зависел график работы теплосетей. С другой же стороны, подчеркнул Алексей Ермолаев, почти все псковичи, получая квитанцию, смотрят только на сумму. На количество Гкал, которые также указаны в платёжке, внимания не обращают.

«При этом вся загвоздка заключается именно в количестве Гкал, которые потребляет тот или иной дом. У нас есть у всех, и в квартирах, и в домах, счётчики, по которым мы оплачиваем. С них снимаются показания. Гкал, которые потребляются домом, распределяются затем между жильцами. Отсюда и цены», - прокомментировал помощник директора по вопросам информационного обеспечения МП «Псковские тепловые сети».

Отопление в 2022 году стало стоить дороже в среднем на тысячу-полторы

Алексей Ермолаев также подчеркнул, что теплосети испытывают большую нагрузку, работая в текущем графике. Связано это с высокой степенью износа сетей. Однако ни с точки зрения морали, ни с точки зрения закона, поступить иначе предприятие не может.

«Мы не выдумываем эти температурные графики. Поверьте нам, на самом деле, на графике 150 градусов нам работать очень тяжело, и мы не хотели бы работать в этом температурном диапазоне. Потому что износ сетей у нас достаточно большой, и предприятию тяжело работать с такими температурами. Но если мы не будем этого делать, то есть вероятность, что у кого-то где-то будет холодно. А учитывая всю эту эпидемиологическую обстановку мы с моральной точки зрения просто не можем топить меньше», - резюмировал он.

Доходы населения Псковской области оставляют желать лучшего. А тут ещё огромная коммуналка...

Не нравится? Жалуйтесь!

Словом, псковские теплосети запятую в предложении «топить, нельзя морозить» уже поставили. А как насчёт предприятий, обеспечивающих тепло в домах в других муниципалитетах? Куда обращаться жителям Псковской области, если не согласен с суммами в квитанциях за отопление или любые другие коммунальные услуги?

На этот вопрос «МК в Пскове» ответил председатель правления Ассоциации органов территориального общественного самоуправления Псковской области, председатель Союза собственников недвижимости Псковской области, член Общественной палаты Псковской области, координатор проекта «Школа грамотного потребителя» Алексей Кириллов. Он отметил, что не соглашаться с платёжками за ЖКУ можно по разным причинам. Однако быть просто недовольным большой суммой в квитанции мало. Нужно постараться аргументировать свою позицию.

Такие квитанции приходили псковичам в 2004 году... Фото: архив ПЛН

«Попытаться оспорить квитанцию всегда можно. Первое, что должны сделать собственники, - обратиться в свою управляющую организацию. Там им должны объяснить, почему конкретная сумма появилась в квитанции и как она формируется. Сделать это управляющая компания должна вне зависимости от того, кто эту сумму выставляет (Водоканал, Тепловые сети или другие предприятия)», - отметил он.

Алексей Кириллов подчеркнул, что это требование «управляйки» часто не выполняют. Говорят о том, что не знают деталей и отправляют к тому, кто прислал квитанцию. Координатор проекта «Школа грамотного потребителя» отметил, что в этом случае можно пойти на поводу у управляющей организации, сэкономить время и нервы и, действительно, обратиться в ресурсоснабжающую организацию.

Куда жаловаться жителям других населённых пунктов?

«Если же ответ ни тех, ни других не устраивает, то тогда собственники вправе обратиться за разъяснениями в Государственный жилищный надзор. Он уже, как государственный орган контролирующий деятельность управляющих и ресурсноснабнающих организаций должен проверить, правильно ли начисляются суммы, условно говоря, всё ли законно. Вам должны дать конкретный ответ», - резюмировал Алексей Кириллов, добавив, что на этом споры с суммами в квитанциях следует закончить, в связи с тем, что ответ, который предоставляет Государственный жилищный надзор всегда полный и составлен с учётом различных факторов.

Отдавать по нескольку тысяч рублей ежемесячно за «блага цивилизации» в виде света, отопления, горячей воды и газа современным людям, бесспорно, сложно. Отчасти это связано с тем, что доходы населения Псковской области далеко не самые высокие. К счастью, поспорить с суммами в квитанциях всегда можно. Главное, пропить перед этим курс успокоительных.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру